Привет, любители авиации и просто случайные читатели! Сегодня мы поговорим о настоящем дедушке современных дронов беспилотном разведчике Ла-17Р. Да да, это не очередной кукурузник с камерой из Алиэкспресса, а серьезная машина, которая в 60-х годах могла бы запросто снять ваш дачный участок если бы вы жили в прифронтовой полосе.
Но обо всем по порядку.
Как все начиналось: от мишени до шпиона.
ОКБ Лавочкина да да, те самые ребята, которые делали истребители во время войны. Они уже создали Ла-17 самолет-мишень для тренировки зенитчиков. Но кому-то в голову пришла гениальная мысль: А давайте вместо мишени поставим фотоаппарат и сделаем из него шпиона!
Так в 1963 году появился Ла-17Р первый советский тактический беспилотный разведчик.
Технические плюшки: что умел этот дрон?
Ла-17Р это не просто железка с моторчиком. Это целый комплекс с хитрыми фишками:
Скорость: 680–885 км/ч. для сравнения, современные дроны-курьеры еле-еле 100 км/ч. выжимают.
Высота полета: от 100 м. до 7 км. на такой высоте его сложно было сбить.
Дальность: до 200 км. можно было сфотографировать соседний город и вернуться на ужин.
Фотоаппараты: АФА-40, БАФ-21 и даже телекамера Чибис это вам не селфи на телефон.
Двигатель: РД-9БКР упрощенная версия двигателя от истребителя МиГ-19, потому что зачем изобретать велосипед.
Но самое интересное как он запускался.
Старт по-советски: с порохом и без тормозов.
Ла-17Р не взлетал с аэродрома, как обычный самолет. Его выстреливали с наземной установки СУТР-1 сделанной на базе лафета зенитки.
1. Два пороховых ускорителя ПРД-98 разгоняли его до скорости.
2. После старта они отстреливались чтобы не таскать лишний вес.
3. Далее включался турбореактивный двигатель, и дрон летел по заданному маршруту.
Посадка? А вот тут весело.
Вариант 1: просто падал на брюхо да, без парашюта, потому что одноразовый экономили, как могли.
Вариант 2: в более поздних версиях Ла-17РМ появился парашют, чтобы аппарат можно было использовать повторно.
Почему Ла-17Р не стал звездой холодной войны?
Казалось бы, крутая штука, но одноразовость: первые модели не возвращались сфотографировал и разбился. Не очень экономично.
Сложное управление: автопилот 60-х это вам не GPS с ИИ. Если что-то пошло не так, дрон мог улететь гулять в неизвестном направлении.
Конкуренция со спутниками: к 70-м годам разведку стали доверять космическим аппаратам, а дроны отошли на второй план.
Но главное Ла-17Р так и не успел повоевать. Его использовали только в учениях, а реальных боевых вылетов за ним не числится.
Забавные факты о Ла-17Р
Чтобы статья не была сухой, вот немного юмора:
Дрон на зенитке: представьте реакцию американских шпионов, которые увидели, как из лафета зенитного орудия вылетает не снаряд, а целый самолет.
Экономия по-советски: двигатель РД-9БКР это списанный мотор от МиГ-19 почему выбрасывать, если можно поставить на дрон?
Фото на память: если бы Ла-17Р был человеком, его Instagram был бы полон аэрофотоснимков военных полигонов и ничего больше.
Что стало с Ла-17Р?
К 70-м годам его сменили более современные модели, но некоторые экземпляры летали аж до 80-х! А еще китайцы скопировали его под названием СК-1 классика жанра: Если что-то работает, зачем изобретать?
Почему Ла-17Р достоин внимания?
Этот дрон настоящий пионер беспилотной авиации. Он доказал, что:
Беспилотники могут быть быстрыми и незаметными.
Запускать их можно даже без аэродрома.
Фоторазведка это не только спутники и шпионы в черных очках.
А еще он невероятно атмосферный типичный продукт своей эпохи: простой, надежный и без лишних наворотов.
А что думаете вы?
Как вам такой дедушка дронов?
Хотели бы покататься на чем-то подобном? Только осторожно посадка жесткая!
Какой современный БПЛА, по-вашему, достоин звания преемника Ла-17Р?
Пишите в комментариях обсудим!
Если статья понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь впереди еще много историй о легендарной технике!