Легендарный фильм Джорджа Ромеро породил волну зомби-фильмов, которая не спадает до сих пор, - а ведь прошло уже почти 60 лет! Легенда порождает легенду, - в свою очередь, на Ромеро повлиял роман Мэтисона "Я - легенда", правда, там были вампиры. Да и здесь, собственно, зомбаков герои упорно именуют "гулями".
Но все зрители поняли, что это на самом деле... зомби, ходячие мертвецы!
Вообще-то про зомби и раньше снимали фильмы, например, "Белый зомби" (1932) и "Я гуляла с зомби" (1943, читайте о нем - ЗДЕСЬ). Но там были "тру" зомби, поднятые из могил гаитянскими колдунами вуду.
А здесь - зомби нового поколения. Армия мертвецов-людоедов, восставших из-под земли вследствие какой-либо техногенной катастрофы (в данном случае, предположительно, из-за падения в окрестностях исследовательского зонда, который вернулся с Вернеры, подцепив там какую-то заразу).
Волны зомби вяло накатывают на горстку людей, обороняющихся от них в сельском доме.
Вот и вся нехитрая схема, по которой потом будет отснято множество фильмов и сериалов, а также выпущено игр, причем Ромеро с товарищами прощелкали клювом права на фильм, из-за чего он с самого начала оказался в "свободном доступе".
Изначально, кстати, фильм, ставший дебютом для Джорджа Ромеро, выпускника питтсбургского университета, во время учебы основавшего рекламную студию, которая снимала индустриальные промо-ролики и образовательные программы для детишек, должен был быть комедией про инопланетных детей, которые заводят дружбу с землянами. Потом Ромеро решил, что это должен быть фильм ужасов, но все равно от идеи с инопланетянами не отказался... Третий вариант сценария обошелся без пришельцев из космоса, если не считать радиацию с Венеры.
Деньги на съемки собирали по друзьям-приятелям. Специально для этого было создана "продюсерская компания" Image Ten. Каждый вложил по 600 долларов в обмен на процент прибыли с проката. Скопили 6000 долларов. Этого было крайне мало. Продюсеры бегали по потенциальным инвесторам, а Ромеро монтировал отснятый материал, чтобы люди понимали, в какое гениальное кино они вкладываются. Так собрали 114 000 долларов (по нынешним меркам - чуть больше 1 миллиона долларов).
От продвижения фильма отказались ведущие компании. "Коламбии пикчерз", например, не понравилось отсутствие цвета (на цветную пленку не было денег). "Америкэн интернешнл филмз" потребовала смягчить хоррорные сцены и переснять финал. В итоге прокатом занялась компания "Уолтер Рид организейшн", правда, попросила переименовать фильм с "Ночи пожирателей плоти" на "Ночь живых мертвецов". Этот проект стал самым успешным для Уолтера Рида.
Фильм вызвал фурор, особенным успехом он пользовался в открытых кинотеатрах для автолюбителей. Он собрал в прокате 30 миллионов долларов, став таким образом одним из самых рентабельных фильмов в истории кино.
Мне "Ночь живых мертвецов" нравится за экспрессионистскую манеру съемки (часто - под углом). Это чем-то напоминает фильмы Мурнау, из-за чего фильм Ромеро кажется застрявшим вне времени, где-то между черно-белым немым кино и современными зомби-хоррорами...
Оценка: 8,0 из 10.
Режиссер: Джордж А. Ромеро
Сценарий: Джон А. Руссо, Джордж А. Ромеро
Оператор: Джордж А. Ромеро
Композитор: Уильям Луз
В ролях: Дуэйн Джонс, Джудит О’Дэй, Карл Хардмен, Мэрилин Истман, Кит Уэйн, Джудит Ридли, Кира Шон.
Интересные факты о фильме:
- Статистам, изображавшим зомби, было заплачено по 1 доллару и дана футболка с надписью «Я был зомби в фильме «Ночь живых мертвецов» (I was a zombie in «Night of the Living Dead").
- В качестве крови использовали шоколадный сироп, костюмы для зомби купили в секонд-хэнде, для грима использовали воск из похоронного бюро.
- Небольшой бюджет во многом определял производственный процесс. Сцены снимались недалеко от Эванс-Сити, штат Пенсильвания, в 30 милях (48 км) к северу от Питтсбурга, в сельской местности Батлер-Каунти; начальная сцена была снята на кладбище Эванс-Сити на Франклин-роуд, к югу от города. Не имея денег на строительство или покупку дома для основных съемочных площадок, создатели фильма арендовали близлежащий фермерский дом, который планировалось снести. Хотя здесь не было водопровода, некоторые члены съемочной группы спали там во время съемок, принимая ванны в близлежащем ручье. Заброшенный подвал здания не был подходящим местом для съемок, поэтому несколько сцен в подвале были сняты под офисами Latent Image (рекламная компания Ромеро). Дверь в подвал, показанная в фильме, была встроена в стену съёмочной группой и вела в никуда.
Читайте также на моем канале: