Найти в Дзене

Спецпроект «Вот так история!»

Мы продолжаем открывать для вас удивительные, значимые и порой забавные страницы истории судоходства! Тщательно изучив газеты XIX–XX веков, мы отобрали для вас самые любопытные моменты. Будьте уверены: все факты, герои и фотографии абсолютно реальны! В этом выпуске вы узнаете о том, какие решения принимались для выправления Волги, о незаменимом помощнике речников и нужны ли кинематографы в затонах. Также расскажем о пышном приеме, который устроили в Нижнем Новгороде в честь императорской семьи и об удивительной истории поволжского купца, ставшего монахом, чьим именем даже хотели назвать пароход. ➡️Другие выпуски спецпроекта «Вот так история» вы найдете в нашей подборке. Нижегородский листок. – 1896. - № 105. – 18 апреля. - С.2. На увеселительной прогулке в честь приезда Их Императорских Величеств* будут использованы 6 лучших пароходов от различных пароходных обществ, сообщает «Нижегородский листок». На них будут играть оркестры военной музыки и петь лучшие в городе хоры. Решено «едущим
Оглавление

Мы продолжаем открывать для вас удивительные, значимые и порой забавные страницы истории судоходства! Тщательно изучив газеты XIX–XX веков, мы отобрали для вас самые любопытные моменты. Будьте уверены: все факты, герои и фотографии абсолютно реальны!

В этом выпуске вы узнаете о том, какие решения принимались для выправления Волги, о незаменимом помощнике речников и нужны ли кинематографы в затонах. Также расскажем о пышном приеме, который устроили в Нижнем Новгороде в честь императорской семьи и об удивительной истории поволжского купца, ставшего монахом, чьим именем даже хотели назвать пароход.

➡️Другие выпуски спецпроекта «Вот так история» вы найдете в нашей подборке.

Катанье на пароходах по Волге в честь императорской четы (1896 год)

Нижегородский листок. – 1896. - № 105. – 18 апреля. - С.2.

На увеселительной прогулке в честь приезда Их Императорских Величеств* будут использованы 6 лучших пароходов от различных пароходных обществ, сообщает «Нижегородский листок». На них будут играть оркестры военной музыки и петь лучшие в городе хоры. Решено «едущим на пароходах предложить угощение — разный десерт, чай, прохладительные напитки и проч.».

К участию в катанье предложено пригласить именитых граждан и именитое купечество.

«Для достижения большей эффектности картины с пароходов при катанье, решено на всем пути следования их разместить находящийся в пределах Нижнего Новгорода караван судов, разукрасив его флагами равных величин гирляндами и проч».

*Императора Николая II (Николая Александровича Романова) с супругой Александрой Федоровной.

-2

Министерство продолжит выправлять Волгу (1897 год)

Нижегородские губернские ведомости. – 1897. - №12. – 19 марта. – С.11.

«Нижегородские губернские ведомости» информируют, что «Министерство путей сообщения решило продолжить начатые работы по выправлению реки Волги».

«В числе важных работ предполагается перевести фарватер из воложки* на коренную Волгу.

На устройство муромского затона ассигновано 40 000 рублей.
Вопрос о соединении Царицына** с Астраханью железнодорожным путем по левому берегу Волги, в виду предстоящих капитальных работ по углублению устья этой реки, окончательно решен в отрицательном смысле».

* Воложка - небольшое ответвление, рукав, образуемый течением Волги.
**Царицын –название города до 1925 года, сейчас Волгоград.

-3

Незаменимый помощник речников (1953 год)

Волжская вахта. – 1953. - № 56. – 7 мая. – С.4.

«Волжская вахта» фиксирует, что «радио прочно входит на речной транспорт, становится его незаменимым помощником».

«Уже сейчас на Волге нет ни одного транзитного пассажирского судна, где не имелось бы радиоузла или радиоприемника, где не слушали бы голоса Москвы. Пароходы и теплоходы линии Москва - Ростов могут в любое время связаться по радио с управлением пароходства и портами. В свою очередь диспетчеры пароходства и портов могут установить связь этими судами.

На волжских судах начинают внедряться радиоузлы швартовочной связи, что значительно повысит культуру швартовых операций, такой узел уже есть на пароходе «Володарский».

Все более и более радиосвязь применяется в буксирном флоте, особенно в период его работы на боковых реках».

-4

Монаха просят дать свое имя пароходу (1896 год)

Нижегородский листок. – 1896. - № 98. – 11 апреля. - С.3.
Нижегородский листок. – 1896. - № 170. – 22 июня. - С.3.

«Нижегородский листок» напоминает, что «известный в свое время в Поволжье купец-оригинал» Гордей Чернов «бросил все свои торговые дела, которые были в прекрасном состоянии, что доказывает остаток чистого капитала от ликвидации в несколько сот тысяч рублей, и скрылся из Нижнего Новгорода в Афон, где и поступил в монахи под именем старца Никона».

Перед уходом в монастырь Чернов «задумал построить буксирный пароход, который выводил бы из Астрахани одновременно 1 000 000 пудов груза». Он успел сделать заказ машины для парохода на механическом заводе Курбатова и выдал задаток 25 000 рублей.

Завод приступил к изготовлению некоторых машинных частей и, между прочим – великана-цилиндра весом более 1200 пудов, который экспонируется на Всероссийской промышленно-художественной выставке, сообщает «Нижегородский листок».

В апреле наследники Чернова на том же заводе заказали сам пароход, который должен быть готов к навигации 1897 года. Одновременно с этим была послана телеграмма на Афон с просьбой разрешить назвать новый пароход „Гордей Чернов“.

-5

Нужны кинематографы в затонах (1918 год)

Волжский судоходец. – 1918. - №2. - 1 апреля. - С.2.

Чрезвычайный общеволжский съезд делегатов «решил организовать в судоходных центрах специальные училища, в затонах - чтения, кинематографы, библиотеки; на судах библиотеки, причем судовые библиотеки должны быть не однообразного состава книг, дабы через полнавигации можно было библиотеки менять», - извещает «Волжский судоходец».

-6