Приветствую всех - это Аквариумания, на связи Дмитрий. Давайте сегодня обсудим то как можно оформить свой аквариум чтобы он был не просто жилищем для рыбок, а живой картиной что радует глаз и вселяет спокойствие.
Специально для вас обшарил весь интернет (и русский и зарубежный) и насобирал разного материала. А значит в статье будет много полезной информации, по крайней мере для себя многое почерпнул - а вопросов у меня было много.
Итак, в этой статье: что это за стиль, какие правила оформления, разные подстили, и рекомендации как сделать аквариум из камней. Поплыли!
Стиль ивагуми - "всё дело в камне".
Представьте, миниатюрный горный пейзаж, где скалы уходят вдаль, а у их подножия стелется изумрудный луг. Мир, где каждая деталь на своем месте, где пустота так же важна, как и наполнение. Мир, который не кричит яркими красками, а шепчет о спокойствии и гармонии. Добро пожаловать в удивительный стиль оформления аквариума – Ивагуми (или так называемый "сад камней").
Суть и Душа Стиля: японская философия
Это слово пришло к нам из Японии. "Ива" – камень, "гуми" – расстановка. И это не просто название, это ключ к пониманию. Ивагуми – это искусство расстановки камней, создающее иллюзию природного ландшафта: горного ручья, скалистого утеса, тихой долины. Основы этого стиля, как и многое в современном акваскейпинге, были заложены легендарным Такаши Амано, чьи принципы стали путеводной звездой для аквадизайнеров всего мира.
Но за внешней простотой скрывается глубокая философия, созвучная японскому взгляду на мир – Ваби-саби. Это красота в простоте, естественности, даже некоторой неидеальности. Это умение ценить пустоту – то самое пространство между камнями, называемое "Ма". Оно не менее важно, чем сами камни, оно дает пейзажу воздух, глубину, позволяет ему "дышать".
Созерцая такой аквариум, вы не просто смотрите на рыбок – вы погружаетесь в состояние дзен, умиротворения. Задумайтесь, часто ли в нашей жизни мы ценим простоту и пустоту?
История акваскейпинга Ивагуми
Основателем и первопроходцем этого направления в аквариумистике считается Такаши Амано. Он стал невероятно популярным и известным во всём мире. Стоит отметить, что он впервые использовал камни Ивагуми в естественном аквариуме в 1985 году. Для создания своей композиции он использовал несколько речных камней, обработанных волнами, и растение под названием Echinodorus tenellus. Ему удалось применить чрезвычайно творческий подход и добиться невероятного успеха.
С тех пор Такаси Амано создал и представил широкой публике множество различных вариантов оформления камней Ивагуми. Стоит отметить, что с момента создания первой композиции в этом стиле и по сей день привлекательность и очарование этого направления в мировом акваскейпинге только растут.
Главные Герои: Особенное выставленные камни
Итак, главные герои в этом спектакле природы – камни. Они – костяк, основа всего пейзажа. Выбирать их – уже искусство. Представьте, что вы скульптор, ищущий идеальные формы. Следуя заветам Амано, камни в одной композиции должны гармонировать не только по размеру, но и по происхождению и типу. Они должны выглядеть так, будто веками лежали рядом в одном горном массиве или русле реки – поэтому избегайте смешивать камни разных пород, цветов или фактур (например, острые горные валуны с окатанной речной галькой). Их текстура и цвет должны создавать единый ансамбль.
Роли камней по правилам расстановки.
В классической расстановке камни играют строго определенные роли, как актеры в пьесе:
- Оя-иши (Oyaishi) – Главный Исполин: Это первый и самый важный камень, основа всей композиции. Он задает тон, доминирует по размеру и выразительности. Ключевое правило: Oyaishi никогда не ставят в самый центр аквариума! Его смещают влево или вправо, создавая асимметрию и динамику.
- Фуку-иши (Fukuishi) – Верный Спутник: Второй по величине камень (примерно 2/3 от Oyaishi). Он должен быть похож на главный камень по цвету и фактуре, как родной брат. Традиционно Fukuishi располагают слева или справа от Oyaishi. Его задача – создать визуальный баланс, поддержать композицию, не перетягивая внимание на себя.
- Соэ-иши (Soeishi) – Акцентный Соратник: Третий камень, обычно меньшего размера. Он располагается около Oyaishi, как бы случайно отколовшийся кусок. Его роль – подчеркнуть массивность и значимость главного камня, добавить деталь и естественность.
