Найти в Дзене

Игры кошек: социальные взаимоотношения кошек друг с другом и с человеком во время игр.

Оглавление

Только что было опубликовано видео с игрой с кошками игрушечной мышкой на веревочке с удочкой. Игры кошек важнейшее явление зоопсихологии кошек не только в познавательной сфере, но и в сфере общественных отношений кошек друг с другом, а особенно, с человеком. Итак что дает кошкам игра?

Зоопсихология игр в жизни кошек

Общие основы игровой психологии кошек

Игра у кошек имеет четыре функции, которые тесно связаны с возрастом:

  1. Обучающую (в основном для котят, которым нужно научиться понимать мир)
  2. Развивающую (в основном для молодых кошек, которым нужно развитие способностей коррекция знаний и умений)
  3. Тренировочную (в основном зрелых взрослых кошек, которым нужно поддерживать знания и умения на нужном уровне)
  4. Восстановительную (в основном для старых кошек, которым нужно периодически восстанавливать знания и умения)

Игры кошек преследуют много целей, которые образуют сложный иерархический комплекс от простейших мыслительных способностей до сложнейших духовных стремлений. Кошки в играх учатся:

  1. Выражать охотничий инстинкт
  2. Развивать практические навыки охоты
  3. Строить мыслительные (теоретические) программы охоты и планировать охоту
  4. Ориентироваться в пространстве и времени
  5. Интуитивной смекалке во время охоты
  6. Пониманию действий добычи на охоте
  7. Социальному взаимодействию в прайде и колонии кошек (если кошек более одной или двух)
  8. Социальному взаимодействию с человеком
  9. Умению управлять эмоциями

Все эти цели проявляются не сразу у котят, а в процессе становления личности котенка и развития его мышления, способностей и поведения.

Онтогенез игрового поведения у котят

Новорожденный котенок не имеет никаких знаний о внешнем мире (как впрочем и человеческий младенец). Единственное что доступно сразу и котенку и человеческому ребенку это налаживание личностного контакта с матерью, для чего существует явление личности у кошек (как и у всех теплокровных животных и человека), о котором говорилось в предыдущей статье. Личный контакт обеспечивает механизм имбридинга (запечатления), открытый Конрадом Лоренцем. Новорожденный котенок с одной стороны воспринимает мать как целостную личность, а с другой стороны не воспринимает мать как целостный организм, вместо чего воспринимает отдельные части тела кошки матери как отдельные уровни. Образуется три части кошки:

  1. Духовно психологическая мама кошка, в которой сосредоточена личность кошки, представлена мордочкой кошки, как бы ее лицом (отсюда родство слов личность и лицо). Пятерица простых чувств: взгляд глаз, уши на готове, ощупывание котенка усами, облизывание его языком, штамп мочки носа все это запоминается котенком в единый образ.
  2. Органико биологическая мама кошка представлена триадой вокруг главной для котенка части мамы - материнской груди, через которую котенок получает первое свое питание: сладкое молоко. К груди примыкает теплая шерсть живота, где котенок может погреться. Третий центр это защита котенка в когтистых лапах. По мере взросления котенка в течении первых двух недель котенок начинает понимать, что материнская грудь с теплой шерстью и когтистыми лапами и материнакое личико с усами, носом, ушами и глазами - это одно и тоже живое существо - кошка мама.
  3. Механическая мама кошка или хвост кошки мамы. Хвост мамы кошки маленький котенок несколько недель воспринимает как неживой предмет, привязанный к кошке маме. Хвост мамы становится для котенка первой игрушкой. После осознания единства кошки мамы личности и биологической кошки мамы к котенку допускается кот отец. Котенок уже знает кошачье лицо и понимает зачем коту усы, мочка носа, язык, уши и глаза. Не имея биологической ценности для котенка (нет груди - нет молока), кот отец несет чисто воспитательно социальную ценность. Хвосты же и кошки матери, и кота отца долго остаются игрушками для котенка почти на уровне таких неживых предметов как бумажная мышка, веревочка или клубок ниток. Кошка мама и кот отец нередко играют своими хвостами с котятами, а котята играют друг с другом хвостами, так как свой хвостик и хвостик сестры или брата воспринимается тоже как игрушка.

Постепенно к месяцу котенок начинает понимать, что хвост чувствует боль и является не просто живым, а необходимой частью тела кошки и кота, как и свой хвостик. С этого момента начинает формироваться социальная личность, основанная на этических запретах. Например, котенок должен понимить, что и рука человека или его нога это тоже не игрушки, а живые части тела как и хвосты. Котенок окончательно разделил "живые квази игрушки" в виде частей тела кошек (хвосты) и людей (руки) и собственно неживые настоящие механические игрушки (мышки на веревочке, бумажки, мячики, клубки, елочные шарики).

