Перечитывал на досуге довольно старую (1919г. первое издание) книгу Пьера Жане - хотя многим, связанным профессионально с психологией и психиатрией, его имя и некоторые открытия известны, многие его труды подзабыты. И совершенно зря: поразительный материал, опередивший своё время!
В этой работе он отступает подальше от фракций, дисциплин и школ, уже тогда ведущих полноконтактную борьбу, и пытается увидеть картину в целом. Ниже приведём для иллюстрации оглавление английского перевода этой книги (но желающие могут оценить и оригинал), к которому и прилагаются следующие комментарии.
В этом компендиуме, вполне созвучным с современным социально-поведенческим контекстным подходом к анализу, Жанет аналогично игнорирует большую часть специфического жаргона различных авторов и теорий, фокусируясь взамен на том: (1) Что именно делается, в конкретных терминах поведения; (2) в каких обстоятельствах и (3) с какими эффектами
К примеру, цитата:
"Хотя, если смотреть теоретически, учения г-жи Эдди могут показаться ничем большим, чем очередным сортом пошлого и весьма нелогичного идеализма, практические результаты её "Христианской науки" неопровержимы, и это придаёт её философии печать организованности" (Жане, 1925)
Мы вполне могли бы сказать подобное, комментируя многие из текущих психотерапий!
Жане также приводит множество примеров для каждого из методов, с довольно ёмкими описаниями некоторого контекста. Что более всего примечательно в этой книге - это то, что почти что все методы и техники, описанные в ней, так или иначе обнаруживаются среди основных "модальностей" современной психотерапии, только разве что под иными названиями.
В продолжение исторической справки - профессионалы медицины в те времена (активные годы Фрейда и чуть ранее) начали сталкиваться со случаями, которых никто не видел ранее (спасибо современности и капитализму), и никто не знал, как разбираться с такими проблемами, потому что они не были связаны с физиологией (хотя многие продолжают надеяться на это до сих пор).
В связи с чем специалисты - неврологи, психиатры и не только - общались друг с другом в те года, начало ХХ века, куда больше и чаще, они посещали клиники коллег, чтобы лично увидеть, кто что пробует и у кого что из этого получается: Шарко, Жане, Пинель, Бернгейм, Брёйер, Фрейд и т.д.
С такими симптомами и "болезнями" никто ранее не встречался, и поэтому врачи оказались в неловкой ситуации, что, впрочем, для медицины прежних эпох было в порядке вещей - им приходилось подбирать и изобретать лечение на пустом месте, так как текущие их медицинские знания были беспомощны. Среди прочего, это очень заметно в записках раннего Фрейда - настолько его письма и заметки полны колебаний и неуверенности, и насколько часто он упоминал всех прочих практиков (позже он ссылался лишь на своих учеников).
Но, мало-помалу, карьеры многих пионеров пошли в гору, и они в основной массе перестали друг с другом взаимодействовать, как прежде, и со временем перешли к территориальным разборкам... В общем-то, этот курс продолжается во многом и сегодня в полную силу; и это не единственная, но одна из крупных помех в действительном развитии.
Как писал позже социолог Арнольд Роуз:
Благодаря некоторой исторической случайности, исследование несчастных или расстроенных людей было закреплено за врачами - пожалуй, наименее подготовленными среди всех исследователей человека к работе с такими проблемами. В отличие от прочих специалистов в биологических науках, у врачей практически не было подготовки в научной методологии, но также - и это ещё важнее - они были приучены искать причины неполадок в организме, нежели в организации...
Итак, ниже оглавления. Только из названий это не бросается в глаза, но к нынешнему дню методы и приёмы психотерапии изменились в основном лишь косметически и рекламно с тех пор...
Часть 1. Поиски ментального и морального воздействия
1. Чудесные исцеления
Здесь Жане рассматривает религиозные чудеса, магические исцеления и животный магнетизм. Он приводит примеры и затем предупреждает скептиков, что не стоит путать разговоры о "чудесах" с теми реальными явлениями, что действительно происходят - и иногда выглядят как немедленные изменения в поведении. В итоге он заключает, что лучшие методы наблюдения и большее погружение в ситуативный контекст нужно, чтобы судить о том, почему и как некоторые чудесные исцеления видимо случаются и при каких именно условиях, нежели просто верить практикующим такое "шаманам" на слово или же отвергать эти феномены вовсе, не обращаясь к тщательному изучению конкретных событий.