- Суте-иши (Suteishi) – Скрытый Мастер Гармонии (опционально): В композициях из 5 или 7 камней появляются эти самые маленькие, почти декоративные камни. Их название можно перевести как "брошенный камень". Suteishi служит для тонкой настройки баланса и гармонии всей группы. Интересно, что он часто бывает частично или полностью скрыт растениями (мхами, почвопокровными), становясь почти незаметным, но от этого не менее важным элементом, воплощающим принцип Ваби-саби – красоту в скромности и незаметности.
Амано часто сравнивал камни в группе с семьей: выделяя более массивные, угловатые ("мужские") и чуть меньшие, сглаженные ("женские") типы внутри одного основного вида камня, которые дополняют друг друга. Но все они – одной "породы", одной "крови".
Еще важнейший секрет, без которого композиция развалится: все камни в группе должны "смотреть" в одну сторону! Представьте, что они сгруппировались под порывом ветра или течением реки – у них есть общее направление движения, взгляда. Это создает удивительное единство. И еще – камней обычно берут нечетное количество: три, пять, семь. Почему? Такаши Амано подчеркивал, что симметрия редко встречается в дикой природе и часто выдает руку человека. Нечетное количество камней – это ключ к естественности. Из трех или пяти элементов гораздо труднее создать искусственную симметрию, они сами стремятся к природному, динамичному балансу. Это правило – надежный помощник даже для новичков, желающих добиться гармонии.
5 типов основных камней в Ивагуми
Кроме ролей в расстановке каждый камень также может быть определенного типа.
- Низкий вертикальный - "Душа", Рейсёсеки (Reishoseki). Основание намного шире сужающегося кончика. Это один из самых популярных камней.
- Высокий вертикальный - "Тело", Тайдосеки (Taidoseki). Это вертикальный камень с основанием, которое немного шире верхней части. Это самый высокий камень в группе. Кроме того, он определяет направление движения в саду в рамках композиции. Рекомендуется не ставить его впереди других камней!
- Плоский камень - "Сердце", Синтайсэки (Shintaiseki). В сложных композициях он используется в качестве центрального гармонизирующего элемента, а в более простых композициях — для гармонизации вертикальных камней с горизонтальными линиями земли или воды.
- Камень с ответвлением (Сигёсеки, Shigyoseki). Этот камень нарушает все правила. Верхняя часть плоская и немного шире основания. В самом сложном случае верхняя часть слишком большая и выглядит неустойчивой.
- Откидной камень (Бычий камень, Кикякусеки). Высота этого камня находится между высотой плоского камня и камня с ответвлениями. Другими словами, он не может быть ниже плоского камня и выше камня с ответвлениями. Один край камня выше другого. Это красивый камень, который кладут спереди, чтобы объединить другие камни. Кроме того, его нужно класть очень аккуратно.
Искусство Расстановки: Игра в Бога Пейзажа
Как их расставить? Тут нам поможет древнее правило золотого сечения – примерно 1 к 1,6. Представьте сетку, разделяющую аквариум на такие пропорции. Точки пересечения линий – идеальные места для главных акцентов, например, вершины вашего Оя-иши.
Классика жанра – Санзон Ивагуми, "триада": главный камень, чуть меньший и совсем маленький. Они образуют треугольник, где главный – вершина. Камни ставят не вертикально, а под углом, создавая перспективу – большие и/или с более резкими очертаниями часто уходят на задний план или занимают фокусную точку, усиливая ощущение глубины.
Здесь особенно важны наставления Амано:
- Естественность превыше всего: Каждый камень должен лежать устойчиво и естественно, как будто он упал здесь тысячи лет назад. Избегайте шатких, неестественных положений.
- Избегайте "строя": Никогда не выкладывайте камни в ровный ряд или шеренгу. Это убивает объем и глубину, делает пейзаж плоским и искусственным. Создавайте группы с разной глубиной и высотой.
- Уважайте "позу" камня: Никогда не кладите вертикальный камень горизонтально и наоборот. У камня есть его природная ориентация, в которой он выглядит наиболее устойчиво и естественно. Исключение – специальные арочные или ветвистые формы.
- Осторожно с симметрией: Поворачивайте камни так, чтобы их главная ось (воображаемая линия, делящая их пополам) не стояла строго параллельно или перпендикулярно стенкам аквариума. Небольшой наклон создает динамику и естественность.
- Целостность группы: Внутри одной группы камни должны быть одного основного типа (например, все – низкие и плоские, или все – высокие и столбчатые). Остальные камни в группе лишь дополняют основной тип, подчеркивая его. Можно использовать 2-3 камня-"родственника" (тех самых "мужских" или "женских") одного типа, немного различающихся размером, чтобы создать более выразительный акцент.
Советую сначала поиграть с камнями на столе, создав сухую композицию, и сфотографировать ее – так легче перенести задумку в аквариум. И помните: отбраковывайте камни с явными сколами или спилами, а также те, у которых верхняя часть шире основания (если это не специальная арочная форма) – они выглядят неестественно и неустойчиво.
