Найти в Дзене
Техно Колибри

Зачем огромные шары на проводах и почему птиц не бьёт током: простыми словами

Задали вопрос: «Почему птиц на проводах не бьёт током и зачем на линии электропередач огромные разноцветные шары?». Ну что ж, вопрос действительно интересный! Возможно, вы тоже его себе уже задавали. Давайте разбираться вместе. Для начала напомню: электрический ток – это движение электронов от точки с высоким потенциалом (напряжением) к точке с низким потенциалом. Чтобы ток пошёл, нужно, чтобы у зарядов был путь – замкнутая цепь, по которой они могут двигаться. Простой пример: когда вы включаете лампу, вы замыкаете цепь, и ток течёт от источника, через провода, лампу и обратно – вот тогда лампа и загорается. Птиц не бьёт током, потому что они садятся на один провод: или на фазу, или на ноль. Их лапки находятся на одном и том же проводе, и, что важно, в одной точке электрического потенциала. Это значит, что разности потенциалов между лапками нет, и электрический ток не проходит через тело. А чтобы ударило током, нужно одним крылом/ногой коснуться другого провода – вот тогда возникла бы
Оглавление

Задали вопрос: «Почему птиц на проводах не бьёт током и зачем на линии электропередач огромные разноцветные шары?». Ну что ж, вопрос действительно интересный! Возможно, вы тоже его себе уже задавали. Давайте разбираться вместе.

Что такое электрический ток?

Для начала напомню: электрический ток – это движение электронов от точки с высоким потенциалом (напряжением) к точке с низким потенциалом. Чтобы ток пошёл, нужно, чтобы у зарядов был путь – замкнутая цепь, по которой они могут двигаться.

Простой пример: когда вы включаете лампу, вы замыкаете цепь, и ток течёт от источника, через провода, лампу и обратно – вот тогда лампа и загорается.

Ключевое слово: по цепи КРУГОМ.
Ключевое слово: по цепи КРУГОМ.

А теперь про птичек

Птиц не бьёт током, потому что они садятся на один провод: или на фазу, или на ноль. Их лапки находятся на одном и том же проводе, и, что важно, в одной точке электрического потенциала. Это значит, что разности потенциалов между лапками нет, и электрический ток не проходит через тело.

А чтобы ударило током, нужно одним крылом/ногой коснуться другого провода – вот тогда возникла бы разность потенциалов и через тело потёк бы ток. Вот это уже опасно.

Другими словами, птицы сидят на проводах абсолютно безопасно. Вот если они одной лапой будут сидеть на проводе, а второй дотянутся, к примеру до земли или до другого провода, то тогда это закончится печально.

Мне один раз написали: «Всё это неправда, провода под высоким напряжением в 10000 вольт и в любом случае убьет птицу. Просто провода изолированы и потому безопасно». Нет, в большинстве случаев высоковольтные провода не изолированы, потому что изоляция для такого напряжения была бы очень толстой, тяжёлой и дорогой.

Птички просто не создают замкнутую цепь, и ток через них не течёт.

Птицы сидят на проводах абсолютно безопасно – они не создают замкнутую цепь, и ток через них не течёт.
Птицы сидят на проводах абсолютно безопасно – они не создают замкнутую цепь, и ток через них не течёт.

Зачем на линии электропередач висят огромные шары?

А теперь о том, почему на проводах высоковольтных линий электропередачи (ЛЭП) висят большие цветные шары.

1. Зачем их вешают? Несмотря на то, что провода хорошо видны с земли, с воздуха они могут быть почти невидимыми, особенно в тумане, пасмурную погоду или при ярком солнце.

Основная цель шаров – безопасность полётов! Это сигнальные маркеры, или, по-другому, маркерные шары. Они сделаны из прочного лёгкого пластика и имеют диаметр от 40 до 60 сантиметров. Такие размеры позволяют видеть ЛЭП издалека и с воздуха.

Именно поэтому, большие цветные шары вешают на провода:

  • рядом с аэропортами или вертолётными площадками;
  • над реками, шоссе, ущельями, где возможны полёты на низкой высоте;
  • в местах, где ЛЭП проходят по возвышенности и могут быть препятствием для авиации;
  • в горах, как сигнал для парапланеристов.

Чем выше риск, что провода окажутся на пути у летательных аппаратов, тем нужнее такие маркеры.

2. Почему они цветные? Обычно маркерные шары бывают трех цветов, некоторые даже делают с отражателями или подсветкой. Цвета выбираются так, чтобы их было максимально видно на фоне неба:

  1. Красные – хорошо видны в ясную погоду.
  2. Белые – заметны в пасмурную погоду.
  3. Оранжевые – универсальные и контрастные.

Иногда шарики на проводах вешают через один разного цвета, чтобы ещё сильнее привлекать внимание и подчеркнуть форму линии.

Зачем возле дороги и в горах на линии электропередач (ЛЭП) висят огромные разноцветные шары? Основная цель шаров – безопасность полётов! Это сигнальные маркеры, или, по-другому, маркерные шары.
Зачем возле дороги и в горах на линии электропередач (ЛЭП) висят огромные разноцветные шары? Основная цель шаров – безопасность полётов! Это сигнальные маркеры, или, по-другому, маркерные шары.

3. А они как-то влияют на электричество? Никак. Эти шары не участвуют в передаче тока и не влияют на напряжение. Они просто механически закреплены на проводе. Крепёж очень надёжный, чтобы их не сдуло ветром и не сорвало.

Интересный факт: на самом деле, это единственная часть линии электропередач, которую видно из самолёта раньше самих проводов. И пилоты действительно ориентируются на них при полётах на малой высоте.

Вместо заключения

Птиц не бьет током, когда они сидят на проводах потому, что они просто не создают замкнутую цепь, и ток через них не течёт. А огромные шары на ЛЭП нужны для безопасности полетов.

Возможно вам будет интересно:

Благодарю, что дочитали до конца. Лайк – лучшее спасибо мне, как автору!