2. Философские методы терапии
Жане обрисовывает некоторые философские, рациональные и квази-духовные терапии, где философские (сейчас бы сказали, "когнитивные") изменения у пациентов видимо приводят к улучшениям. В этом разделе он проходится по движению "Христианской Науки", или церкви Мэри Бейкер Эдди - где производились "исцеления" того, что мы теперь назвали бы "психопатологическими" симптомами, но не только, при помощи библейских писаний. Естественно, упоминаются и методы психотерапии куда более древних форм философии времён греко-римской античности, которые, впрочем, не были вполне "духовными" в современном нам значении (стоики и т.п.). Среди современных продолжателей этой методологии - РЭПТ А. Эллиса, что тоже использует для помощи логику и философские аргументы, пытаясь "отговорить" (диспутировать) клиентов от их проблемных убеждений.
3. Медицинское морализаторство
Жане расписывает метод рациональной терапии Поля Дюбуа - или "лечебное нравоучение", тех лет. В основе своей это был ещё один философский способ убедить пациентов "отказаться" от своих симптомов (снова, "когнитивные" или дискурсивные изменения). Дюбуа, по личному признанию, иногда использовал гипнотизм, но по большей части опирался на убеждение (внушение?) и авторитет.
В обзор включены похожие стратегии Штрюмпелля, Оппенгейма, Жолли, Фореля и многих других - и мы можем заметить, что их резюме охватывают во многом современные когнитивные подходы и их теории "ошибочных когнитивных процессов/схем": "Мы должны лучше понимать своих пациентов, когда осознаём то, что под влиянием ошибочных идей они завели у себя ряд вредных умственных привычек" (стр. 105). Позже, сопоставляя религиозные и нерелигиозные версии, Жане замечает: "Идея "ошибки" более расплывчата, нежели понятие "греха" (стр.128).
Помимо того, упоительна сама концепция "лечебного нравоучения", буквально означает, что врач пытается уговорить человека меняться к лучшему, читая ему нотации о тех или иных последствиях. В общем-то, и сегодня (2020-е) это довольно распространённый подход, особенно в моделях общественного здравоохранения, однако современные психотерапевты, врачи и вообще властные фигуры имеют куда меньше авторитета (в терминах Жане и Дюбуа, "престижа"), чем доктора имели сто с лишним лет назад... Так что сейчас приходится быть изворотливее!
Часть 2. Утилизация автоматизмов пациента
В этих главах Жане рассматривает исторические и клинические подробности гипноза и внушения (суггестии), а также некоторые связи между ними. "Внушения" и "автоматизмы", конечно, уже не используются в жаргоне современных терапевтов столь уж часто, но, когда мы понаблюдаем за ежесекундным ходом сеансов нынешних специалистов, мы эти события и действия непременно найдём.
Например, можно "внушить" (предложить) клиенту некое движение или действие собственными словами или движениями. Также мы можем внушать и разговоры (т.е. мысли) для применения, но Жане утверждает, что двигательное внушение надёжнее, нежели внушение слов или фигур речи.
Автоматизмы используют поведение, которое уже есть у клиента, чтобы изменить какое-то другое поведение. Хотя такие приёмы в большинстве современных психотерапий негласно сокрыты, некоторые формы, особенно открытые в своей "гипнотической" традиции, используют их более прямолинейно (напр., "недирективный" гипноз Милтона Эриксона, стратегическая терапия Джей Хэйли).
Впрочем, вообще говоря, "использование автоматизмов" - также во многом соответствует современной КБТ и похожим методам обнаружения "автоматических мыслей" пациента, после чего их пытаются заменить или остановить.
Часть 3. Психологическая экономия
9. Лечение отдыхом
Как подсказывает название, многие виды терапии подразумевают, что мы даём пациенту отдохнуть, взять выходные или расслабиться. Жане прослеживает многие движения и вариации подобных идей, а также многостороннюю их критику, что имела (и имеет) место.
В современной психотерапии такого рода средства тоже используются, но по большей части подспудно, в "фоновом" режиме. Также приводятся некоторые интересные (и очень современные) дискуссии о том, действительно ли пациенты, заявляющие себя усталыми или изнурёнными, правда таковы. Здесь Жане подключает собственную гипотезу о том, что такой человек может всего лишь иметь "идею-фикс" о том, что очень устал; в современных понятиях это транслируется в "иррациональное убеждение/когнитивное искажение" на предмет измождённости, то есть проблема пациента помещается на уровне речи и языка, а не реальной телесной усталости.
10. Лечение изоляцией
Изоляция (удаление, отстранение, обособление) часто рассматривалась в качестве "лекарства" от проблем, и Жане проводит обзор истории этого способа, включая монастыри и приюты, а так же как лечение при "истерии" у женщин в трудах Шарко и прочих (которым удаление от своей патриархальной семьи действительно могло давать облегчение).
