У южной границы великой державы
В жару и в суровый норд-ост
Отлитый с любовью из прочного сплава
Стоит неизвестный матрос.
Народная память не меркнет с годами,
Как синь черноморской волны.
И сердцем своим ощущаю я пламя,
Зажженное эхом войны.
Всплывают немолкнущий гул канонады,
Атаки тех яростных дней,
Кипящее море, развалин громады
И лица погибших друзей.
Почетное место по праву герою
С живыми в едином строю.
От имени павших сражаться с войною
Пришел он на землю свою.
Виктор Рябикин
Стихи посвящены памятнику «Неизвестному матросу», открытому 30 июля 1961 года на набережной Новороссийска в День Военно-морского флота,
Он стал символом всех черноморских моряков, сражавшихся в Великой Отечественной и Гражданских войнах.
На высоком постаменте возвышается скульптура непобедимого матроса с автоматом на плече. Он гордо смотрит вдаль, стоя на страже города-героя. Внизу, на камне, бронзовыми буквами высечена надпись: «Неизвестному матросу».
Этот монумент, высотой 7 метров, излучает силу, олицетворяя мужество и стойкость и память о тех, кто отдал свою жизнь за Родину.
(Автор скульптуры — Олег Коломойцев. Архитекторы — Константин Михайлов и Е.Г. Лашук.)
Несмотря на название «Неизвестному матросу», у памятника был вполне реальный прототип. Это Владимир Кайда - матрос, о котором ходят легенды, что он убивал немцев одним ударом кулака.
Владимир Кайда в Новороссийске воевал в составе отряда под командованием Цезаря Куникова. Вот один из самых знаменитых эпизодов из обороны Малой Земли в 1943 году.
Во время боя, когда Кайда находился на открытой местности, он услышал пронзительный вой, который мог означать только одно – их позицию накрыли немецкие пикирующие бомбардировщики и прямо сейчас вокруг начнут рваться бомбы. Вскочив, он побежал и нырнул в ближайший окоп. Запрыгнув, он понял, что укрытие с ним делят два фашиста. Это были немецкие корректировщики, которые и навели авиацию на позиции красноармейцев. В ожидании взрывов, они зажали уши и пригнулись к самому дну окопа, не замечая «гостя». «Я понял, что сейчас, после взрывов, они поднимутся и увидят меня, – рассказывал потом Кайда товарищам. – А у меня ни одного патрона в оружии. И тут вспомнил, как у нас в колхозе, ещё до войны, один мужик на спор быка ударом кулака убил. А тут какой-то вшивый фашист.
Кайда ударил одного из них кулаком прямо по каске, и стальной шлем раскроил ему череп. Другой немец потянулся за автоматом и уже успел снять его с предохранителя и оттянуть затвор, но тут получил удар под подбородок и свалился замертво.»
Матрос Кайда отличался богатырским телосложением и не менее богатырской силой. Когда он ходил в 1941 году под Одессой в штыковую атаку, отличие от других бойцов, он держал винтовку не двумя, а одной рукой, за приклад. Так и колол врага, не давая приблизиться. За один бой 17 румын уложил, — вспоминал его сын, Валерий Владимирович.
Матрос Владимир Кайда - участник десанта Куникова на Малую Землю. Принимал участие в боях за освобождение пяти городов-героев из тринадцати, участвовал в четырёх морских десантах, в том числе и в составе морской пехоты на Малой Земле, имеет тринадцать ранений.
В Новороссийске, где Кайда жил после войны, он избран Почётным гражданином города.