Вскоре у котенка появляется новый предмет познания - съедобные игрушки: кот отец и иногда кошка мать начинают приносить котенку мертвую съедобную добычу в виде мышек, а человек кормить мясом. Котенок начинает постигать основы охоты. Когда же кот отец или кошка мать принесут полудивую мышь, у котенка появляется новый объект познания - он живой, но он враг ему и не принадлежит к родам кошек или людей, да и еще враг съедобный. Так у котенка формируется связь: игра - охота. Уже через несколько месяцев котенок или молодой котик уже знает и различает:

  1. Живую личность любой кошки и кота и общества кошек (прайды, колонии). К 7 месяцам формируется самостоятельное принятие социальных решений, а в полтора года после завершения формирования воли и способность иметь статус.
  2. Живую личность человека, как существа, превосходящего кошек в отношении культуры и понимать общества людей (семья, коллектив, народ).
  3. Живые личности других нейтральных животных и их общества
  4. Живые враги, которые могут быть съедобные (мыши, крысы, разные птицы, лягушки и змеи) и несъедобные (кроты), но которых кошка должна победить и убить на охоте
  5. Живые особо опасные враги, которые могут погубить кошку (крупные собаки, скот, ядовитые змеи, насекомые пчелинного ряда и др.)
  6. Полуживые мыши как съедобные игрушки
  7. Мертвые мыши как съедобные игрушки
  8. Разные предметные неживые игрушки: бумажки, бумажные и плюшевые мышки, мячики, шарики, клубки и др.
  9. Автоматические игрушкии с мотором и электричесивом, изобретенные человеком как электронные мыши, прочие игрушки с мотором, лазерные указки.
  10. Прочие автоматические предметы: фонтанчики, бытовая техника, роботы пылесосы, компьютеры и и смартфоны.
  11. Интеллектуальные игрушки (лабиринты, поисковые кормушки, спирали и др.)
  12. Коробки, клетки, шкафы, ящики, комоды и прочие предметы, в которые можно спрятаться.
  13. Лесенки, вертикали, шкафы и прочие предметы, куда можно залезть наверх.
  14. Детские игрушки, с которыми можно играть только м разрешения взрослых людей или детей.
  15. Посуда и прочая утварь для питания
  16. Подушки и прочие спальные принадлежности
  17. Книги, провода, компьютеры и смартфоны и прочие малопонятные для кошек человеческие предметы.

Все эти явления можно свести к пяти группам:

  1. Личности и общества кошек
  2. Личности и общества других животных, не являющихся добычей
  3. Личности и общество человека как превосходящего существа
  4. Враги и охотничья добыча
  5. Предметный мир (механический и изобретенный человеком автоматический).

Процесс игры у кошек

Предметная основа игры

Рассмотрим игру взрослых кошек и котов, которые живут с любимым человеком небольшой колонией в числе восьми. То есть наших восемь талантливых кошек и котов. Предметы для игр или игрушки могут быть разнообразными. Здесь три типа игрушек:

  • Игрушки, специально купленные человеком (удочки с мышкой на веревочке, манки и дразнилки в виде перьев на палочке, мячики, шарики с колокольчиками, плюшевые мышки и др.). Или сделанные вручную человеком (бумажные мышки, веревочки, разные домашние мягкие предметы)
  • Игрушки найденные самими кошками (елочные шарики, бумажные мышки, разные домашние мягкие предметы, клубки и мячики)
  • Использование своих хвостов как живых игрушек в условиях множества кошек в одном доме

Надо сказать, что поведение кошек во всех трех случаях существенно различается.

В первом случае в центре всего сочетание познания предметного мира в сочетании с общением с любимым человеком, а также друг с другом (второй план). Тем не менее, если игрушка одна на всех, между кошками возникает здоровое соперничество за обладание игрушкой. Тем самым повышается как роль взаимодействия кошек между собой, так и взаимодействие кошек с любимым человеком. Так было на прошлой неделе, когда Серж принес из магазина игрушку: удочку с мышкой на веревочке.

Второй случай ставит в центр внимания взаимодействия кошек между собой, особенно, когда одна игрушка на всех. Так было во время новогоднего футбола елочным шариком.

В третьем случае кошки всецело заняты игрой между собой. Так обычно бывает когда кошки остаются долго дома без Сержа. Когда Серж на работе такая игра в хвостики спасает кошек от скуки. Особый случай, правда, бывает ночью или точнее рано утром, когда восемь талантливых кошек и котов превращаются в восемь коней, которые скачут по квартире в поисках игрушек и играют с хвостами друг друга.

