"Бытиё определяет сознание" — Карл Маркс
В этой статье о сознании, нормальной работе сознания, измененных состояниях сознания и степенях нарушения сознания.
Опредеделения психического состояния, фукнциональное психическое состояние, виды функциональных состояний, нормальное здоровое состояние приведено в части 1 (ссылка ниже).
О эмоциональном стрессе и регуляции эмоциональных состояний, психологической защите и личностном адаптационном потенциале будет приведено в следующих статьях.
Сознание
- Сознание - это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу.
- Сознание — это понимание того, что я есть.
- Сознание выступает как состояние, актуализируемое субъектом в целях организации текущей жизнедеятельности. Психические процессы выступают содержанием сознания.
- Сознание организуется синхронной работой главных функциональных процессов (ощущений, интуиции, мышления, чувств).
- Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире.
- Человека от животных отличает прежде всего не наличие процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфические механизмы его протекания.
- Сознание человека протекает всегда активно и интенционально (направленности).
- Саморегуляция сознания заключается в способности к самонаблюдению (рефлексии) и мотивационно-ценностном характере.
- Самонаблюдение (рефлексия) заключается в способности критически наблюдать за самим собой, за своим ощущением, за состоянием.
- Система координат для человека ценности и идеалы. Которая в совокупности представлений человека о самом себе и об окружающей действительности формирует “Я-концепцию”.
- “Я-концепцию” еще называют самосознанием.
- Адекватность “Я-концепции” определяется по его критичности. Критичность простыми словами это способность отличать плохое от хорошего. Критичность определяет механизм контроля за своим поведением.
- Не вся получаемая информация об окружающей действительности и собственном состоянии осознается человеком. Значительная часть информации оказывается вне сознания (в бессознательной части).
Бессознательное и подсознание
- Понятия бессознательного и подсознания не имеют однозначного научного обоснования.
- Бессознательное и подсознание — разные понятия, хотя они связаны.
- Бессознательное — это совокупность психических процессов и явлений, которые не входят в сферу сознания субъекта, то есть не контролируются сознанием.
- Некоторые аспекты бессознательного:
- Содержит подавленные желания, конфликты и травмы, которые человек пытается не осознавать.
- Влияет на эмоциональное состояние, определяет реакции и настроение.
- Проявляется в сновидениях, интуитивных решениях, оговорках.
- Подсознание — это область психики человека, которая находится вне его осознания и, соответственно, без возможности контроля.
- Некоторые особенности подсознания:
- Содержит жизненный опыт, эмоции, убеждения, установки и даже физиологические процессы.
- Работает по принципу автоматизма и внушений, в отличие от сознательной части которая контролируема и осмысляема.
- Отвечает за базовые эмоциональные реакции, привычки, глубинные убеждения и установки.
- Бессознательное и подсознание несет в себе большой пласт информации психики, формирует направленность личности.
- Есть распространенное мнение, что сознание формируется четыремя функциональными психическими процессами по одной из пар воля-комфорт, вариативность-детальность, рациональность-логичность, эмоции-отношения. Вторые из пар функциональных психических процессов уходят в бессознательную часть. Расстановка функциональных процессов индивидуальна и формирует темперамент личности (будет разобрано в следующих статьях).
Труд как инструмент формирования сознания
- Важную составляющую в формировании человеческого сознания, реализация его психического потенциала, оказала коллективная трудовая деятельность.
- Сознание и разумность человека (Homo sтельности.apiens) заключается не в индивидуальности и работе одной особи, а в коллективной деятельности.
- Человека отличает от животных не только в том, что человек адаптируется (приспосабливается) к окружающей среде, но и пытается подчинить ее себе, создавая для этого орудия труда. Способность создавать орудия для преобразования окружающей природы свидетельствует о способности сознательно трудиться. Труд - это специфический, присущий только человеку вид деятельности, заключающейся в осуществлении воздействий на природу с целью обеспечения условий своего существования. Особенность труда заключается в его коллективности и невозможности быть сугубо индивидуальным.
- Чем выше уровень развития коммуникации между членами сообщества, тем выше не только организация, но и уровень развития психики и сознания человека.
- Высший уровень человеческой коммуникации - речь. Речь обусловливает иной уровень регуляции психических состояний и поведения с помощью слова. Это дает возможность не вступать в физический контакт и влиять на других людей на дистанции, а с развитием средств коммуникаций (телефон, интернет) на больших расстояниях.
