23 июля 2025 года в соответствии с православным календарём отмечается День памяти преподобного Антония Печерского — основателя великой Киево-Печерской Лавры. В летописи духовной жизни Руси этот день ознаменован особо — как день молитвенного воспоминания святого, заложившего основание одного из главнейших монастырей Восточного христианства. Преподобный Антоний в народе был прозван Громоносцем, и неслучайно: с его днем связывают частые летние грозы, небесные знамения и особую силу природы. Образ старца, в пещерах и уединении взрастившего кельейную тишину и братское иночество, воплощает собою глубокое созерцание и безмолвный подвиг. Вода, покрывающаяся на озерах и реках ряской в этот день, словно знаменует покров духовной жизни — незримый, но живительный. Какие традиции берегут святость дня, что сегодня можно и что нельзя делать — в материале hab.aif.ru.
Житие преподобного Антония Печерского и духовного соратника его Феодосия
Святой Антоний, в миру носивший имя Антипа, родился в начале XI века в Любече — древнем русском городе неподалёку от Чернигова. С самых юных лет он почувствовал влечение ко святой жизни и устремился туда, где православное монашество достигло несравненных духовных высот — на святую гору Афон. В одном из тамошних монастырей он принял ангельский образ, постригшись в монахи, и начал путь подвижника в уединённой пещере, которую доныне почитают местом его первых подвигов.
Живя в отшельничестве, Антоний стяжал великую духовную мудрость и благодать. Вскоре по велению игумена он был отправлен обратно на Русь — нести свет иночества в землю, недавно обретшую христианскую веру. Послушно приняв это благословение, преподобный прибыл в Киев, где уже существовали монастыри, созданные греками при поддержке князей. Но ни один из них не стал его пристанищем. Он избрал пещеру, вырытую ранее пресвитером Иларионом, — место уединения и тишины, в которой в 1051 году начал возрождать афонские обычаи: воздержание, молитву, пост и строгое отрешение от всего мирского.
Пищей преподобного служил черный хлеб, принимаемый через день, и вода в малом количестве. Но духовное сияние его жизни вскоре озарило сердца людей: к пещере святого начали стекаться верующие, прося совета, молитвы и наставления. Первым, кого он принял в своё уединение, стал священник Никон, за ним — юный Феодосий, чьё имя позже будет стоять рядом с именем самого Антония в истории Лавры.
Феодосий, происходивший из Курска, с детства проявлял кротость, смирение и рвение ко храмовой жизни. Он сам пёк просфоры, когда их не хватало в церкви, и часто терпел упрёки от матери, не понимающей его стремлений. Но, услышав в храме слова Спасителя о самоотречении ради Христа, он оставил родной дом и пришёл в Киев, в пещеру к преподобному Антонию, желая служить Богу в строгом иночесте.
С ростом числа иноков преподобный Антоний удалился в затвор на соседнюю гору, вырыв новую пещеру, а наставление братии доверил Феодосию. Под его руководством обитель приобрела устав, подобный уставу Студийской лавры в Константинополе: труд, молитва, общее имущество, исповедание помыслов игумену и строгая дисциплина стали основой жизни монастыря. Преподобный Феодосий был истинным примером для братии. Он работал наравне со всеми: носил воду, трудился в пекарне, первым являлся на службы. Его сердце горело милосердием: в монастыре был устроен приют для нищих, хромых, слепых, страждущих, которых содержали на десятую часть всех доходов обители. Заключённым он каждую субботу посылал хлеб. Сам Феодосий был духовным писателем, оставившим наставления и молитвы, исполненные огня веры.
Киево-Печерская обитель, основанная преподобным Антонием и устроенная Феодосием, стала духовной школой для всей Руси. Из её стен вышли архипастыри, писатели, миссионеры и исповедники, среди которых — святители Леонтий, Исаия, Нифонт, преподобный Кукша, Нестор Летописец. Лавра стала ковчегом духовной мудрости, светильником веры, живым свидетельством того, что подвиг одного может осветить путь тысячам.
Приметы 23 июля
В народной традиции день Антония Печерского, прозванного Громоносцем, сопровождался вниманием к погодным знамениям:
Если гром слышен, а молнии не видно — быть продолжительным дождям.
Утренняя гроза предвещает быстрое прояснение.
Гром в знойный день — к бедам и нестроениям.
Солнце во время дождя — к скорой новой буре.
Ясная ночь после грозы — к теплой погоде.
Низко летающие ласточки — к сильным осадкам.
Гром гулкий и долгий — к тёплому, сырому периоду.
Что можно делать 23 июля 2025 года
Старинные обычаи повелевают в этот день направить силы к миру, труду и созерцанию. Особое значение придавалось рыбной ловле: считалось, что если во время рыбалки прольется дождь, улов будет обильным, а дом — насыщен благословением. Первую пойманную рыбу не оставляли себе, а вручали первому встречному, как жертву доброты, открывающую двери Божьей щедрости.
Ночь с 22 на 23 июля воспринималась как особая: сон в эту ночь считался пророческим. Поэтому важно было лечь с чистым сердцем, в тишине и спокойствии, чтобы грезы несли не смуту, а отраду.
Также в этот день издавна начинали заготовку целебных трав. Женщины и мужчины выходили на луга и в леса, собирая зверобой, душицу, ромашку, мяту — дары земли, укрепляющие тело и дух. Заготовленные в этот день травы считались особенно сильными и хранились на протяжении всего года, помогая при хвори и усталости.
Что нельзя делать 23 июля 2025 года
Этот день требует особого духовного воздержания. Предки предостерегали от всякого излишнего телесного труда, особенно от долгих наклонов — полагали, что чрезмерная работа в этот день ослабляет спину и приводит к тяжёлым болезням, из которых трудно исцелиться.
Не дозволялось в этот день употреблять грубые слова, ругательства и резкие выражения. Слово, брошенное в ярости, способно было отворить врата нечистым силам, которые, услышав гнев, входили в дом. Особенно опасным считалось сквернословие у воды: верили, что она запоминает хулу и возвращает её через болезнь или несчастье.
Следовало быть осторожным в общении. Наши прадеды верили, что сегодня нельзя было сплетничать, хвастаться, осуждать — каждое пустое слово в этот день воспринималось как грех. Также запрещалось посещать кладбища — полагали, что в этот день мир мёртвых особенно тревожен и может послать тяжёлые сны или душевное смятение живым.
С водой обращались бережно. На Руси считали, что пролить сегодня жидкость — накликать беду, а выпить из чужой чаши или допить напиток за другим — навлечь на себя недуг.
Отрешиться от пустых дел
День памяти преподобного Антония Печерского — это не просто дата в церковном календаре, но суть напоминание о том, каким может быть человек, отвергший мир и стяжавший Дух. Сама природа сегодня кажется сопричастной молитве: каждый раскат грома напоминает о Божественной силе, каждое дуновение ветра повествует о древнем подвижничестве. И как некогда святой Антоний удалился от многолюдного мира, чтобы в тишине киевских холмов стяжать благодать, так и ныне верующий человек зовётся отрешиться на этот день от пустых дел, от праздных слов, дабы, следуя примеру преподобного, прикоснуться к вечному.