Найти в Дзене
Мир комиксов и кино

F1: вещи о Формуле-1, которые фильм показал неправильно

Новый проект Джозефа Косински, режиссёра "Топ Ган: Мэверик", и сценариста Эренa Крюгера рассказывает о Сонни Хейзе - ветеране автоспорта, который после тридцатилетнего перерыва возвращается в Формулу-1 и вступает в команду APXGP. Его напарник и одновременно главный соперник - дерзкий новичок Джошуа Пирс, которого сыграл Демсон Идрис. В фильме также снялись Керри Кондон (Кейт, технический директор и возлюбленная Сонни), Хавьер Бардем (Рубен, владелец команды) и Тобайас Мензис (Питер Бэннинг, член совета директоров). "F1" оказался стильным, динамичным фильмом в духе старой школы и уже собрал в прокате более 460 миллионов долларов. Зрителям понравился харизматичный Питт, а критики отметили живую, напряжённую режиссуру. Ещё до релиза главной интригой проекта стала заявленная достоверность. Съёмки велись на настоящих трассах Формулы-1, в партнёрстве с реальными командами, с использованием полноценных болидов. Но по некоторым причинам авторы всё же позволили себе несколько серьёзных отступле
Оглавление

Новый проект Джозефа Косински, режиссёра "Топ Ган: Мэверик", и сценариста Эренa Крюгера рассказывает о Сонни Хейзе - ветеране автоспорта, который после тридцатилетнего перерыва возвращается в Формулу-1 и вступает в команду APXGP.

Его напарник и одновременно главный соперник - дерзкий новичок Джошуа Пирс, которого сыграл Демсон Идрис. В фильме также снялись Керри Кондон (Кейт, технический директор и возлюбленная Сонни), Хавьер Бардем (Рубен, владелец команды) и Тобайас Мензис (Питер Бэннинг, член совета директоров).

"F1" оказался стильным, динамичным фильмом в духе старой школы и уже собрал в прокате более 460 миллионов долларов. Зрителям понравился харизматичный Питт, а критики отметили живую, напряжённую режиссуру.

Ещё до релиза главной интригой проекта стала заявленная достоверность. Съёмки велись на настоящих трассах Формулы-1, в партнёрстве с реальными командами, с использованием полноценных болидов. Но по некоторым причинам авторы всё же позволили себе несколько серьёзных отступлений от реальности, и давайте их разберём.

Приятного чтения!

APXGP ненастоящая команда Формулы-1

-2

Собственно, начать нужно с того, что команда APXGP (в которую вернулся персонаж Питта), не является реальной, и её придумали специально для фильма.

При этом в 1990-х годах Сонни выступал за команду Lotus, которая действительно существует в Формуле-1. Кроме того, в фильме появляются несколько настоящих пилотов и команд Формулы, например, Льюис Хэмилтон, семикратный чемпион мира из Великобритании, выступающий за Mercedes.

Возвращение Сонни Хейза как пилота

-3

Формула-1 - один из самых закрытых и беспощадных видов спорта. В каждом сезоне на старт выходит всего два десятка пилотов, и пробиться в этот элитный круг почти невозможно. Тут нужны не просто феноменальные навыки - за плечами должны быть годы выступлений в младших сериях вроде Формулы-2 и Формулы-3. Но и этого мало.

Даже блестящая скорость и стабильность не гарантируют места в команде. Часто важнее, кто у тебя в спонсорах, есть ли у семьи деньги, и насколько ты выгоден с коммерческой точки зрения. Эта подковёрная реальность делает возвращение Сонни Хейза в гонки - после 30 лет простоя - чем-то из области фантастики.

В фильме APXGP изображена как команда, захлёбывающаяся в неудачах. Владелец, Рубен Сервантес, говорит, что ставит на опыт, а не на молодость, и потому берёт Сонни вместо перспективного пилота из Формулы-2. Но идея о том, что кто-то рискнёт посадить за руль шестидесятилетнего ветерана с травмой шеи - даже в кризисе - звучит нереалистично.

Ещё одна проблема - время. В реальности команды планируют состав на месяцы вперёд, вкладываются в молодёжные академии, следят за каждым кругом. Никто не станет внезапно звать гонщика, который десятилетиями не выступал и давно выпал из формы. Особенно в спорте, где доли секунды решают всё.

