Найти в Дзене
КиноРадуга

Валентина Шарыкина: «Я никогда не могла постоять за себя». Почему пани Зося считает свою карьеру нереализованной

Ее пани Зося, официантка из «Кабачка 13 стульев», полюбилась телезрителям и благодаря ей актриса получила огромную известность в СССР. Валентина Шарыкина родилась в феврале 1940 года в Свердловске (ныне Екатеринбург), в семье военного летчика и актрисы оперетты, Ирины Анатольевны Рогозинской, чьи корни уходили в польскую католическую семью. Самым ярким калейдоскопом детских воспоминаний для нее стал Иркутск, куда после войны забросила судьба её мать, служившую в музыкальном театре. Маленькая Валя знала каждый закоулок театрального закулисья, была всеобщей любимицей артистов и музыкантов. Гастрольные поездки театра становились для неё настоящим приключением, оставляя неизгладимый след в юной душе. Однако, не только светлые моменты окрашивали детство будущей актрисы. Семейная драма, связанная с отцом, ушедшим на фронт и нашедшим там другую любовь в лице медсестры, глубоко ранила девочку, оставив обиду, которая с годами, впрочем, смягчилась и переосмыслилась. Будучи студенткой театральног
Оглавление

Ее пани Зося, официантка из «Кабачка 13 стульев», полюбилась телезрителям и благодаря ей актриса получила огромную известность в СССР.

Детство и его яркие воспоминания

Валентина Шарыкина родилась в феврале 1940 года в Свердловске (ныне Екатеринбург), в семье военного летчика и актрисы оперетты, Ирины Анатольевны Рогозинской, чьи корни уходили в польскую католическую семью.

Самым ярким калейдоскопом детских воспоминаний для нее стал Иркутск, куда после войны забросила судьба её мать, служившую в музыкальном театре. Маленькая Валя знала каждый закоулок театрального закулисья, была всеобщей любимицей артистов и музыкантов. Гастрольные поездки театра становились для неё настоящим приключением, оставляя неизгладимый след в юной душе.

Валентина в детские и школьные годы
Валентина в детские и школьные годы

Однако, не только светлые моменты окрашивали детство будущей актрисы. Семейная драма, связанная с отцом, ушедшим на фронт и нашедшим там другую любовь в лице медсестры, глубоко ранила девочку, оставив обиду, которая с годами, впрочем, смягчилась и переосмыслилась. Будучи студенткой театрального училища, она получила предложение отца наладить отношения, но Валентина не смогла переступить через детскую боль.

Путь в профессию

Жажда сцены проявилась у Валентины еще в школьные годы, и привела ее сначала в Новосибирский театральный институт, а затем – в легендарное московское Щукинское училище. Поначалу учеба давалась нелегко, ей грозило даже отчисление. Но, словно ангел-хранитель, появился Андрей Миронов, староста курса, чья поддержка помогла ей справиться с учебой и преодолеть страх перед сценой. Именно он открыл для нее двери в Театр сатиры, ставший её вторым домом на долгие годы.

В молодые годы
В молодые годы

Судьбоносным стал случай, когда партнерша Миронова по отрывку внезапно заболела. Андрей предложил Валентине заменить её на прослушивании в Московском театре сатиры. Их совместное выступление произвело фурор на художественного руководителя Валентина Плучека, который не раздумывая принял обоих молодых актеров в труппу. Так началась ее профессиональная театральная одиссея.

В тот же памятный 1962 год Шарыкина дебютировала на киноэкране в фильме «Третий тайм» Евгения Карелова. Вскоре последовали роли в картинах «Старшая сестра» Георгия Натансона и «Июльский дождь» Марлена Хуциева. Старт ее актерской карьеры оказался триумфальным, ознаменовав появление новой звезды, способной блистать как на театральных подмостках, так и на большом экране.

"Июльский дождь" (1966)
"Июльский дождь" (1966)

«Кабачок "13 стульев"» и пани Зося

Но настоящая всенародная любовь обрушилась на Валентину после выхода на телеэкраны юмористической передачи «Кабачок "13 стульев"», где она предстала в образе очаровательной пани Зоси.