Социальные отношения кошек друг с другом

Безусловно для одной кошки, которая нашла елочный шарик, когда человек на работе на первом месте сама игра с предметом, которая не будет долгой, так как кошку быстро одолеет скука. Кошки на самом деле очень социальные как и все теплокровные животные. Поэтому игры нескольких кошек продолжаются гораздо дольше чем игра одной кошки. Это же касается и игр с человеком. Само общение здесь тесно зависит от того, одна ли игрушка на всех, или у каждой своя игрушка. В случае одной игрушки на всех общение кошек резко возрастает и начинает делиться на два направления:

  1. Здоровое соперничество друг с другом, нередко командное между двумя прайдами внутри колонии (у нас это прайд Мышули - Юрки с их детками Бусинкой и Кнышом и прайд вокруг главкошки Октавы и ее сестры Кайры вместе с главкотом Аббатом и старейшим котом Сим Симычем). Тогда игра кошек очень похожа на наш человеческий футбол. Такое соперничество чаще бывает именно с мячиком или шариком и у тех кошек, которые смотрели футбольный матч по телевизору. Это говорит об огромной роли отвлеченного теоретического дедуктивного мышления у кошек, которые переносят образ человеческой игры и ее анализ на свое общество. Некоторые правила футбола (выход за пределы поля, угловые и боковые, а также игра рукой, которых у кошек нет) кошки не понимают. Другие правила кошки активно применяют (оффсайды, запрет борьбы и ударов друг друга).
  2. Взаимодействие всех кошек как при совместной охоте. Это чаще бывает при игре с бумажной или плюшевой мышкой и основано на мысленном планировании реальной охоты.

Социальное взаимодействие кошек очень важно для развития личности кошек. Серж один раз провел такой эксперимент - перед уходом на работу восьми кошкам было дано восемь елочных шариков разного цвета и восемь бумажных мышек разного цвета. Когда Серж пришел с работы кошки играли в футбол одним зеленым (этот цвет кошки видят как самый яркий благодаря зеленому светоотражателю в глазах) шариком, а в перерывах охотились все вместе на одну зеленую мышку. Кошки предпочли одну игрушку на всех ради общения.

Социальные отношения кошек с человеком

Когда человек приносит кошкам игрушку из магазина или делает ее вручную - в центр внимания становится общение с человеком. Этим объясняется смена модуса игры. Стоит только бросить плюшевую мышку кошкам как начинается совместная охота по правилам общества кошек. Но стоит только поднести эту же мышку на веревочке с удочкой, как поведение кошек резко меняется. Начинается здоровое соперничество между всеми кошками. Причем в отличии от футбола с елочным шариком здесь нет разделения на команды и прайды, здесь каждый сам за себя. Все внимание кошки направляют к человеку, превосходство разума которого кошки безусловно признают несмотря на гордый вид целителей людей (в отличии от покорного вида собак как рабов людей). Образец такой игры вы можете увидеть в видео, которое было опубликовано перед этой статьей.

Приложение

Какие игрушки для кошек хороши

  • Все простые игрушки как купленные в магазине, так и сделанные вручную: мышки бумажные, твердо тканевые и мягкие плюшевые, удочки с мышкой на веревочке, палочки, манки и дразнилки в виде перьев, пластиковые елочные шарики, мягкие и твердые мячики, звонкие игрушки с бубенчиками и колокольчиками (желательные металлы хром, хромированная сталь, медь, латунь, брасс, цинк; металлы на основе бронзы с оловом и булатная сталь нежелательны из-за резкого громкого звука, никель и кобальт плохи из-за деревянного тихого звука, алюминий, сурьма, свинец, золото и платиновые металлы недопустимы из-за токсичности)
  • Интеллектуальные игрушки (они либо дорогие в магазине, либо требуют умения и знания зоопсихологии при изготовлении вручную). Эти игрушки очень разнообразные и полезные для развития интеллекта кошек. Среди них лабиринты, умные кормушки, разные автоматы и прочее.

