Найти в Дзене
Исторический

Как писатель и художник подвели историков, или все же нет.

Давайте исследуем интересный культурный феномен. Картина Василия Верещагина «Перед Москвой в ожидании депутации бояр» (1891-1892 гг., цикл «1812 год») сразу привлекает внимание. На полотне Наполеон у стен Москвы. Он ждет символических ключей от города и знатных гостей. Однако слово «бояре» здесь — анахронизм, что сразу вызывает вопросы. Боярство было упразднено Петром I. *Боярская Дума* исчезла в начале XVIII века. Последним боярином стал князь Иван Юрьевич Трубецкой, получивший этот чин в 1667 году. Чин боярина официально отменили в 1711 году. Его заменила система Табели о рангах, основанная на личных заслугах, а не родовитости. К 1812 году термин «боярин» уже не использовался как титул. Он остался лишь в народной речи и истории как символ знатности. Интересно, что не только Верещагин использует этот анахронизм. В романе Льва Толстого «Война и мир» (1863-1869) Наполеон и русские герои тоже говорят о боярах. Например: *«Я заставлю поколения бояр с любовью поминать мое имя…»*. Верещагин

Давайте исследуем интересный культурный феномен. Картина Василия Верещагина «Перед Москвой в ожидании депутации бояр» (1891-1892 гг., цикл «1812 год») сразу привлекает внимание.

На полотне Наполеон у стен Москвы. Он ждет символических ключей от города и знатных гостей. Однако слово «бояре» здесь — анахронизм, что сразу вызывает вопросы.

Боярство было упразднено Петром I. *Боярская Дума* исчезла в начале XVIII века. Последним боярином стал князь Иван Юрьевич Трубецкой, получивший этот чин в 1667 году.

Чин боярина официально отменили в 1711 году. Его заменила система Табели о рангах, основанная на личных заслугах, а не родовитости. К 1812 году термин «боярин» уже не использовался как титул. Он остался лишь в народной речи и истории как символ знатности.

Интересно, что не только Верещагин использует этот анахронизм. В романе Льва Толстого «Война и мир» (1863-1869) Наполеон и русские герои тоже говорят о боярах. Например: *«Я заставлю поколения бояр с любовью поминать мое имя…»*.

Верещагин и Толстой сознательно используют этот архаичный термин. Он помогает передать несколько важных идей:

1. Менталитет Наполеона. Он думает о России прошлого, не понимая, что с тех пор многое изменилось.

2. Символ старой Руси. Слово «боярин» для Наполеона — это символ традиционного русского уклада, который он ошибочно надеется найти.

3. Художественная выразительность. Для авторов XIX века «боярин» был более значимым и понятным словом, чем современные титулы. Оно создавало нужный исторический колорит.

4. Культурная инерция. Термин «боярин» сохранился в языке и сознании людей даже после отмены чина в 1711 году.

Таким образом, Верещагин и Толстой мастерски используют анахронизм как художественный прием. Они показывают разницу между формальным отменой боярства Петром I и его влиянием на историческое сознание. Этот прием помогает глубже понять сложные историко-культурные реалии того времени.

Многие вещи сразу принимают на веру, не ставя под сомнения, а порой достаточно подумать и посмотреть «между строк».

Также, к примеру, *дворяне*: кто их придумал, зачем они, ведь не только чтобы вести разгульную жизнь и на каретах кататься, многих мнение такого, об этом в следующей статье.