Новый проект Джозефа Косински, режиссёра "Топ Ган: Мэверик", и сценариста Эренa Крюгера рассказывает о Сонни Хейзе - ветеране автоспорта, который после тридцатилетнего перерыва возвращается в Формулу-1 и вступает в команду APXGP.
Его напарник и одновременно главный соперник - дерзкий новичок Джошуа Пирс, которого сыграл Демсон Идрис. В фильме также снялись Керри Кондон (Кейт, технический директор и возлюбленная Сонни), Хавьер Бардем (Рубен, владелец команды) и Тобайас Мензис (Питер Бэннинг, член совета директоров).
"F1" оказался стильным, динамичным фильмом в духе старой школы и уже собрал в прокате более 460 миллионов долларов. Зрителям понравился харизматичный Питт, а критики отметили живую, напряжённую режиссуру.
Ещё до релиза главной интригой проекта стала заявленная достоверность. Съёмки велись на настоящих трассах Формулы-1, в партнёрстве с реальными командами, с использованием полноценных болидов. Но по некоторым причинам авторы всё же позволили себе несколько серьёзных отступлений от реальности, и давайте их разберём.
Приятного чтения!
APXGP ненастоящая команда Формулы-1
Собственно, начать нужно с того, что команда APXGP (в которую вернулся персонаж Питта), не является реальной, и её придумали специально для фильма.
При этом в 1990-х годах Сонни выступал за команду Lotus, которая действительно существует в Формуле-1. Кроме того, в фильме появляются несколько настоящих пилотов и команд Формулы, например, Льюис Хэмилтон, семикратный чемпион мира из Великобритании, выступающий за Mercedes.
Возвращение Сонни Хейза как пилота
Формула-1 - один из самых закрытых и беспощадных видов спорта. В каждом сезоне на старт выходит всего два десятка пилотов, и пробиться в этот элитный круг почти невозможно. Тут нужны не просто феноменальные навыки - за плечами должны быть годы выступлений в младших сериях вроде Формулы-2 и Формулы-3. Но и этого мало.
Даже блестящая скорость и стабильность не гарантируют места в команде. Часто важнее, кто у тебя в спонсорах, есть ли у семьи деньги, и насколько ты выгоден с коммерческой точки зрения. Эта подковёрная реальность делает возвращение Сонни Хейза в гонки - после 30 лет простоя - чем-то из области фантастики.
В фильме APXGP изображена как команда, захлёбывающаяся в неудачах. Владелец, Рубен Сервантес, говорит, что ставит на опыт, а не на молодость, и потому берёт Сонни вместо перспективного пилота из Формулы-2. Но идея о том, что кто-то рискнёт посадить за руль шестидесятилетнего ветерана с травмой шеи - даже в кризисе - звучит нереалистично.
Ещё одна проблема - время. В реальности команды планируют состав на месяцы вперёд, вкладываются в молодёжные академии, следят за каждым кругом. Никто не станет внезапно звать гонщика, который десятилетиями не выступал и давно выпал из формы. Особенно в спорте, где доли секунды решают всё.
Ну и, конечно, физика. Гонщики Формулы-1 это не просто худые парни в комбинезонах. Они пашут в зале, как элитные бойцы, укрепляют мышцы шеи и рук. В поворотах они ловят по 5-6g - такую перегрузку обычный человек не выдержит и круга. Брэд Питт в роли Сонни - обаятелен, без вопросов, но он не выглядит как действующий пилот. У него нет нужной массы, особенно в шее, которая должна держать голову под диким давлением (собственно, не забываем про его травму шеи)
И нам хотят сказать, что после этого он спокойно выходит на старт против молодых гонщиков?
Постоянные аварии Сонни
Но даже если закрыть на всё это глаза, Сонни отстранили бы уже после первой гонки. И дело даже только в авариях, а в том, как вообще ведёт себя команда APXGP. Их боевой настрой, кричалки в духе "бей первым", безрассудные тактики - всё это шло бы вразрез с правилами Формулы-1. Там ценят точность, чистую борьбу и безопасность. Любое хаотичное поведение - от непредсказуемых торможений до опасных манёвров - быстро заканчивается штрафами.
В Формуле-1 не прощают ни грубых контактов, ни попыток что-то "нахимичить" на трассе. А в фильме Сонни провоцирует столкновения, выводит машины из игры, вызывает красные флаги - и всё это без последствий. В реальности его бы быстро наказали - штрафом, дисквалификацией или даже баном на несколько гонок. А команду могли бы и вовсе лишить лицензии.
Это не выдумка - в 2008 году команда Renault устроила скандал: пилоту приказали нарочно врезаться, чтобы помочь напарнику выиграть. История вошла в хроники как "Крэшгейт", и закончилась отстранением руководства и громким расследованием. Так что идея, что Сонни мог бы подобное провернуть неоднократно - да ещё и с поддержкой своей команды - выглядит откровенно нелепо.
Голливуд, конечно, любит эффектные аварии - с переворотами, искрами и проломами барьеров. Но современные болиды устроены так, чтобы такого не происходило. Тут и "гало", и зоны деформации, и телеметрия - всё работает на то, чтобы минимизировать риск. Сцена, где Пирс перелетает через забор, скорее напоминает аркадную игру, чем реальную гонку.
Да, выглядит это всё мощно и драйвово. Но в настоящей Формуле никто не рискует зря - ставки слишком высоки, и стюарды не дремлют. За любое безумие последует наказание. Так что, увы, весь этот адреналиновый хаос, который творится в фильме, разрушает главное - ощущение, что ты смотришь элитный спорт элитный, чётко регулируемый и беспощадно точный.
Соперничество в Формуле-1 не настолько драматично
Конфликт между ветераном Сонни и новичком Джошуа в фильме добавляет драматизма, но градус их вражды выглядит слишком уж закрученным. Да, в Формуле-1 хватает легендарных противостояний, но откровенные ссоры на публике - особенно между напарниками - случаются крайне редко.
Тут важен имидж: спонсоры, камеры, журналисты - всё под прицелом. Ни один здравомыслящий гонщик не стал бы устраивать потасовку перед телекамерами - слишком велика цена. За такое в реальной команде могли бы и отстранить.
Сегодняшних пилотов с молодых лет учат держать лицо. Напарники могут не любить друг друга, могут сцепиться на трассе - но вне её чаще сохраняют холодную вежливость. PR-службы бдят, руководство тоже. Сор из избы не выносят - просто потому, что это подрывает команду изнутри.
А в фильме у Сонни с Джошуа не просто разногласия - там откровенная вражда без тормозов. В настоящей Формуле-1 такую пару в одной команде долго бы не держали.
Участие Сонни в Гран-при Абу-Даби
Одна из самых больших неточностей в фильме - это появление Сонни на Гран-при Абу-Даби, где он в последнюю минуту присоединяется к гонке.
В действительности правила ФИА это строжайше запрещают. Чтобы получить допуск к гонке, пилот должен принять участие хотя бы в одной тренировочной и одной квалификационной сессии. Нельзя просто приехать в день гонки и сесть за руль.
Фильм снимали с машинами Формулы-2
Да, фильм про Формулу-1 снимали на машинах Формулы-2, которые были модифицированы с помощью специальных кузовных панелей, чтобы имитировать современные болиды "королевских автогонок".
Съёмки с настоящими машинами Формулы-» были бы слишком дорогими и сложными, поскольку эксплуатация каждой из них обходится примерно в 250 000 долларов в день и требует большой команды для обслуживания. Машины Формулы-2 стали более практичным решением, сохранив при этом ту реалистичность высоких скоростей, которая была необходима для фильма.