Какие игрушки для кошек надо разумно выбирать

  1. Электронные мышки. Надо смотреть как они двигаются и имитируют поведение живых мышей. Неправильные движения приведут к неправильным знаниям кошками поведения мышей и неудаче на охоте. Надо покупать только игрушки, правильно имитирующие мышей
  2. Колокольчики и бубенчики. Список металлов был в предыдущей главе (желательные металлы хром, хромированная сталь, медь, латунь, брасс, цинк; металлы на основе бронзы с оловом и булатная сталь нежелательны из-за резкого громкого звука, никель и кобальт плохи из-за деревянного тихого звука, алюминий, сурьма, свинец, золото и платиновые металлы недопустимы из-за токсичности). Надо не допускать ни токсичности, ни резких или слишком глухих звуков.
  3. Звуковые плюшевые мышки и плюшевые котята (нужны для воспитания материнских чувств кошек как куклы для детей) с писком. Писк мышонка имеет тембр гобойного язычка. Писк котенка имеет тембр кларнетного язычка. Гобой это голос "девы в беде" или "пленницы". Кларнет это голос "девы воительницы" или "амазонки". Об этом написано во многих учебниках инструментоведения для теоретических кафедр музыкальных вузов. Если вы не различаете эти тембры (эти инструменты оба жалобные по звуку, но по разному как жалобы рабыни и великомученницы; оба инструмента звучат в диапазоне женского голоса и внешне похожи: две дудки с раструбами и язычками), если вы не различаете эти тембры, то надо доверить выбор игрушек профессиональному музыканту или хотя бы любителю, окончившему музыкальную школу и одновременно опытному кошатнику. Если ошибиться и купить игрушки с неправильным тембром, то кошка ваша будет нянчить плюшевого мышонка и охотиться на плюшевого котенка. Кошка отличает котенка и мышонка по тембру писка

Какие игрушки для кошек недопустимы, нежелательны

1) Игрушки из опасных материалов:

  1. Стекло и прочие бьющиеся режущие материалы
  2. Ядовитые пластмассы с хлорвинилом, нитропластиком, сульфопластиком, флюоропластом и др.
  3. Игрушки с ядовитыми красками
  4. Игрушки, содержащие токсические металлы: бериллий, алюминий, сплавы алюминия с галлием, индием и таллием, сусальное олово, германий, кадмий, свинец, сурьма и сплавы сурьмы с мышьяком, ниобий и тантал, ртутная амальгамма, золото и платиновые металлы

2) Игрушки с опасными или незаконными образами:

  1. В виде пчел, ос, шмелей, шершней, пауков и прочих ядовитых насекомых
  2. В виде жуков вредителей, которые обрабатываются синтетическими или натуральными пестицидами
  3. В виде ядовитых змей - гадюк, а особенно, аспидов
  4. В виде опасных птиц вранового семейства (ворон, ворона, грач, сойка, сорока, галка) или гусинных (гуси и лебеди)
  5. В виде опасных мелких зверей (хорек, ласка, куница, мангуст)
  6. В виде опасных ядовитых цветов
  7. В виде незаконной добычи типа кур и уток
  8. В виде редких птиц.

3) Лазерные указки и другие игрушки с применением лазерных лучей, радиоволн, антенн и рентгена. Бессистемное использование таких игрушек может нарушить телепатию у кошек. Это может создать большие проблемы и у кошек, и у их подконтрольных людей, которые связаны со следующими сферами:

  1. Люди, страдающие сердечно-сосудистыми заболеваниями на нервной почве (95% всех сердечно-сосудистых болезней), нервными заболеваниями, болезнями суставов и другими, лечить которые помогает энергетика и телепатия кошек
  2. Люди, работающие в сложных социальных условиях с малокультурными людьми, в окружении темных обществ, сектантов, сатанистов, агрессивных общин, разных заговоров и прочее, где активно действуют демонические силы (лазерные указки настолько сбивают телепатию кошек, что они не только не могут защитить любимого человека, но и сами могут пострадать от демонов вплоть до гибели)
  3. Сотрудники силовых и тайных ведомств
  4. Сотрудники системы наказаний
  5. Воспитатели трудного контингента
  6. Люди, живущие в тяжелых природных условиях (горы, места частых гроз, тундра, пустыня), где телепатия нужна кошке чтобы ориентироваться в пространстве и времени и помогать в этом человеку
  7. Врачи и другие сотрудники медицинских учреждений
  8. Священники православной церкви, а также других христианских конфессий, муфтии и другие служители ислама, буддийские монахи, шаманы и другие служители тенгрианства, служители других монотеических культов, где приходится бороться с демонами и бесами и заниматься экзорцизмом.
  9. Люди, пострадавшие от тоталитарных сект, темных культов, сатанистов, тайных обществ и имеющие кошек.

Кошки двух последних категорий с нарушением телепатии из-за лазерных игрушек могут серьезно пострадать от демонов, а от бесов и смертельно, вместо того чтобы помочь своим любимым людям бороться с демонами и бесами.