ДОРОЖА ВРЕМЕНЕМ
Неужели?!Так быстро? Еще один год? Каждый январь нам кажется, что еще один год не мог пройти так быстро. И все же начало нового года убеждает меня, что земля снова преодолела чудесный путь по своей колее среди огромных пустот космоса и глубоких пропастей ночи, среди безмолвной пышности и великолепия звездных небес, завершив еще один из своих непрерывных циклов вокруг солнца и закончив еще один год.
Вскоре после этого, девятого января каждого года, течение времени также приводит меня к годовщине того радостного часа, когда Бог освятил мою душу. Я не перестаю удивляться Его любящей доброте и милосердию, когда наступает этот день. «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония мои, исцеляет все недуги мои; избавляет от могилы жизнь мою, венчает меня милостью и щедротами; насыщает благами желание мое: обновляется, подобно орлу, юность моя» (см. Псалом 102:1-5). Когда я был маленьким мальчиком в залитых солнцем прериях южного Иллинойса, год казался бесконечным. Он двигался вперед на свинцовых ногах, но теперь годы проходят мимо меня, как вспышка залитых солнцем пузырьков на волнах, гонимых ветром, как будто они должны спешить и потеряться в той вечности, когда времени больше не будет. И все же, какой невыразимый дар Божий — прожить целый год! Кто может подсчитать его значимость или назвать его цену? Мы сами дарим и получаем подарки и радуемся им, но как же они ничтожны по сравнению с даром Бога размером в целый год!
Он дал мне еще один год, и я славлю Его. Это был хороший год. Господь наполнил его Своими милостями. Он увенчал его благословениями. Он удержал меня от греха. Он не позволил мне упасть. Он не позволил моему врагу восторжествовать надо мной. Он направил мои пути и упорядочил мои шаги. Он дал успех моим трудам. Он сохранил мое сердце и разум в мире и в любящей доброте открыл мне врата другого года, через которые я вхожу одновременно с доверием и трепетом. Я не боюсь, что упаду, — хотя я знаю, что должен бодрствовать и молиться, чтобы не упасть — но я непоколебимо верю, что мой бдительный Хранитель, мой Добрый Пастырь, который охранял меня с такой неусыпной заботой все эти годы, поддержит меня.
Я радуюсь вместе с псалмопевцем: «Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя... Господь хранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою Господь. Господь будет охранять выхождение твоё и вхождение твоё отныне и вовек» (Псалом 120:2-3, 7-8).
И все же я трепещу от священной ответственности, возложенной на меня как дар при наступлении еще одного года, боясь, что я недостаточно заполню каждый его день молитвой, хвалой и полезным служением. Павел писал о том, что мы должны жить, «дорожа временем» (Ефесянам 5:16) или, скорее, как говорится в греческом тексте, «выкупая время, потому что дни злы». Так легко убить время — позволить ему ускользнуть сквозь пальцы, как песок на берегу моря, или растратить его по мелочам, делая что-то хорошее или лучшее, вместо самого лучшего. Одна из ловушек этого века — чрезмерная занятость — и эта ловушка расставлена специально для того, чтобы поймать в нее слуг Божьих и служителей Евангелия. Мы слишком заняты, чтобы терпеливо ждать Бога в тайной комнате, слишком заняты, чтобы в тишине читать Библию и питать свою душу, слишком заняты для размышления, однако блаженными названы именно те, кто «о законе Его размышляет…день и ночь» (Псалом 1:2). Мы слишком заняты, чтобы говорить с другими об их душе и вести их к Спасителю, слишком заняты, чтобы уделять время критической самооценке и торжественному, тайному поклонению и обожанию Господа. Мы настолько заняты работой для Бога, что забываем самого Бога или вспоминаем о Нем лишь иногда, потому что наши мысли заняты другими привязанностями, заботами и служением. О, Господь, вытащи наши ноги из этого капкана! Не дай упасть в эту яму, вырытую для нас врагом наших душ! И все же как легко дорожить временем, если мы просто пробудимся к духовному бодрствованию и настроимся на тихую, твердую цель сердца «выкупить свое время». «Не будем спать, как и прочие», — писал Павел, — «но будем бодрствовать и трезвиться» (1 Фессалоникийцам 5:6).
Передо мной в трамвае сидел крупный полицейский. Он возвращался после дежурства на пронизывающем ветру и лютом холоде. Когда я встал, чтобы выйти из вагона, я положил ему руку на плечо и сказал: «Пусть Господь благословит тебя!» Он взглянул на меня с удивлением, но с выражением благодарности, как будто я дал ему чашку холодной воды в знойный полуденный час. И когда я вышел, мое собственное сердце взбодрилось. Одним словом, я выкупил этот момент и выкупил еще много времени.
Бедно одетый человек нерешительно стоял на зимнем ветру на углу оживленной улицы. Проходя мимо него, я похлопал его по плечу и сказал: «Пусть Господь благословит тебя!» И когда я оглянулся, то увидел, как его простое лицо сияло, словно его осветил солнечный свет.
Я сидел за ужином в доме незнакомца с тремя мужчинами и их женами. Немного бдительности с моей стороны — и без усилий, разговор перешел на духовные темы, после чего мы помолились. Позже одна из женщин заметила: «Я чувствовала, что мы разговариваем с Богом». Так и было — мы говорили с Богом, о Боге и Его милостивых путях и от том, как он трудится в нашей душе — и наши сердца горели внутри нас. Так что время, которое могло быть потеряно в бесполезных пустых разговорах, было искуплено — выкуплено — и отдано Учителю.
