Каждому великому режиссёру, каким бы он ни был талантливым, приходится где-то начинать. Да, даже у Джеймса Кэмерона, того самого, что создал «Терминатора», «Титаник» и «Аватар», было начало. И, как водится, оно вышло комом. Вряд ли вы найдёте более странный и нелепый проект в его фильмографии, чем «Пираньи 2: Нерест». Да, он действительно снял этот фильм. Да, там летают рыбы. И нет, это не шутка.
Начнём с контекста. В 1978 году вышли «Пираньи» - низкобюджетный ужастик от Джо Данте, своего рода пародия на «Челюсти». Несмотря на свою абсурдность, фильм собрал неплохую кассу и стал заметным проектом в категории В. Этого оказалось достаточно, чтобы продюсеры решили запустить продолжение. На волне успеха решили повторить формулу, но чуть приукрасить - ведь деньги любят скорость.
Продюсером сиквела стал Овидио Ассонитис, известный своей любовью к дешёвому, но громкому кино. Он уволил первоначального режиссёра Миллера Дрейка и позвал молодого, подающего надежды специалиста по спецэффектам - Джеймса Кэмерона. На тот момент Кэмерон успел поработать в команде Роджера Кормана и блеснуть в короткометражке Xenogenesis. Его пригласили в Италию - не как режиссёра, а, скорее, как технического специалиста. Однако после увольнения Дрейка кресло режиссёра внезапно оказалось свободным. Кэмерону предложили сесть в него. Так началась его первая работа в полнометражном кино.
Но вот где начинается цирк. Съёмочная группа говорила по-итальянски, Кэмерон - нет. Он оказался в изоляции, где почти ничего не зависело от него. Ассонитис постоянно вмешивался в процесс, ограничивал, переделывал и даже монтировал фильм самостоятельно. По сути, Джеймс оказался просто лицом, а не человеком, принимающим решения. Существует байка: Кэмерон, якобы, по ночам пробирался в монтажную и пытался сам переделать фильм - насколько позволяли силы и доступ. Но его ловили. И в конце концов - убрали совсем.
Что в итоге вышло? Фильм с откровенно безумным сюжетом: пираньи, способные летать (!), нападают на людей. Почему летают? Потому что кто-то решил, что это крутая идея для ужастика. Проблема не в самой фантазии - кино давно научилось в безумие. Проблема в реализации. Сценарий не просто слабый, он слабоумный. Диалоги ни о чём. Герои произносят серьёзным тоном фразы, от которых хочется смеяться, хотя смеяться совсем не просят. И это грустно.
Тут почти нет драйва, нет страшного напряжения, нет запоминающихся моментов. Большую часть времени экран занят бессмысленными сценами, которые никак не двигают сюжет. Эр*тику в духе 80-х впихнули по инерции - куда ж без неё. Но и она выглядит чужеродно. Летающие рыбы появляются редко, нападают скучно. Зачем тогда был весь этот концепт? Ощущение, что весь фильм делали в спешке и без любви.
Лэнс Хенриксен - единственный актёр, чей уровень как-то спасает экран. Позже он появится в настоящих шедеврах Кэмерона, но здесь явно оказался не в своей тарелке. Остальные актёры стараются - но не спасают. Всё разваливается, и вина в этом не на исполнителях.
Кэмерон позже говорил, что не считает фильм своей режиссёрской работой. Но официально - это его дебют. И он сам в интервью с иронией вспоминал, что это лучший фильм про летающих пираний, просто потому что конкурентов у него нет.
Конечно, у провала всегда есть причины. Отчасти виноват продюсерский диктат. Кэмерон не имел свободы и не мог контролировать финальный продукт. Он был новичком, которому просто не дали дышать. И если бы не этот опыт, возможно, он никогда бы не понял, как важно иметь контроль. В какой-то мере - «Нерест» стал его личным антиподом. Через этот хаос он понял, как НЕ надо снимать кино.
И вот что действительно удивительно - уже через три года этот же человек снимет Терминатора. Брутальный, стильный, напряжённый боевик, сделанный с ограниченным бюджетом, но с безумной энергией. Всё, чего не хватало в «Пираньях 2», там появится. Сюжет, герои, динамика, визуальный стиль - всё на месте. И именно с этого момента начнётся настоящее восхождение Кэмерона.
Фильм «Пираньи 2: Нерест» - не просто плохой. Это фильм, который можно назвать курьёзом, почти мифом. Увидеть, с чего начал Кэмерон - это как найти детское фото легенды. Неловкое, забавное, местами стыдное. Но - настоящее. И оно нужно, чтобы понять, какой путь он прошёл.
Так что, смотреть ли его? Только если вы - фанат режиссёра и хотите увидеть всё. Или если интересуетесь историей провалов, как учебником на тему «что пойдёт не так, если всё делать без головы». Для всех остальных - пожалейте своё время. Рыбки эти не того уровня.
Читайте также: