Начало здесь
А ТЕПЕРЬ ПОТОРГУЕМСЯ...
После завершения выставки, ценители живописи и коллекционеры стали задавать вопрос по поводу судьбы "Спасителя мира", ведь она являлась частным владением. В Лондонской Национальной галереи заявили, что работа не предназначается для продажи. Это весьма удивило профессионалов, ведь вся логика действий арт-дилеров свидетельствовала об их стремлении сделать "шедевр" итальянца как можно более известным. Все решили, что таким способом был дан старт маркетинговой кампании по продаже картины. Опытные игроки на арт-рынке восприняли "отрицание" события как анонс начала торгов.
Через несколько месяцев после возвращения картины в Нью-Йорк ее оценили в 180 млн долл. Арт-дилеры направили предложение о ее выкупе солидным художественным музеям США. Продать, а не подарить полотно музею, считается в Америке вполне обычным делом. Меценаты тратят свои деньги и делают произведение искусства национальным достоянием: двойная выгода - одни богатеют, другие получают лавры благотворителей. Но даже известные музеи при всем желании так и не могли собрать необходимой суммы, тем более, что и сомнения в подлинности "Спасителя мира" у прагматичных американцев оставались, в отличии от более экзальтированных европейцев. Спонсоров смущало то, что картина была очень хорошо отреставрирована и это считалось скорее недостатком, нежели достоинством - она выглядела как новая.
ПОИСК ПРОСТАКОВ
В течение двух лет картину пытались продать, но безрезультатно. Отпугивала как цена, так и шлейф сомнений среди экспертов. В 2013 году продавцы решили сменить вектор и предложили полотно не "своим", а "чужим" толстосумам - в частности русским олигархам, которые "ценили" такие шедевры исключительно как инвестиции для будущей перепродажи или как депозит на случай финансового кризиса.
По слухам, один из русских миллиардеров - Дмитрий Рыболовлев - якобы согласился заплатить за нее $190 млн. В ходе закрытого торга цена упала до $127 млн. Посредником выступал некий бизнесмен Ив Бувье, доверенное лицо олигарха.
В течение 2014 года картина уже нигде не фигурировала и эксперты начали выяснять почему исчезла картина и кто ее купил? Выяснилось, что картину все-таки продали за $80 млн неизвестному лицу и она находится теперь в частной коллекции. Когда СМИ напечатали эту новость русский миллиардер был весьма удивлен "цифре" 80, а не 127. Рыболовлев посчитал себя обманутым и подал на Бувье в суд. На суде Бувье заявил, что $44 млн, положенные им в карман - это плата за "анонимность покупки", ведь до конечного покупателя она дошла через несколько фирм-прокладок. Подробности самого судебного разбирательства не столь важны, главным стало имя владельца "Спасителя мира". Для самого миллиардера картина в одночасье стала токсичной, напоминающей о "нечестности" доверенных лиц. Рыболовлев решил ее продать.
В феврале 2016 года в аукционном доме «Кристис» (англ. Christie’s) анонсировали продажу "Спасителя". Сами торги состоялись в ноябре 2017 года. Почему такой долгий срок от витрины до продажи? Во-первых, существует очередность в реализации лотов; во-вторых, необходимо провести большую организационную и маркетинговую работу; в третьих- богачам тоже нужно время, чтобы оценить шедевр и собрать нужную сумму денег.
А если учесть, что картина за время своего публичного существования в 21 веке приобрела достаточно скандальный шлейф, то для выгодной продажи нужно было еще очень сильно постараться.
"Кристис" решил выставить "Спасителя" не в разделе старых мастеров, а в панели современного искусства. Устроители аукциона ловко ушли от конфликта, который неминуемо бы возник, продавай они картину как шедевр пятисотлетней давности. В этом случае оценка авторства картины должна быть однозначной - либо Леонардо, либо неизвестный художник.
В разделе современного искусства всех этих неприятностей можно было избежать, впрочем и риск быть не проданной у картины тоже был, но еще серьезнее были бы имиджевые потери знаменитого аукционного дома.
За несколько месяцев до начала торгов "Кристис" запустили масштабную маркетинговую кампанию в Нью-Йорке. Шедевр выставили на всеобщее обозрение: экспозиция из одной работы привлекла внимание американцев. Народ отстаивал большие очереди, чтобы увидеть полотно перед продажей. Кроме этого, маркетологи установили камеру в зале, которая фиксировала реакции людей при взгляде на картину. Кто-то плакал, кто-то завороженно смотрел... создавалась таинственная атмосфера лицезрения неземного, великого, небывалого. Кадры и ролики использовались в социальных медиа для популяризации произведения Леонардо. Случайным образом на записи оказался и актер Леонардо Ди Каприо.
В дизайне оформления роликов четко прослеживались стилистические моменты сближающие шедевр Да Винчи и мега популярный в тот год фильм "Код Да Винчи". PR-кампания оказалась очень успешной, собрав солидную кассу общественной поддержки и повышенное внимания мировых СМИ. Маркетологи запустили даже параллельное название картины - "мужская Мона Лиза" и паблисити было ошеломляющим. Словом, за полтора года удалось раскрутить интерес к работе итальянского художника до максимума. Теперь - все готово к проведению торгов. И они состоялись в ноябре 2017 года. Начавшись с нескольких миллионов долларов (причем эксперты полагали, что если ее и купят за $30 млн это будет уже отличным результатом) и переросла в "дуэль двух телефонов" - два анонимных коллекционера повышали ставки, а зал наблюдал за происходившим как на теннисном корте.
Итог "дуэли" нам известен - $400 млн, имя покупателя - неизвестно. Все попытки СМИ выяснить имя по горячим следам не увенчались успехом. Впрочем, секрет секретом оставался недолго. В 2018 году стало известно, что картину купил один из саудовских принцев. По замыслу саудовской королевской семьи "мужская Мона Лиза" должна была занять центральное место в огромном музее изобразительных искусств -"арабском Лувре".
В 2018 году в "европейском" Лувре планировали открыть выставку посвященную творчеству Леонардо да Винчи (своеобразная французская эстафета - быть не хуже Лондона). Саудиты, естественно, захотели показать "Спасителя мира" там, но французы провели собственную экспертизу картины и пришли к выводу: работа принадлежит мастерской Леонардо, что означает - гениальный художник лишь частично участвовал в ее создании, так сказать "приложил руку". Поэтому Лувр предложил включить "Спасителя" в каталог выставки и в саму экспозицию не как подлинник Да Винчи соразмерный по своей значимости с "Моно Лизой", а как работу "мастерской".
Арабы были возмущены и оскорблены, но все их попытки решить вопрос "по-любовно" через правительство, или за деньги (через тоже правительство) не увенчались успехом - Лувр не прогнулся: французские эксперты понимали, уступи раз, - их авторитету на мировом арт-рынке придет конец.
Когда экспозиция в Лувре открылась, "Спасителя" там не оказалось. Саудиты поняли, что англо-саксы их, по всей видимости, обманули, так же как и того русского олигарха, который, правда, сумел выкрутиться из ситуации... с прибылью.