В московском музее-усадьбе «Кусково», бывшем имении графов Шереметевых, идет выставка «Insécta. Насекомые в искусстве». Она посвящена традиции украшать фарфор, стекло и другие предметы декоративно-прикладного искусства изображениями насекомых. Поскольку к насекомым относятся не только бабочки и стрекозы, но и менее симпатичные жучки-паучки, а также мухи, комары, даже блохи и тараканы, поначалу идея и такой выставки, и самого факта присутствия таких неоднозначных персонажей в искусстве, кажется сомнительной. Но стоит только присмотреться — и становится понятно: во-первых, это красиво. А еще это может быть остроумно, смешно и дает возможность зрителям проявить внимательность, а авторам — показать свою виртуозность.
Что показывают на выставке в «Кусково»
Собранные на выставке экспонаты знакомят зрителей с насекомыми 10 отрядов класса Insecta. Тут можно встретить пчел и скарабеев, жуков-скакунов и божьих коровок, бронзовых апельсиновых клопов и верблюдок. С одной стороны, выставка позволяет освежить свои знания в области биологии, с другой — рассказывает о том, почему мастера искусства разных эпох и стран — от европейских до азиатских — изображали насекомых, какой смысл вкладывали в это и сколько усилий такая филигранная работа требовала от них.
Тема выставки кажется необычной и даже немного вызывающей. На самом же деле насекомые встречаются в произведениях самых прославленных авторов, в том числе отечественных, а искусствоведы не впервые обращают на них свой пристальный взгляд. Давайте выйдем за рамки выставки в «Кусково» и вспомним еще несколько шедевров с насекомыми.
Мастер иллюзии Фёдор Толстой добивается вау-эффекта, приглашая на свои рисунки мух и муравьев
Все знают потрясающую своим реализмом работу Фёдором Толстого с прозрачными ягодами красной и белой смородины. Но у него есть и другие, не менее впечатляющие — и на них насекомые. Кажется, для того, чтобы выписать севшую на стакан муху художнику пришлось воспользоваться кистью толщиной в один волосок.
«Каким рисунком я выскажу эту чистую радость, это светлое удовольствие, которыми наполняется моя душа и сердце в минуты, когда, отбросив все заботы, беспечно любуюсь я прелестью природы и в самых ничтожных ее произведениях», — писал Фёдор Толстой. А уж каким смехом он высказывал свое удовлетворение от проделанной работы, когда его восхищенные поклонники — а среди них была, например, императрица Елизавета Алексеевна — пытались смахнуть с листа муху, можно только догадываться.
Стакан для веселой вечеринки и людей с чувством юмора
Такая посуда особенно эффектно смотрится, когда внутри нее напиток: изображение зрительно увеличивается, становится объемным. К тому же возникает иллюзия, будто муха плавает в стакане или рюмке. Мода на такой декор стекла продержалась всего несколько десятилетий: в 1830-х шуточные стаканы вышли из производства и употребления. Одну и ту же шутку невозможно шутить вечно.
Эрмитаж пересчитал своих бабочек
Пять лет назад главный музей страны провел больше исследование «Бабочки Эрмитажа», а по его итогам издал каталог. Помимо музейных сотрудников, в нем приняли участие члены Международного молодежного консультационного совета (ММКС) «Музей 15/24», подопечные Фонда «Дети-бабочки» (он помогает страдающим генетическими заболеваниями), ученые-энтомологи из Санкт-Петербургского Государственного Университета. На эрмитажных картинах, рисунках, скульптуре и предметах декоративно-прикладного искусств тогда нашли около 500 бабочек разных видов. Более 400 из них энтомологи смогли описать в терминах современной науки. Оказалось, что в Эрмитаже обитают перламутровки, голубянки, репейницы, крапивницы, ночные совки и другие бабочки, чьи научные имена порой не менее яркие, чем их внешний вид. Помимо бабочек, в ходе исследовательского проекта на произведениях рассмотрели и классифицировали более 200 других насекомых, от муравьев до кузнечиков.
Подписывайтесь на мой канал «Арт с котом» в Телеграме: там кино, стихи и картины с кошками — каждый день :)