На протяжении 14 лет эта роль делала её одной из самых узнаваемых и любимых актрис страны, настоящим символом эпохи. За блестящее исполнение роли в «Кабачке» она была удостоена звания заслуженного деятеля культуры Польской Народной Республики в 1976 году.

«Кабачок "13 стульев"»
«Кабачок "13 стульев"»

Вместе с тем, яркий и запоминающийся образ пани Зоси сыграл с актрисой злую шутку, наложив отпечаток на восприятие её кинорежиссёрами и театральными постановщиками. Её стали ассоциировать исключительно с комедийным амплуа, что в некоторой степени ограничило диапазон предлагаемых ролей.

Сама актриса считает, что реализоваться в профессии ей не удалось полностью. И виной тому – ее характер:

«В актерской жизни надо стучаться в двери, напоминать о себе. Я так не умела. Режиссера «своего» не было. Да еще «Кабачок» сильно судьбу подпортил - после него режиссеры ко мне относились исключительно как к пани Зосе и воспринимали как улыбчивую и легковесную актрису. Когда где-нибудь упоминали мою фамилию, первая реакция была: «А кто это?» - «Пани Зося». - «А-а, тогда понятно!». Я никогда не могла постоять за себя»

Однако, несмотря на это, Шарыкина продолжала активно сниматься в кино и играть в театре, создав десятки запоминающихся образов в фильмах и спектаклях, оставаясь верной Московскому академическому театру сатиры до наших дней.

«Приваловские миллионы»
«Приваловские миллионы»

Актриса, вопреки сложившемуся стереотипу, значительную часть своей карьеры посвятила классическим и драматическим ролям, доказав, что ей подвластны не только комедийные образы. В ее богатой фильмографии значатся такие картины, как «Ни дня без приключений», «Егор Булычёв и другие», «Приваловские миллионы», «Дети Ванюшина» и современные проекты нового столетия.

Личная жизнь

Личная жизнь Валентины Шарыкиной была полна драматичных поворотов и перемен.

Первым мужем актрисы стал Игорь, студент вечернего отделения Щукинского училища. Их знакомство состоялось в пансионате, где они оба отдыхали по профсоюзным путевкам. Однако, после окончания вуза Игорь не смог найти себя в актерской профессии и ушел работать на автозавод. Этот брак актриса считает ошибкой молодости.

Шарыкина и Ташков
Шарыкина и Ташков

Через пять лет, во время съемок фильма «Майор Вихрь», Валентина без памяти влюбилась в режиссёра Евгения Ташкова и приняла решение расстаться с первым мужем. Но вскоре выяснилось, что Ташков женат на актрисе Екатерине Савиновой, страдавшей от неизлечимой психической болезни.

Валентина не захотела разрушать этот брак и, чтобы заглушить боль, вышла замуж за артиста оперетты Марка Туманова, с которым прожила в спокойном и гармоничном союзе. Марк поддерживал её карьеру и был ей надежным другом.

После трагической гибели Савиновой, Валентина вернулась к Ташкову, и они фактически жили в гражданском браке около десяти лет, заботясь о его сыне. Но судьба распорядилась иначе: Ташков нашел новую любовь и женился на Татьяне Васильевой.

Следующий брак актрисы с врачом-хирургом оказался неудачным из-за его пристрастия к алкоголю.

С  мужем
С мужем

Сегодня Валентина Дмитриевна счастлива в браке с инженером Юрием Владимировичем Извековым, их союз длится уже несколько десятилетий.

У Валентины Шарыкиной нет собственных детей – единственная беременность от Ташкова закончилась выкидышем. Вместе с мужем она посвятила себя заботе о братьях наших меньших, даря тепло и кров кошкам и собакам, в том числе и бездомным питомцам.

И до сих пор с огромной радостью идет в театр. Для нее он – все! С легкой грустью вспоминает тех замечательных актеров, с которыми ей пришлось работать – Анатолия Папанова, Андрея Миронова, Александра Ширвиндта, Георгия Менглета…

-9