Найти в Дзене
За кадром

ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ЧЕТВЕРКА: ПРЫЖОК В РЕТРО-БУДУЩЕЕ?

Спустя годы ожиданий и две сомнительные попытки, первая семья Marvel наконец-то врывается в киновселенную, и делает это с неожиданным изяществом. Новый фильм Мэтта Шекмана — это не очередной грохочущий блокбастер, а штучная работа, стилизованная под научную фантастику 60-х, где главное — не спецэффекты, а люди. На альтернативной Земле 1960-х годов, где технологии опередили моду, знаменитая команда исследователей — блестящий, но социально неловкий Рид Ричардс (Педро Паскаль), его прагматичная невеста Сью Шторм (Ванесса Кирби), ее бесшабашный брат Джонни (Джозеф Куинн) и верный друг семьи Бен Гримм (Эбон Мосс-Бакрак) — уже являются героями. Во время рискованной миссии в космосе они подвергаются облучению космическими лучами, навсегда изменившему их. Вернувшись домой, они вынуждены приспосабливаться к новым, пугающим способностям под пристальным вниманием всего мира, который видит в них то ли спасителей, то ли монстров. Главный козырь фильма — его визуальная концепция. Режиссер Мэтт Шекма

Спустя годы ожиданий и две сомнительные попытки, первая семья Marvel наконец-то врывается в киновселенную, и делает это с неожиданным изяществом. Новый фильм Мэтта Шекмана — это не очередной грохочущий блокбастер, а штучная работа, стилизованная под научную фантастику 60-х, где главное — не спецэффекты, а люди.

На альтернативной Земле 1960-х годов, где технологии опередили моду, знаменитая команда исследователей — блестящий, но социально неловкий Рид Ричардс (Педро Паскаль), его прагматичная невеста Сью Шторм (Ванесса Кирби), ее бесшабашный брат Джонни (Джозеф Куинн) и верный друг семьи Бен Гримм (Эбон Мосс-Бакрак) — уже являются героями. Во время рискованной миссии в космосе они подвергаются облучению космическими лучами, навсегда изменившему их. Вернувшись домой, они вынуждены приспосабливаться к новым, пугающим способностям под пристальным вниманием всего мира, который видит в них то ли спасителей, то ли монстров.

Главный козырь фильма — его визуальная концепция. Режиссер Мэтт Шекман, набивший руку на стилизациях в «Ванда/Вижн», погружает нас в мир ретрофутуризма. Это не просто декорации: эстетика 60-х пронизывает всё — от аналоговых технологий и архитектуры до оптимистичного духа научного прогресса, который сталкивается с космическим ужасом. Шекман сознательно уходит от глянцевой стерильности многих фильмов MCU, предпочитая теплые цвета, выверенную композицию кадра и даже игру с форматами пленки. В результате «Первые шаги» ощущаются как фильм из другой эпохи, глотком свежего воздуха на фоне конвейерных кинокомиксов.

Педро Паскаль и Ванесса Кирби
Педро Паскаль и Ванесса Кирби

Кастинг, вызвавший поначалу скепсис, оказался стопроцентным попаданием. Педро Паскаль играет не просто гения, а уставшего интеллектуала, на чьи плечи легла ответственность за судьбу близких. Его Рид — человек, чей разум способен объять вселенную, но с трудом справляется с межличностными связями. Ванесса Кирби в роли Сью Шторм — эмоциональное ядро команды, ее сила не столько в невидимости, сколько во внутренней стойкости. Но настоящим сердцем фильма стал Бен Гримм в исполнении Эбона Мосс-Бакрака. Его Существо — трагическая фигура, сохранившая ранимую душу в каменной оболочке. Химия между актерами — это главное достижение картины. Они не играют команду, они живут семьей со всеми ее ссорами, нежностью и взаимной поддержкой.

Педро Паскаль
Педро Паскаль

Вместо очередного спасения мира от CGI-армады, «Первые шаги» предлагают камерную, по меркам жанра, историю о принятии себя и потере человечности. Это фильм о том, как одна семья переживает общую травму. Центральный конфликт здесь не внешний, а внутренний. Как остаться человеком, когда ты превратился в монстра? Как сохранить семью, когда каждый из вас стал оружием? Фильм задает нетипичные для Marvel вопросы, смещая фокус с «что мы можем?» на «кто мы есть?».

«Фантастическая четверка: Первые шаги» — это умный, стильный и на удивление трогательный фильм. Он не изобретает жанр заново, но возвращает ему то, что, казалось, было утеряно — человеческое лицо. Настоящий подарок для тех, кто соскучился по научной фантастике с душой и устал от безликих угроз галактического масштаба. Это не просто «первые шаги» для команды на экране, но и, хочется верить, для всей киновселенной Marvel в новом, более зрелом направлении.

А как вы считаете, удалось ли создателям найти идеальный баланс между ностальгической атмосферой 60-х и современными ожиданиями от супергеройского кино? Или ретро-стиль — это лишь красивая обертка для стандартной истории? Делитесь мыслями в комментариях.