Ну и, конечно, физика. Гонщики Формулы-1 это не просто худые парни в комбинезонах. Они пашут в зале, как элитные бойцы, укрепляют мышцы шеи и рук. В поворотах они ловят по 5-6g - такую перегрузку обычный человек не выдержит и круга. Брэд Питт в роли Сонни - обаятелен, без вопросов, но он не выглядит как действующий пилот. У него нет нужной массы, особенно в шее, которая должна держать голову под диким давлением (собственно, не забываем про его травму шеи)

И нам хотят сказать, что после этого он спокойно выходит на старт против молодых гонщиков?

Постоянные аварии Сонни

-4

Но даже если закрыть на всё это глаза, Сонни отстранили бы уже после первой гонки. И дело даже только в авариях, а в том, как вообще ведёт себя команда APXGP. Их боевой настрой, кричалки в духе "бей первым", безрассудные тактики - всё это шло бы вразрез с правилами Формулы-1. Там ценят точность, чистую борьбу и безопасность. Любое хаотичное поведение - от непредсказуемых торможений до опасных манёвров - быстро заканчивается штрафами.

В Формуле-1 не прощают ни грубых контактов, ни попыток что-то "нахимичить" на трассе. А в фильме Сонни провоцирует столкновения, выводит машины из игры, вызывает красные флаги - и всё это без последствий. В реальности его бы быстро наказали - штрафом, дисквалификацией или даже баном на несколько гонок. А команду могли бы и вовсе лишить лицензии.

Это не выдумка - в 2008 году команда Renault устроила скандал: пилоту приказали нарочно врезаться, чтобы помочь напарнику выиграть. История вошла в хроники как "Крэшгейт", и закончилась отстранением руководства и громким расследованием. Так что идея, что Сонни мог бы подобное провернуть неоднократно - да ещё и с поддержкой своей команды - выглядит откровенно нелепо.

Голливуд, конечно, любит эффектные аварии - с переворотами, искрами и проломами барьеров. Но современные болиды устроены так, чтобы такого не происходило. Тут и "гало", и зоны деформации, и телеметрия - всё работает на то, чтобы минимизировать риск. Сцена, где Пирс перелетает через забор, скорее напоминает аркадную игру, чем реальную гонку.

Да, выглядит это всё мощно и драйвово. Но в настоящей Формуле никто не рискует зря - ставки слишком высоки, и стюарды не дремлют. За любое безумие последует наказание. Так что, увы, весь этот адреналиновый хаос, который творится в фильме, разрушает главное - ощущение, что ты смотришь элитный спорт элитный, чётко регулируемый и беспощадно точный.

Соперничество в Формуле-1 не настолько драматично

-5

Конфликт между ветераном Сонни и новичком Джошуа в фильме добавляет драматизма, но градус их вражды выглядит слишком уж закрученным. Да, в Формуле-1 хватает легендарных противостояний, но откровенные ссоры на публике - особенно между напарниками - случаются крайне редко.

Тут важен имидж: спонсоры, камеры, журналисты - всё под прицелом. Ни один здравомыслящий гонщик не стал бы устраивать потасовку перед телекамерами - слишком велика цена. За такое в реальной команде могли бы и отстранить.

Сегодняшних пилотов с молодых лет учат держать лицо. Напарники могут не любить друг друга, могут сцепиться на трассе - но вне её чаще сохраняют холодную вежливость. PR-службы бдят, руководство тоже. Сор из избы не выносят - просто потому, что это подрывает команду изнутри.

А в фильме у Сонни с Джошуа не просто разногласия - там откровенная вражда без тормозов. В настоящей Формуле-1 такую пару в одной команде долго бы не держали.

Участие Сонни в Гран-при Абу-Даби

-6

Одна из самых больших неточностей в фильме - это появление Сонни на Гран-при Абу-Даби, где он в последнюю минуту присоединяется к гонке.

В действительности правила ФИА это строжайше запрещают. Чтобы получить допуск к гонке, пилот должен принять участие хотя бы в одной тренировочной и одной квалификационной сессии. Нельзя просто приехать в день гонки и сесть за руль.

Фильм снимали с машинами Формулы-2

-7

Да, фильм про Формулу-1 снимали на машинах Формулы-2, которые были модифицированы с помощью специальных кузовных панелей, чтобы имитировать современные болиды "королевских автогонок".

Съёмки с настоящими машинами Формулы-» были бы слишком дорогими и сложными, поскольку эксплуатация каждой из них обходится примерно в 250 000 долларов в день и требует большой команды для обслуживания. Машины Формулы-2 стали более практичным решением, сохранив при этом ту реалистичность высоких скоростей, которая была необходима для фильма.