Прочие элементы - ведь всё-таки это аквариум.
Фундамент Пейзажа: Грунт
Под ногами у наших камней раскинется "земля" – грунт. В Ивагуми он тоже должен быть особенный: мелкий, как песок или крошечный гравий, и часто светлый – бежевый, белый, светло-серый. Почему? Он создает чистый, спокойный фон, подчеркивая темные камни и зелень растений. Он формирует "дорожки" между скалами, пологие склоны "долин". И технически: под этим красивым верхним слоем обычно прячется питательная подложка – она как плодородная почва, необходимая для жизни растений, которые украсят основание камней.
Очень мало растений - только чтобы подчеркнуть главных героев.
Это не джунгли! Их роль – скромные, но изящные спутники камней. Чаще всего это низкие-низкие почвопокровные растения, образующие у подножия скал миниатюрные "лужайки".
Самые известные "газоны" невероятно мелкий и требовательный Хемиантус куба (HC Cuba), похожая на клевер Глоссостигма (Glossostigma) или Элеохарис парвула (Eleocharis parvula). Или мхи – Яванский и другие. Они покрывают основания камней, как древний бархат, добавляя ощущение времени, умиротворения. Но будьте готовы: чтобы эти крохи росли плотным ковром, а не редкими былинками, им нужно очень много света и... подача углекислого газа (CO2). Без этого создать идеальный "газон" будет крайне сложно.
Тонкий Штрих: Обитатели-Невидимки
Кто же будет жить в этом горном царстве? Помните, Ивагуми – это в первую очередь пейзаж. Поэтому и обитатели аквариумов такого стиля – лишь тонкий, ненавязчивый штрих. Толпы ярких рыб здесь будут кричащим диссонансом. Выбирайте миниатюрных, стайных рыбок, которые будут лишь оживлять картину, как птицы в горах: крошечные неоны, микрорасборы галактика, тетра аманда. Или же прекрасно подойдут креветки – вишневые, кристаллы. Их размер и поведение идеально впишутся в созерцательную атмосферу. Главное – не переусердствовать! Перенаселение разрушит всю хрупкую гармонию.
Невидимый Каркас: оборудование
Теперь о том, что спрятано за кулисами красоты – о технике. Ивагуми – стиль требовательный.
- Свет: Яркий свет – не просто желателен, а обязателен для тех самых плотных "лужаек". Без него растения вытянутся, станут редкими.
- Система подачи CO2: Углекислый газ – это как хлеб для вашего ковра. Подача CO2 значительно ускоряет рост и уплотняет покров.
- Фильтрация: Должна быть эффективной, чтобы вода кристально чистой, но оборудование – максимально незаметным. Идеален внешний фильтр с тонкими, прозрачными или черными трубками, которые растворяются на фоне.
- Удобрения: Нужны, но осторожно – избыток на фоне сильного света может вызвать вспышку водорослей, врага номер один для безупречного вида.
Подстили оформления основанные на концепции "Ивагуми"
Стиль 1: Окаменелое дерево
Этот уникальный стиль основан на композициях из окаменелой древесины. Впервые в истории такая композиция с использованием растения глоссостигма была представлена широкой публике в 1991 году и имела огромный успех.
Стоит отметить, что этот вариант стиля так и не стал по-настоящему популярным из-за способности этих камней значительно повышать жёсткость воды. В то же время этот стиль считается «оригинальным». Кроме того, можно легко найти новые и новые работы талантливых людей со всего мира, которые хотят показать и подчеркнуть уникальную текстуру окаменелого дерева.
Стиль 2: Санзон
Характеризуется расположением одного большого камня и двух небольших. Как правило, стиль изображает луг, полянку, поле. Для него подходят массивные камни.
Особенности:
- Главный камень (Oyaishi) располагается ближе к задней стенке аквариума и немного смещён относительно центра.
- Центральный камень обычно имеет откос под углом к поверхности, направляя взгляд зрителя по траектории вверх.
- Следом за центральным размещаются два других камня, но уже спереди. Желательно, чтобы они располагались так, чтобы иметь наклон, как будто указывающий на главный камень.
Стиль 3: Сэнд (песочный) Санзон
Этот уникальный стиль повторяет все принципы Санзона, однако ключевое отличие заключается в том, что особая атмосфера создается с помощью декоративного песка, который насыпается спереди.
Песок подчёркивает акваскейп, делает декоративные элементы более контрастными и создаёт дополнительную глубину в восприятии композиции. В данном случае песок используется для создания впечатления морского побережья или берега реки.