Я сел в поезд и, взяв Библию, начал читать. Громкий голос с другой стороны вагона обратился ко мне: «У вас там что-то интересное, не так ли?» Я посмотрел в ясные глаза седого, но энергичного мужчины с мужественным лицом. «Да», — ответил я, — «Библия». И сотни миль мы ехали и говорили вместе о вещах Божьих — о вещах, которые обеспечивают наш вечный мир и благополучие. Я обнаружил, что он является помощником одного из самых могущественных из ныне живущих финансистов, обремененным огромной ответственностью и, по-видимому, он был рад тому, что кто-то поговорил с ним о богатствах, которые не исчезнут, когда небеса свернутся, как свиток, и рассеются, а земля — со всем, что на ней — сгорит.
Лифтер, работавший когда-то в нашей штаб-квартире, всегда дорожил временем, и он завоевал более шестидесяти душ для Иисуса из тех, кого он возил на лифте вверх и вниз.
Я спросил одну женщину, которая всегда радовалась в Господе, почему она последовала за Христом. В ответ она спросила, не помню ли я, как заговорил с ней в трамвае о ее душе несколько месяцев назад. Я не помнил. «Знаете», — сказала она, — «это заставило меня задуматься, и я не находила покоя, пока не нашла Иисуса и точно знала, что я родилась заново».
Как-то я ночевал в одной семье христиан. Когда хозяин провожал меня в мою спальню, я спросил его, наслаждается ли он благословением чистого сердца, в котором пребывает Святой Дух. На следующий день за обеденным столом я снова спросил его об этом, и он тут же ответил: «Да. Ваш вопрос вчера вечером заставил меня увидеть эту нужду, и сегодня утром в офисе моего магазина, наедине с Богом, я искал и нашел благословение». Много лет назад в Нашуа (штат Нью-Гемпшир) я попросил разрешения у женщины, в доме которой я гостил, отметить один стих в ее Библии. Спустя годы мы встретились в Калифорнии, и она напомнила мне об этом. Она сказала: «После того, как вы ушли, к нам пришел один неверующий и ругал Бога и религию. Моя Библия лежала открытой на столе. Он взял ее. Его взгляд упал на отмеченный текст, и он поразил его сердце и совесть. Эти слова убедили его покаяться, и он стал последователем Иисуса в результате чтения того отрывка».
Для того, чтобы заставить человека плакать и кричать от радости, достаточно дать ему увидеть, как неизменно Бог работает с теми, кто постоянно, бескорыстно и с верой трудится для Него.
«Настой во время и не во время», — писал Павел Тимофею (2 Тимофею 4:2). Не всегда какое-то большое, заметное публичное усилие приносит наибольший плод во славу Божию, но часто это просто слово, брошенное будто невзначай. Не среди толп народа Иерусалима во дворах храма Иисус начал свое величайшее пробуждение, а у придорожного колодца, где Он нашел падшую женщину и рассказал ей о Живой воде. Ее сердце было завоевано, и она пошла в город и зажгла веру в сердцах людей, пока они не вышли толпами, чтобы увидеть и услышать Иисуса, и весь город ожил. Если мы будем бодрствовать и молиться, если мы будем прислушиваться к движениям Духа внутри нас, мы обнаружим, что искупаем время самыми неожиданными и в то же время самыми эффективными способами. Ибо именно неожиданное слово, слово, которое кажется сказанным не «вовремя» (2 Тимофею 4:2), привлекая внимание слушателей и заставая их врасплох, позволяет нам войти в крепкий Город Души человека и завоевать его для Христа, прежде чем ворота закроются. Я особенно часто обнаруживал, что слово, сказанное ребенку, приносит драгоценный плод. Но с этим связан ряд приятных историй, о которых я должен написать в другое время.
Благословляю Бога за только что завершившийся год, и благословляю Бога за новый, чистый, зовущий меня год, простирающийся впереди! Я приветствую его! Я широко раскрываю свои объятия, чтобы обнять его! В нем будут солнечные и облачные дни, но каждый из них будет создан Господом. И моя душа ликует, чтобы пробежать свой путь, сразиться в битве и одержать победу в эти грядущие дни, ибо я ожидаю победы над каждым врагом, победы над всеми врагами моей души и успеха во всех моих трудах в этом грядущем году. Он сказал: «Сам я пойду, и введу тебя в покой» (Исход 33:14). Он сказал: «Я с вами во все дни, до скончания века» (Матфея 28:20). Я верю, так как же я могу не победить? Почему бы мне не ликовать и не радоваться? Почему бы мне не быть сильным в Господе и в силе Его могущества? Что еще Он может сказать, кроме всего, что Он уже сказал, чтобы поддержать мою веру? Почему бы мне не верить? Я буду верить, я верю и, веря, я обрету мир — совершенный мир — и буду идти вперед с полной уверенностью в победе каждый день.
Я приглашаю вас присоединиться ко мне в завете веры, чтобы прожить этот год с Богом и для Бога, дорожа временем!
Твоим я временем мечтаю дорожить,
Другого смысла жить я не хочу.
Чтоб из источника божественного пить
И на других потратить жизнь свою.
Тогда призыв я Твой исполню до конца
И буду жить всегда любовию Отца.
Мои таланты и дары, Господь, прими.
В Твои я руки отдаю всего себя;
И Слово дай мне проповедовать в тени
И прославлять своею жизнью лишь Тебя.
Я «Друга грешников»* продолжу издавать.
Да не оставит нас Господня благодать.
Пусть сердце вдруг наполнит сила та,
С которой я смогу людей любить,
Чтоб благодати Божьей доброта
Могла их всех собою охватить.
Через меня к Твоим ногам пусть преступают.
Что Пастырь жизнь за них отдал, они узнают.
* «Друг грешников» — сборник проповедей и эссе, составленный Джоном Вайном Холлом, изданный в 1843 году для руководства и утешения согрешивших и ищущих покаяния.