В современных условиях санкционного давления на Россию, одной из
целей которого является нарушение экономических связей РФ и ее изоляция
на международной арене, для Москвы особую важность приобретает
сотрудничество со странами постсоветского пространства, в том числе
государствами Центральной Азии. Важным направлением в данном случае
является сфера энергетики, в рамках которой в последние годы наметился
ряд перспективных направлений, способных кардинально изменить ситуацию
во всем регионе. В первую очередь это вхождение
России в объединенную энергосистему ЦА, итогом чего может стать
ускорение процесса экономической интеграции на всем евразийском
пространстве.
Стоит напомнить, что еще в 1960-х годах было разработано так
называемое энергокольцо Центральной Азии, в рамках которого Киргизия и
Таджикистан летом направляли воду в Узбекистан и Казахстан и поставляли
соседям гидроэлектроэнергию, а зимой накапливали водные ресурсы, получая
от других республик уголь и природный газ. После распада СССР система
прекратила существование из-за отсутствия централизованного управления,
различий в тарифах, налоговых политиках и межгосударственных
разногласий, что стало серьезной проблемой для всех стран ЦА.
В итоге к концу прошлого столетия правительства центральноазиатских
республик были вынуждены восстановить прежние связи, и в 1999 году между
Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Туркменистаном было подписано
соглашение о параллельной работе энергетических систем, что сформировало
Объединенную энергосистему Центральной Азии (ОЭС ЦА, или
Центральноазиатское энергообъединение) с ее координационным
диспетчерским центром «Энергия» в Ташкенте. Это вновь позволило странам
региона компенсировать сезонные колебания спроса на электричество и
потребности в воде при изменениях уровня горных рек. Одновременно
конфигурация энергообъединения позволила значительно повысить надежность
работы всех ее участников, обеспечив параллельную работу энергосистем,
даже несмотря на отключение какого-либо звена этого кольца.
Однако нерешенные ранее проблемы привели к тому, что из общего
энергокольца в 2003 году вышел Туркменистан, решив самостоятельно
обеспечивать себя электричеством, а в 2009 году – и Таджикистан. Правда,
стоит заметить, что в реальности ни одна страна так полностью и не
отказалась от возможности использовать режим совместной параллельной
работы энергосистем, что означало лишь формальную заморозку работы ОЭС
ЦА, но не его распад.
В последующем проблемы в энергетике региона снова привели к тому, что
в 2015 году Узбекистан выступил с инициативой восстановить полноценное
энергокольцо, которую поддержали Казахстан и Киргизия, а позже в систему
снова вернулся Таджикистан. В то же время вопрос с Туркменистаном
остался открытым, в том числе и потому, что страна вне рамок ОЭС ЦА
стала активно наращивать производство и экспорт электроэнергии, продавая
ее в соседние страны, включая Афганистан, Иран, Узбекистан и Киргизию.
Сегодня единое энергокольцо ЦА в полную силу работает только на юге
Казахстана, в то время как север страны снабжается со стороны России.
Вместе с тем процесс восстановления и развития объединенного
энергетического кольца ЦА в последние годы демонстрирует определенный
прогресс, и сегодня идет речь о расширении сотрудничества и привлечении к
работе в ОЭС ЦА новых участников, в том числе России. Это должно решить
большинство существующих в энергокольце проблем, которых за годы его
существования накопилось достаточно много. В частности, это и высокий
уровень износа электросетей и генерирующих мощностей (удельный вес
мощностей возрастом свыше 30 лет составляет до 75%), и высокий уровень
потерь электроэнергии (до 20% в некоторых странах), и
разбалансированность производства и потребления электроэнергии, и
нерациональное использование гидроэлектроэнергии и многое другое. Причем
все это имеет последствия и для России, так как не позволяет эффективно
использовать ОЭС ЦА для контроля перетоков в рамках своих внутренних
энергосистем, поскольку они так или иначе связаны между собой со времен
СССР.
Сложившаяся в последние годы ситуация свидетельствует о том, что
вопрос повышения эффективности работы энергокольца ЦА и всего того, что с
ним прямо или косвенно связано, назрел уже давно. Тем более что за
последние 10 лет доля потребления электроэнергии только населением
региона увеличилась с 25% до 29%, и эта цифра продолжает расти. Нехватка
электричества чувствуется абсолютно во всех странах ЦА, что негативно
влияет на развитие промышленности республик. И, по всей видимости, в
государствах региона понимают, что решить нынешние проблемы
самостоятельно в полной мере не удастся, а потому стали уделять особое
внимание развитию сотрудничества с Россией.