Стиль 4: Лучи
Для этого уникального стиля характерны острые и тонкие камни, которые образуют сплошные солнечные лучи, расходящиеся в разные стороны. Очень важно подобрать камни так, чтобы вся композиция выглядела сбалансированной. Поскольку верхняя часть камней всегда направлена вверх, форма верхней части играет огромную роль в балансе всей композиции.
Кажущаяся простота этого стиля обманчива. Острые камни неустойчивы, и нужно обладать проницательностью, чтобы создать впечатление буйства природы. Здесь нет возможности использовать различные опоры и другие элементы, чтобы сделать всю композицию более устойчивой. Возможно, именно поэтому этот стиль не пользуется особой популярностью.
Стиль 5: Горы
В отличие от многих других стилей ивагуми, в этом случае камни расположены естественным образом, имитируя естественное расположение камней, горных хребтов, вершин или рифов.
В данном случае роли объектов размыты. Камни не используются сами по себе для создания композиции. Все элементы создают мощный поток энергии. Конструкция начинается прямо от земли. Свободное пространство засыпано грунтом и засажено травой.
Для этой конструкции характерно горизонтальное расположение камней, и она больше подходит для длинных панорамных аквариумов.
Стиль 6: Близнецы
Эту разновидность стиля Ивагуми можно легко выделить как самостоятельную. Она считается более выразительной и шокирующей, хотя и следует основным принципам Ивагуми.
Для этого стиля характерно расположение двух массивных, часто одинаковых (основных) камней в центре композиции.
Последние рекомандации
Уход за Ивагуми – это своеобразная медитация.
- Стрижка: Самое важное – стрижка. Ваш "газон" будет расти, и его нужно регулярно и очень аккуратно подстригать маленькими ножницами, чтобы он оставался плотным и низким. Это требует терпения и твердой руки.
- Чистка грунта: Тоже ювелирная работа: нужно убирать грязь сифоном, но не взбалтывать слои и не нарушать линии пейзажа.
- Наблюдение: И постоянное наблюдение: не появились ли водоросли? Все ли в порядке с растениями? Это не аквариум "поставил и забыл", это живой холст, требующий внимания.
"Камни преткновения": Советы и ошибки
Если вы новичок, вдохновленный красотой Ивагуми:
- Начните с малого объема – скажем, 20-30 литров. Так легче контролировать параметры.
- Изучите метод "сухого старта" (Dry Start Method) – это когда растения высаживают в грунт с питательной подложкой до заполнения аквариума водой и выращивают под пленкой в высокой влажности. Это отличный способ получить плотный ковер с меньшим риском водорослей на старте.
И главное – избегайте классических ошибок:
- Направление камней: Не ставьте камни хаотично, помните про их общее направление! Это основа композиции.
- Симметрия и Четность: Не гонитесь за симметрией и всегда используйте нечетное количество камней (3,5,7). Ищите естественный, асимметричный баланс. Четное число часто ведет к искусственной симметрии.
- Неестественность: Укладывайте камни только в устойчивых, естественных положениях, уважая их природную ориентацию (вертикальную/горизонтальную). Избегайте "парадных строев" и неестественных смесей пород.
- Перегруженность: Не превращайте пейзаж в сад камней или клумбу – растений должно быть мало. Внутри одной группы используйте камни одного основного типа.
- Техника: Никогда не экономьте на свете и CO2, если хотите увидеть настоящий изумрудный ковер, а не жалкие травинки. Без них почвопокровные не раскроют свой потенциал.
- Качество камней: Не используйте поврежденные камни, камни со спилами или те, у которых верх шире основания (если это не арка).
Заключение
Ивагуми – это больше, чем стиль аквариума. Это словно путь (путь самурая?). Путь к гармонии, простоте, умению ценить пустоту и несовершенство. Это вызов вашему терпению и художественному вкусу. Но награда – кусочек живой, дышащей японской природы в вашем доме, островок созерцательного спокойствия – стоит всех усилий.
Следуя мудрым правилам мастеров, таким как Такаши Амано, вы обретаете не просто инструкцию, а ключ к пониманию самой природы.
Понравилась статья? Оставляйте свои комментарии и задавайте вопросы - стараюсь всем отвечать и кроме того этим вы мне очень поможете с продвижением. Плюс обратная связь тоже важна для меня. А возможно вас заинтересуют и другие мои материалы:
▶️ Сколько рыбок можно заселить в аквариум в зависимости от объема?
▶️ Аквариум без заморочек: мой опыт выращивания растений без CO2
▶️ 8 простых советов аквариумистам, которые улучшат качество ваших банок!
А еще веду telegram-канал, где показываю как живу и занимаюсь аквариумистикой, свои аквариумы и много чего еще.