Найти в Дзене
Константин Затулин

«Умные парни» на радио «Говорит Москва». О Грузии. 22 июля 2025 года

Е.ВОЛГИНА: Про постсоветское пространство говорим. Интересно, что Грузия сейчас как-то отбивается от претензий. Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе считает частью антигрузинской пропаганды обвинения правительства республики в пророссийских настроениях и действиях. Ему пеняют тем, что они запрещённое у нас ЛГБТ запрещают, закон об иноагентах принимают — и всё это элементы пророссийскости. Он говорит, «нет, я за Грузию», но его не слышат.

К.ЗАТУЛИН: Поскольку ситуация обостряется, конфронтация углубляется и так далее, и так далее, в том числе на данном этапе очередной всплеск надежд на то, что Трамп теперь одумался, и наконец-то Россия получит удар от могучего Запада на Украине. Конечно, одновременно с этим считают цыплят по осени, кто как себя ведёт. И на Западе просто чёрно-белое представление о постсоветском пространстве. Там считают, вот Грузия пример, что если правительство не антироссийское, значит, оно просто пророссийское.

Е.ВОЛГИНА: Линейная логика.

К.ЗАТУЛИН: Не антироссийское, значит, пророссийское. То есть оно должно быть демонстративно антироссийское.

Е.ВОЛГИНА: И не должно быть национальным.

К.ЗАТУЛИН: И тогда можно считать, что с ним можно вести дела. Вот только что вы говорили: почему Азербайджан так себя ведёт? Для того, чтобы его увидели как антироссийское государство и как бы пошли ему навстречу в тех вопросах, которые ему интересны.

Е.ВОЛГИНА: Но это же потеря национальной идентичности. Нет?

К.ЗАТУЛИН: Не уверен, что в случае с Азербайджаном речь идёт именно об этом. Пути этой национальной идентичности в иных случаях неисповедимы, как пути Господни.

Что касается Грузии, понятно, что Грузия в данном случае оказывается в уязвимом положении, потому что, с одной стороны, она не может сблизиться с Россией, вернуться к прежним закадычным временам, потому что между нами история, связанная с Абхазией и Южной Осетией. Никакое правительство Грузии не готово от этого отказаться, от претензий на Абхазию и Южную Осетию.

Разница состоит в том, что если Саакашвили пытался это решить в 2008 году своей молниеносной победоносной кампанией, то сегодняшнее правительство Грузии пытается найти какие-то пути для того, чтобы уговорить, так или иначе, Абхазию и Осетию вернуться. Но у Абхазии и Осетии свои интересы. Возвращаться, отказываться от своей независимости они не хотят. Они считают, что в кои-то веки в истории им выпал такой шанс, они за него всячески борются и держатся, особенно в Абхазии. В Южной Осетии хотят совсем не в Грузию, хотят в Россию, чтобы объединиться с Северной Осетией, чтобы была наконец общая Осетия, пусть в составе Российской Федерации, но общая, не разделённая границей.

Конечно, это предел возможного, когда дело касается сближения с Грузией. Но в Грузии разумно полагают, что вступать в войну с Россией или, как им обещали, кто-то из политических деятелей Грузии совсем недавно рассказывал, им объясняли, что они должны сделать на самом деле. Они должны вступить в войну с Россией…

Е.ВОЛГИНА: Сейчас?

К.ЗАТУЛИН: Да. Конечно, Грузия не победит, но она будет партизанить, она будет создавать проблемы.

Е.ВОЛГИНА: Чтобы что?

К.ЗАТУЛИН: В России будет.

Е.ВОЛГИНА: А Грузии за это что?

К.ЗАТУЛИН: А за это Запад будет её славословить, сохранять безвизовый режим для граждан Грузии, везде, на всех площадках говорить о том, что демократия под угрозой, ну и искать способы как-то более эффективно Грузии помочь, ну я не знаю, вступлением Грузии в НАТО, вступлением Грузии ещё куда-то. То, что до сих пор, кстати говоря, остаётся официальной целью грузинского государства — вступление в Евросоюз и в НАТО.

Но теперь ни о каком Евросоюзе и НАТО… В ближайшее время, по крайней мере, с этим правительством Грузии придётся забыть. А эти метастазы ведь глубоко ушли, и в грузинском обществе полным полно детей Сороса, внуков Сороса. Из-за чего возник сыр-бор такой в прошлом году? Из-за того, что был принят закон, списанный с американского, об иноагентах.

Е.ВОЛГИНА: Об иностранном присутствии в прессе.

К.ЗАТУЛИН: Списанный с американского просто-напросто, действующего уже несколько десятков лет. Quod licet Iovi, non licet bovi. То, что позволено Юпитеру, не позволено быку. Поэтому сразу же это правительство было обвинено в том, что оно враг Запада, потому что вот на эти небольшие, но условия Грузии с её ценами существенные доллара, или марки, или евро, можно было существовать.

Возникла такая городская среда, которая, собственно, является средой для производства всяких революций, майданов и всего остального в грузинском варианте. Большинство населения Грузии к этому относится совершенно индифферентно. Собственно, это причина, по которой правящая партия продолжает править. Но зато в умах определённой части взбаламученной грузинской интеллигенции это приобретает характер крестового похода: вот мы за Грузию в Европе или мы продолжаем быть соседом Москвы, нам бы куда-нибудь поближе со штатом Джорджия. Вот будет Грузия и рядом штат Джорджия, одна Джорджия и другая Джорджия.