- Коллективный характер труда, развитие коммуникации не только повлекли вслед за собой развитие мышления, но также обусловили формирование специфических законов существования и развития человеческого сообщества, известные как законы нравственности и морали.
- С эволюцией мышления человека, критичность совершенствовалась и изменялось понимание, что “хорошо”, а что “плохо”. Это эволюционировало и сознание человека.
Нормальное состояние сознания
- Нормальное состояние сознания (ясное сознание; далее НСС) подразумевает адекватное восприятие окружающего мира и собственного «я», полную ориентировку в пространстве, времени и собственной личности, способность к продуктивному взаимодействию с окружающим миром и познавательной деятельности.
- В НСС у человека есть стройная дифференцированная структура психических процессов. Он ясно различает внешний и внутренний миры, имеет чёткую схему тела.
- НСС - это состояние бордствования, рабочего функционального состояния.
- НСС - более или менее однородно, в отличие от измененного состояния сознания (ИСС) различного по глубине и содржанию.
Измененные состояния сознания
- Изменённые состояния сознания (ИСС) — качественные изменения в субъективных переживаниях или психологическом функционировании от определённых генерализованных для данного субъекта норм, рефлексируемые самим человеком или отмечаемые наблюдателями
- Главным характерным признаком изменённых состояний сознания являются системные изменения (относительно нормального состояния сознания) связи содержания переживаний с реальным миром, то есть в ИСС присутствуют искажения представления внешней реальности или осознания себя в виде галлюцинаций или иллюзий, причём эти искажения складываются в глобальное изменение репрезентаций.
- Кратковременные переживания ИСС являются характерным свойством сознания и психики здоровых людей (сон, утомление и т.п.). Формой ИСС, представляющей одну из главных потребностей человека, является сон.
- Изменённые состояния могут вызываться совершенно различными триггерами и могут иметь, а могут и не иметь отношение к патологии.
- ИСС отводится заметное место в различных религиях. Важную роль в исследованиях ИСС в конце XX столетия сыграли научные эксперименты с использованием различных галлюциногенов (включая ЛСД), а также методики холотропного дыхания.
- Изучение изменённых состояний сознания (ИСС) является междисциплинарной областью направлений, занимающихся исследованием сознания: общая и социальная психология, психология личности, когнитивная психология, аналитическая психология, трансперсональная психология, клиническая психология, нейропсихология, психиатрия, антропология и др.
Степени нарушения сознания
- По степени нарушения сознания разработана Шкала для оценки нарушения сознания и комы детей старше 4 лет и взрослых Институтом Неврологических наук Университета Глазго в 1974 г (Шкала комы Глазго), которая в последующем усовершенствована отечественными психологами и известна как Единая междисциплинарная классификация расстройств (градаций) сознания (1985 г.)
- Изначально, шкала разрабатывалась как инструмент динамической оценки глубины и продолжительности угнетения сознания и комы. Однако в настоящее время большинство клиницистов стремятся спроецировать спектр измененного сознания на вариацию таких терминов как кома, сопор, оглушение, ступор и другие. Все эти термины клинически остаются расплывчатыми и неясными, в результате чего возникает задержка в выявлении клинических изменений, предотвратимой заболеваемости и смертности. Подобная оценка является основой, препятствующей получению надежных выводов о состоянии пациента. Ввиду этого уместным является следующая интерпретация степени повреждения мозговых структур:
- 13—15 баллов — легкое повреждение;
- 9—12 баллов — повреждение средней тяжести;
- 3—8 — тяжелое повреждение.
- Тем не менее, в русскоязычной литературе принято сопоставлять баллы по шкале комы Глазго с междисциплинарной классификацией нарушений сознания А. Н. Коновалова и Т. А. Доброхотовой, созданной в процессе обследования больных с черепно-мозговыми травмами. Здесь выделяется 7 уровней состояния сознания: сознание ясное, оглушение умеренное и глубокое, сопор, кома умеренная, глубокая и терминальная.
- 15 баллов — сознание ясное;
- 14—13 баллов — умеренное оглушение;
- 12—10 баллов — глубокое оглушение;
- 9—8 баллов — сопор;
- 7—6 баллов — умеренная кома;
- 4—5 баллов — глубокая кома;
- 3 балла — терминальная кома.
- В продолжении развития классификации нарушения сознания существует шкала исходов от восстановления (9 баллов и выше) до смерти (2 и менее балла).