Здравия, товарищи!
Продолжаю начатую в прошлой статье тему об эллинах времен Троянской войны и их героях, периодически используя в качестве точки опоры х/ф «Троя», хотя сравнивать некоторые его детали я буду с «Илиадой», древнегреческими мифами, историческими и научными данными, стараясь сделать это в занимательной форме.
Цель троянского похода
Отрывок из стартового комментария,с которого все и началось:
«…как Агамемному удалось их собрать для похода на Трою, поражаюсь.
Какое было дело воинам до Елены Прекрасной? Политик видно был изрядный, но вот идеологию не придумал... На чем потом и погорел...»
Если предположить, что Илиада в этом плане предельно достоверна, то получится, что Елена была не единственным, что беспокоило даже ее мужа – царя Спарты Менелая, не говоря уже о воинах.
- Справка: от известной нам Спарты с ее Спецназом Головного мозга в этот период было одно название: само общество было принципиально иным: скажем так, более восточного типа.
В фильме, превратившем эпос в красивую, но сопливую историю, этот момент замяли, однако сластолюбивый Парис был не чужд рационализма и потому совместил приятное (Елену) с полезным в хозяйстве (умыкнул сокровища Менелая).
При этом не факт, что заодно он взял именно материальный ресурс, а не звезду спартанского инстаграма.
Так что сгонять в Трою братьям-царям стоило не только за королевой красоты.
С обычными же воинами наверняка всё было, как всегда. Примерно так:
«О, мои воины! Я поведу вас на Трою! Её богатства безмерны!
Обабившиеся троянцы уже и забыли, что такое война! Мир развратил их и сделал тучными, словно быки на заклание!
Но мы напомним этим размякшим бездельникам, что такое настоящие мужи – люди меча и копья, чьи тела и сердца выкованы из бронзы!
Их дети станут нашими рабами, их золото отяготит наши пояса, а их дочери… Дочери-дочери... Дочерей тоже найдем на что прицепить!»
Первые абзацы в принципе можно было бы и опустить, но беда в том, что без них бабуины в доспехах улюлюкать будут не так громко, так что в былые времена политрукам без преамбулы было не обойтись, впрочем, как и во времена нынешние.
О том, что назад вернутся «не только лишь все», мудрый Агамемнон по традиции умолчал.
Хотя не ведал он и о том, что его возвращение тоже нельзя будет назвать счастливым. Но об этом герое будет позже.
А пока разберем один из самых популярных вопросов, который всплывает каждый раз, когда речь заходит о героях былых времен, хотя говорить придётся не только об Элладе, но и о нашей стране.
Рост героев Троянской войны
Сейчас популярно утверждение, будто бы тогдашние люди были очень маленькими.
Однако постепенно накапливаются данные, которые дают более четкую и не столь однозначную картину.
Да, в среднем они были ниже, но средние показатели и медианные – не одно и то же. Представляет интерес и степень отклонений в обе стороны.
Древнее – не значит меньше
Первое, что следует учесть: наименьший рост для той или иной популяции, как правило, приходится на ранний индустриальный период, а не на феодальное, рабовладельческое или первобытное общество (закроем глаза на то, что такая классификация исторических периодов тоже весьма архаична).
Даже самые высокие на сегодняшний день (в Европе) голландцы (около 185 см в среднем) в XIX веке были примерно на 20 см меньше. На фото ниже вы можете увидеть жилище голландских крестьян позапрошлого столетия. Не все, конечно, жили в таких, но фото намекает на многое.
А это уже быт англичан того же периода:
К примеру, для России, Украины и Белоруссии самым малорослым периодом будет конец XIX-го – начало ХХ века.
На примере России низкорослых времён
Судя по призывникам времен Первой Мировой, самыми (!) высокими были новобранцы из Киевской губернии, чей рост составлял 165,3 см в среднем. В других губерниях они были чуточку ниже (до полутора см).
Т. е. 165 см – это еще самый высокий показатель для 1914 года. Поэтому когда говорят, что Сталин, Ленин или Хрущев были маленькими, то это справедливо разве что с нынешних позиций, а для тех времен это был средний рост.
Для сравнения, древнерусские вятичи имели средний рост в 172–173 см, что лишний раз намекает на то, что от технического прогресса можно как растолстеть, так и сплющиться.
Так что древний – не обязательно низкорослый.
И уж тем более высокорослыми были правящие круги. Достаточно сравнить рост аристократов и дворян дореволюционного периода, среди которых хватало и двухметровых.
Еще важно помнить о том, что мы живем в довольно однородном обществе. С голоду у нас никто не пухнет и рабов мы не держим («Может, где-нибудь высоко в горах, понимаете ли, так это… но не в нашем районе»).
Посему и рост жителей современных стран обычно болтается в довольно узких пределах.
Если же мы обратимся к данным по тем же солдатам Первой мировой, то увидим, что шинели шили в т. ч. и для солдат ростом менее 150 см. И это были не карлики, а просто очень низкорослые люди.
При этом шились и на гигантов ростом более 2 метров.
Сейчас такого дикого разброса нет. Встретить мужчину ростом менее 160 см очень непросто, но можно. Высоких стало количественно больше, но максимальные ростовые показатели остались прежними.
