Найти в Дзене
BIOсфератум

Как женщина спаслась от Карачуна: случай в послевоенное время

«Дать карачуна», «пришёл карачун», «хватил карачуна» – все эти русские выражения означают примерно одно и то же. Так как я живу в городе, в повседневной жизни редко слышу такую речь, но во время моих поездок в отдалённые уголки России сталкивался с подобным. На самом деле данные выражения очень древние и берут своё начало ещё с дохристианских времён. Карачун – древнеславянский дух, полубожество, которое несёт с собой в наш мир лютые морозы и смерть. Является злым созданием. В сёлах и деревнях очень часто с приходом зимы говорили: «Лишь бы Карачун не лютовал». Некоторые подготавливали для него особые дары – соленья и рыбу. По приметам так можно его задобрить. Хотелось бы рассказать о случае, который приключился с жительницей Пермского края в первые годы после Великой Отечественной войны. Женщине нужно было посетить райцентр, который располагался в 8-9 километрах. Туда её с утра на санях довёз знакомый, а обратно следовало пройти путь самостоятельно. На улице зима, но довольно мягкая. Ст

«Дать карачуна», «пришёл карачун», «хватил карачуна» – все эти русские выражения означают примерно одно и то же. Так как я живу в городе, в повседневной жизни редко слышу такую речь, но во время моих поездок в отдалённые уголки России сталкивался с подобным. На самом деле данные выражения очень древние и берут своё начало ещё с дохристианских времён. Карачун – древнеславянский дух, полубожество, которое несёт с собой в наш мир лютые морозы и смерть. Является злым созданием.

В сёлах и деревнях очень часто с приходом зимы говорили: «Лишь бы Карачун не лютовал». Некоторые подготавливали для него особые дары – соленья и рыбу. По приметам так можно его задобрить. Хотелось бы рассказать о случае, который приключился с жительницей Пермского края в первые годы после Великой Отечественной войны. Женщине нужно было посетить райцентр, который располагался в 8-9 километрах. Туда её с утра на санях довёз знакомый, а обратно следовало пройти путь самостоятельно.

Желала она добраться домой дотемна, но не смогла.
Желала она добраться домой дотемна, но не смогла.

На улице зима, но довольно мягкая. Столбик термометра не очень сильно опускался. Решив дела в райцентре, женщина вышла на улицу и довольно бодро зашагала назад. Дорожка примятая, единственное – скользкая, но с этим ничего не поделаешь. Прошла первые пару километров и почувствовала какую-то усталость в ногах, спине, в целом в организме. Огляделась по сторонам, как назло никого из попутчиков не оказалось. Стала ковылять медленно.

Ещё километр или, может, полтора прошла. Темнело рано. Домой женщина хотела попасть до наступления сумерек. Во-первых, днём теплее, во-вторых, вокруг дороги леса, и этой зимой уже были случаи нападения на путников волчьей стаи. Повторить участь тех бедолаг она совершенно не желала. Но силы покидали путницу, словно некто их намеренно вытягивал из неё. Хотелось заплакать от бессилия. Солнце уже клонилось к горизонту и скрылось за кронами деревьев.

Сумерки наступали. Всё вокруг казалось женщине каким-то чужим, враждебным. Деревья злобно шуршали. Их тени ползучими монстрами стелились по снегу, всё ближе и ближе подступая к ногам медленно бредущей к своему селу жительницы Пермского края.

Солнце окончательно опустилось, и на небе взошла луна. Она осветила землю сизым леденящим серебристым светом. С каждой минутой становилось всё холоднее. Бедная женщина, благо оделась очень тепло, практически не шла, а еле-еле переступала ногами. Сколько ещё идти? 3-4 километра? Сможет ли?

Неожиданно сквозь пелену из отрицательных мыслей буквально ворвался сосед Степаныч. Да не просто ворвался, а ещё и на санях.

– Чего дома не сидится в такое время?

– Степаныч, в райцентр ходила по делам. Задержалась. Подвези до села!

– Залезай, конечно. Я, видишь, коня прикупил хорошего, сильного, молодого, красивого!

Конечно, женщина в потёмках особо не разглядела его, да и не до этого ей было. Забралась кое-как на сани, и они тронулись. Едут долго-долго. Заволновалась пассажирка. Подняла глаза, глянула, а повозка сама едет. Нет никого, ни коней, ни Степаныча. Совсем не по себе от этого стало. Собралась с силами женщина и спрыгнула с саней прямиком в придорожный сугроб. Повезло ей. Проделки Карачуна. Будь с дороги съезд, она бы уже бог весть где оказалась, а так...

Карачун преследовал женщину.
Карачун преследовал женщину.

А так почти у самого райцентра. Идти обратно в село у неё уже точно сил не оставалось. Тем более, по дороге к ней шёл странный старик. В одеянии с меховым воротником, а ноги босые. Волосы по ветру во все стороны разлетаются. Страшно стало женщине, кое-как побежала она хоть куда-нибудь к людям. Стучала в дома, пока ей не открыл случайный мужчина. Вбежала в дом жительница Пермского села и попросила закрыть дверь. В следующий момент за окном началась такая буря! Невиданная метель с порывами леденящего ветра.

Назад к себе домой женщина смогла попасть только к полудню. Благо добрый хозяин напоил её чаем и позволил отдохнуть с дороги, иначе Карачун забрал бы её к себе. Как она и предполагала, никакого коня Степаныч не покупал и вообще не ездил в сторону райцентра в тот день. Всё это проделки злого духа, который чаял найти в женщине лёгкую добычу, но она оказалась не промах. Немаловажно, что среди жителей вблизи райцентра нашёлся небезразличный мужчина и помог незнакомке.