Кому принадлежат права на образ и название Лабубу?
Лабубу создал гонконгский иллюстратор Касинг Лунг для книги "The Monsters", а коммерческие права на Лабубу принадлежат китайской компании Pop Mart International Group Limited.
Компания Pop Mart уже зарегистрировала товарный знак LABUBU по международной мадридской системе (регистрация № 1819536). Охрана охватывает такие товары как "игрушки" и действует в 11 странах мира, включая Россию.
А ещё компания владеет авторскими правами на дизайн игрушки.
Это означает, что в России разрешено продавать только оригинальные игрушки с названием "Лабубу" и любая не относящаяся к китайскому правообладателю продукция, повторяющая образ персонажа, считается контрафактом.
👮🏻♂️ Пока случаев защиты интеллектуальных прав на Лабубу в России не было, но это может измениться в любой момент. В июле таможенное управление Китая уже изъяло свыше 50 тысяч поддельных игрушек Лабубу с логотипами бренда Pop Mart, поэтому скоро борьба правообладателя с нелегальной продукцией может расшириться и на Россию.
Россияне пытаются закрепить за собой права на Лабубу и создают пародии
Вы знали, что "Лабубу" на китайском сленге означает "тот, кто везде лезет"?
Популярность и коммерческий успех милой и дерзкой игрушки привела к патентной активности российских предпринимателей.
1. Союзмультфильм
Союзмультфильм подал в Роспатент заявку на регистрацию товарного знака с изображением Чебубу — персонажа, объединяющего образ культового советского Чебурашки и китайского зубастого монстрика (заявка № 2025766699).
Чебубу хотят зарегистрировать в отношении полного перечня всех возможных товаров и услуг для максимальной защиты.
2. Natura Siberica
Натура Сиберика, российская косметическая компания, обратилась в ведомство с заявкой о регистрации слова "LABUBU" на себя для косметической продукции (заявка № 2025758856).
Интересно, что 10.07.2025 компания отозвала заявку, но пока Роспатент продолжает работу по ней. Так ждёт ли нас новая линейка Лабубу-косметики?
3. Глобал Трейд, предприниматель Халтян Темур и другие
Другие менее известные предприниматели тоже пытаются приобщиться к коммерческому успеху китайских монстриков.
Оптово-торговая компания Глобал Трейд подала слова "Лабубу Labubu" на регистрацию для одежды, обуви и текстиля (заявка № 2025756827), а индивидуальный предприниматель Халтян Темур — для канцелярии, сумок, кожаных изделий, названий магазинов и других товаров и услуг (заявка №
2025751477).
Как поступит Роспатент?
Пока все эти заявки находятся на первой стадии рассмотрения, но скоро Роспатенту придётся разрешить их по существу.
Отказ в регистрации возможен по основанию введения потребителя в заблуждение относительно изготовителя. Из-за невероятной популярности игрушек Лабубу потребитель может связать и другие товары с первоначальным китайским производителем, то есть принять новые виды продукции за развитие оригинальной серии.
А ещё запрещено регистрировать обозначения, тождественные названию известного в России произведения или персонажа без согласия его правообладателя. Такой сценарий развития юридической ситуации тоже возможен.
📌подпункт 1 пункта 3 и подпункт 1 пункта 9 статьи 1483 ГК РФ
Что касается регистрации Чебубу Союзмультфильмом, то здесь речь идёт скорее о разрешенной творческой пародии.
И кстати, общественность уже выступала против Чебубу и Союзмультфильму пришлось свернуть проект.
Весной 2025 года телеканал ТНТ анонсировал фильм «Чебубу и другие приключения Шурика» с участием героев Чебубу и Филиппино-Киркорино. Фанаты отрицательно восприняли искажение любимого образа Чебурашки. Во избежание конфликта и падения репутации от Чебубу отказались.
❓🤷🏻♀️ Удастся ли российским производителям присвоить себе права на Лабубу, хотя бы частично, или контроль останется у китайской компании? Как думаете вы?
____________________
команда КопиВайт
Понравилась статья?
👇🏻🤝🏻
Подписывайтесь и присоединяйтесь к нашему ⚡Telegram-каналу "Право на творчество"
Будьте с нами, не пропускайте важное!