Поэтому, если мы снова обратимся к низкорослым дореволюционным временам, то увидим, что, несмотря на средний рост 163-165 см, людей ростом в 170 см высокими не считали.
Например, короля гирь Петра Крылова с его ростом в 170 см считали приземистым, хотя он был на несколько сантиметров выше среднего.
Никто не говорил о высоком росте другого нашего атлета – Георга Гаккеншмидта, вытянувшегося до, казалось бы, огромных по тем временам 176 см (на 12 см выше среднего).
Даже Ивана Поддубного (184 см – на 20 см выше среднего) считали просто высоким крупным мужчиной.
Другой же наш богатырь – Григорий Кащеев (Косинский) – имел по разным данным от 208 до 215 см роста и вот про него уже говорили, что он и в самом деле огромен. Но то же самое сказали бы и сегодня.
Аналогичная ситуация была у творческих деятелей, на которых обращали не меньше внимания, чем на атлетов.
Так о Маяковском говорили, как о просто высоком статном человеке, хотя с его примерно 189 см он был на четверть метра выше среднего нашего предка той поры.
То же самое по Антону Чехову, Максиму Горькому, Корнею Чуковскому и не только: для наших предков они были высокие и не более.
И лишь когда рост начинал приближаться к двум метрам, люди начинали удивляться.
Это четко указывает на следующее:
Несмотря на наличие очень маленьких людей, в обществе было достаточно высоких, чтобы не почитать их за чудо.
Это относится и к другим эпохам, будь то Средневековье или Древний мир,благо в ту пору средний рост бывал и повыше. Сохранившиеся до наших дней средневековые склепы показали, что среди знати хватало людей под 190 см и даже более.
В галльских захоронениях времен Цезаря находили скелеты ростом около 190 см. Германцы бывали и повыше, благо их средний рост в ту пору составлял 174 см.
О росте самого высокого императора Римской империи была отдельная статья. Правда, он был фракиец.
Так что, каким бы ни был средний рост популяции, очень высокие люди были во все эпохи.
Посему и Ахилл и Гектор вполне могли быть как полутораметровыми, так и за 2 м в высоту, ибо средний рост древних греков был примерно таким же, как и в России времен Первой мировой и разброс в показателях был примерно таким же.
Но в случае с воинами показатели следует несколько завышать, ибо в среднем они были несколько выше, особенно когда речь заходила о военных вождях (но не слишком, ибо чрезмерный рост может быть помехой в бою).
Теперь же попытаемся несколько уточнить этот вопрос, обратившись к самим эллинам.
А что говорят сами древние греки?
Надо сказать, что древнегреческие легенды в этом плане не так уж склонны к преувеличениям.
Одних героев они описывают как высокорослых, другим эту черту упорно не приписывают, а некоторых и вовсе называют низкорослыми.
Так самым маленьким из древнегреческих супербойцов был, кажется, Тидей, отличавшийся немыслимой неистовостью (умирая, выпил мозг из расколотого черепа своего убийцы, за что был лишен бессмертия).
Под Троей он, правда, не стоял по причине отъезда на ПМЖ в Аид: в войне участвовал его сын Диомед, который, не знаю как ростом, а бойцовскими качествами пошел явно в папку и конкурировал в таковых с Ахиллесом и Гектором (если не превосходил).
Уж если даже Афродиту, а потом и Ареса (!!!) ранить умудрился, то можно себе представить его способности.
К сожалению, эта архаичная версия ожившего крупнокалиберного пулемета в фильм не вошла. Жаль, очень жаль.
Посему, читайте пятую песнь «Илиады», ловите размеренный, словно волны, ритм гекзаметра и восхищайтесь древними героями из эпохи, когда воины ещё дрались лицом к лицу. Песнь так и называется – «Подвиги Диомеда».
О росте Ахилла, того же Диомеда и множества других героев ни Илиада, ни другие источники ничего не говорят (если не считать некоторых откровенно гротескных).
Следовательно, они не были ни гигантами, ни малышами: я бы кинула от 170 до 182 см: ничто в этом диапазоне тогдашних жителей не удивило бы и с точки зрения физиологии это очень выгодный рост для бойца.
Наиболее же высокими (из озвученных), если память мне не изменила, были Аякс Теламонид и Агамемнон.
Более подробно о них напишу в следующей части, но Илиада указывает, что именно Аякс (также прозванный «Аякс Великий») был самым высоким среди аргивян/данайцев/ахейцев.
Далее говорится, что высок и статен царь Агамемнон, но отмечается, что есть довольно много и тех, кто выше его, но ниже Аякса.
Следовательно, можно предположить, что Агамемнон был высок (180–190), а Аякс просто огромен: вероятно, более 2-х метров.
Кто из героев был меньше всех, сказать сложно, но в следующей статье мы найдет, как минимум, одного такого неожиданного претендента.
А пока что я с вами прощаюсь, ибо сегодняшний разбор длины древнего героя в сантиметрах и попугаях, как мне показалось, несколько затянулся.
Но зато вы теперь точно знаете, что басни о том, что, скажем, 177 см Ильи Муромца воспринимались тогдашними людьми, как нечто немыслимое – вымысел.
Если оценивать Илью по меркам вятичей, то он был примерно таким же, как современный мужчина ростом в 181–184 см: довольно высок, но не более.
Продолжение следует!