Жанет затем проводит некоторый компонентный разбор возможных эффектов изоляции (контекстный анализ), описывая мысли насчёт того, каким образом уединение может помогать в различных обстоятельствах. В некоторых случаях принудительной изоляции, полагает Жане, пациенты могут имитировать "излечение" в порядке спасения от своих скверных жизненных обстоятельств.
Внимательный читатель может найти среди рассматриваемых Жане методов этой категории в том числе и рекомендации, напоминающие современные нам медитацию и практики осознанности. Отсылаясь к социально-контекстному анализу современности в условиях капитализма, нетрудно провести параллели, что уже тогда люди испытывали реальную потребность отдохнуть от ударной конкурентной "продуктивности" ("протестантская этика труда"), а также изолировать себя хотя бы на время от орд незнакомцев, возникших как постоянное явление только после промышленной революции.
11. Лечение ментальной ликвидацией
В относительно краткой, но захватывающей главе с подозрительно (для нас) звучащим названием Жане рассматривает долгосрочные эффекты травматических событий и то, как люди могут быть от этих пагубных эффектов избавлены ("ментальная ликвидация" - эмоциональное отреагирование, десенсибилизация или "катарсис").
Здесь он ссылается на массу свежих тогда работ в этой области, как собственных, так и на Шарко, Фрейда, Юнга и Принса (до 1919, естественно). Надо сказать, что он горячо поддерживал главные идеи Фрейда, за исключением сексуального анализа, особенно это видно в разделе под названием "Психоаналитические преувеличения" (стр. 640). Также в этой главе имеются чарующие абзацы по поводу памяти:
"Память, как и убеждение, подобно всем психологическим феноменам, есть определённое действие; по существу, это действие - рассказ некой истории" (стр. 661).
В сущности это ультра-современный, контекстно-поведенческий взгляд в виде заключения о "природе памяти", но на сотню лет раньше.
Часть 4. Психологические приобретения
12. Образование и перевоспитание
Эта рубрика включает в себя широчайшее разнообразие терапий - в том числе помощь пациентам в выполнении движений и физических упражнений, дыхательную гимнастику, управление внимание и движением глаз (!) и вообще приобретение различных умений.
Некоторые из этих методик имеют общие черты с тем, что сегодня называют поведенческим тренингом навыков, поведенческой активацией и практикой внимательной осознанности. И здесь Жане также приводит множество образцов и подробности существующей на тот момент критики этих подходов.
13. Эстезиогенные агенты
Это методы терапии, построенные на стимуляции ощущений пациента (или его собственном производстве ощущений, напр. в воображении). Они включают: помещение магнитов или металлов на кожу пациента; осязание пациентом частей своего тела; гидротерапию; устранение чувств (анестезию) и даже статическое электричество.
Жане вновь приводит критику того, каким образом разные авторы об этих подходах мыслят и говорят, но никак не ставит под сомнение некоторые базовые позитивные результаты в рассматриваемых им примерах - которые он обобщает тем, что пациент достигает некого "бодрствующего состояния". Он связывает эффекты таких приёмов с феноменами, рассмотренным ранее - такими, как внушение и фиксированные идеи.
Некоторые процедуры такого рода существуют и применяются сейчас в том числе (как правило, с новыми, затейливо сплетёнными россказнями об их "механизмах действия") - например, лечение касанием, рейки, психосоматическая/телесно-ориентированная терапия и т.п.
14. Лечение возбуждением
Эта глава следует из материалов предыдущих (12 и 13) и рассматривает физические активности и упражнения, прогулки, труд и работу в качестве терапии, вплоть до грани с побуждениями "проявлять силу воли".
15. Психофизиологические методы лечения
Этот класс также включает в себя широкий ряд подходов, включая регулярные медицинские процедуры, некоторые препараты, а также масса внимания уделяется диете, рациону и даже вегетарианству. Жане среди прочего обсуждает эффекты алкоголя: "Прежде чем посетить меня, один молодой человек выпил десять стаканов бренди, "чтобы быть достаточно энергичным для беседы", и был притом весьма свободен от множества расстройств речи, равновесия или памяти" (стр. 1079). Впрочем, куда больше времени Жане рассматривает проблемы, связанные с употреблением лекарств, веществ и алкоголя.
16. Нравственное руководство
"Все особые методы психотерапевтики, что мы изучали под названием суггестии, моральной дезинфекции, отдыха, изоляции, перевоспитания и возбуждения - были последовательными плодами общих методов духовно-религиозного и морально-этического лечения, значение которых было изложено в первой части этой книги" (стр. 1112)
Здесь Жане представляет дополнительный исторический материал насчёт указанных им методов "морального руководства" и связанных с этим движений.