Это привело к тому, что в 2024 году РФ и Министерство энергетики
Узбекистана договорились о присоединении российского «Системного
оператора» (осуществляет централизованное оперативно-диспетчерское
управление в пределах Единой энергетической системы России) к ОЭС ЦА. В
начале июля текущего года стало известно, что российское правительство
уже ведет работу по присоединению страны к соглашению о параллельной
работе центральноазиатских энергосистем и наделению «Системного
оператора» статусом пятого участника Координационного
электроэнергетического совета стран Центральной Азии. Причем процесс
присоединения России к ОЭС ЦА будет иметь как коммерческую, так и
геополитическую выгоду для всех участников процесса.
В частности, для стран ЦА присоединение к их единому энергокольцу
России, имеющей избыток электроэнергии, позволит эффективнее
контролировать перетоки электричества между странами и оперативно
балансировать их энергосистемы в случае дефицита, природных факторов или
высоких нагрузок. Это, в свою очередь, обеспечит энергетическую
безопасность региона, а также даст возможность бесперебойного
электроснабжения предприятий и населения.
Кроме того, странам региона можно будет рассчитывать на новые формы
сотрудничества с РФ, в первую очередь в сфере инвестиций в их
энергосистемы, так как вопрос модернизации и строительства новых
элементов соответствующей инфраструктуры для них является жизненно
важным. Одновременно будет происходить ускорение развития
научно-технического взаимодействия, а с ним и повышение уровня
подготовки местных кадров. Нельзя забывать и о вопросах экологии, так
как с улучшением энергоснабжения стран региона снизиться нагрузка на и
так небольшие водные ресурсы ЦА, крайне необходимые для сельского
хозяйства и жизни людей.
Вместе с тем выгоды от более тесного энергетического сотрудничества
со странами Центральной Азии очевидны и для России. Например, участие
в подобных проектах обеспечит наращивание экспорта из РФ не только
электроэнергии, но и соответствующего оборудования, что увеличит
загрузку предприятий, а с этим даст толчок для развития компетенций
в области энергетики. Кроме того, увеличение поставок электричества в
страны ЦА позволит сократить нагрузку на водные ресурсы региона, что
улучшит экологическую обстановку в южной части России.
Нельзя забывать и о том, что для РФ, как и для стран ЦА, крайне важно
иметь возможность дополнительного регулирования внутренних
энергопотоков, что напрямую связано с функционированием ОЭС ЦА.
Например, для стабилизации перетоков электроэнергии между европейской
секцией и объединенной энергосистемой (ОЭС) Сибири часто используются
сети северного Казахстана. Важность этого наглядно продемонстрировала
авария на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года, когда транзит
из объединенных энергосистем Урала и Средней Волги через казахстанскую
территорию позволил избежать каскадного отключения ОЭС Сибири. При этом
Казахстан даже сумел компенсировать собственными мощностями
недовыработку остановленной ГЭС.
Обратный эффект можно было наблюдать в 2022 году, когда в результате
аварии в ОЭС ЦА случилось масштабное отключение большей части
Казахстана, Киргизии и Узбекистана. Тогда казахстанский оператор из-за
избытка мощности резко увеличил экспорт электроэнергии в РФ, что
позволило не допустить более серьёзных проблем в энергосистеме страны.
Кроме того, Россия крайне заинтересована в развитии многосторонних
проектов на всем евразийском пространстве в том числе из-за
геополитической ситуации на континенте, сложившейся после 2022 года и
напрямую коснувшейся сферы энергетики. Например, произошло изменение
объемов и направлений экспортно-импортных потоков электроэнергии,
когда страны Прибалтики и Финляндия отказались от закупки российского
электричества. Поэтому в Москве стали уделять особое внимание восточному
и южному направлениям, где стал прорабатываться вопрос участия страны в
самых различных энергетических проектах.
Так, помимо вхождения России в ОЭС ЦА, сегодня речь идет о
формировании Каспийского энергетического кольца (КЭК), которое объединит
Россию, Иран, Азербайджан и страны Центральной Азии. Это в совокупности
с планами по созданию общих рынков энергоресурсов в рамках Евразийского
экономического союза вполне может усилить позиции РФ в регионе в целом.
В перспективе же Россия через ЦАЭО, КЭК и пр. может быть вовлечена
в многосторонние межрегиональные проекты с выходом на новые рынки стран
Ближнего Востока и Южной Азии.
Таким образом, участие России в энергетических проектах в ЦА, в
первую очередь присоединение к ОЭС ЦА, позволит странам региона решить
множество существующих у них проблем, начиная с вопросов бесперебойного
снабжения населения и промышленности электричеством и заканчивая
экологией. В свою очередь, РФ получит в свои руки дополнительные
инструменты стабилизации национальной энергосистемы, а также сумеет
упрочить свое положение во всем Центрально-Азиатском регионе. В конечном
счете это может поспособствовать усилению здесь процессов интеграции,
которая из сферы экономики, возможно, постепенно перетечет и в область
более тесного политического сотрудничества.
Азиз АБДРАИМОВ