Найти в Дзене

Чувашский язык

Чувашский язык - наследие великой огурской цивилизации, представитель древнейшего пласта истории, влияние которого сильно выражено в языках современных тюрков, финноугров и монгол, а также в прочих. Данный язык не имеет аналогов, сохарняет свою самобытность и исключительность, а вместе с тем, весь огурский (булгарский) ономастикон. Сегодня имеется тенденция отождествления чувашского языка с тюркской языковой семьей, что никак не является верным. Чувашский язык представляет собой язык, бытовавший задолго до появления предков тюрков. Огуры, имея мощное влияние на остальные народы, вносили большой языковой вклад. Данная точка зрения подвергается большим количеством комплексных лингвистических исследований. Вместе с тем, фигурирует довольно большой перечень трудов, поддерживающих данную мысль. До середины XX века турецкий и тюркский являлись синонимами в общепринятой терминологии. Пометки в скобках сделанны мной, на основе повествования самих исследований. Алтайская языковая группа, или
Оглавление

Чувашский язык - наследие великой огурской цивилизации, представитель древнейшего пласта истории, влияние которого сильно выражено в языках современных тюрков, финноугров и монгол, а также в прочих. Данный язык не имеет аналогов, сохарняет свою самобытность и исключительность, а вместе с тем, весь огурский (булгарский) ономастикон.

Огурский язык

Сегодня имеется тенденция отождествления чувашского языка с тюркской языковой семьей, что никак не является верным. Чувашский язык представляет собой язык, бытовавший задолго до появления предков тюрков. Огуры, имея мощное влияние на остальные народы, вносили большой языковой вклад. Данная точка зрения подвергается большим количеством комплексных лингвистических исследований.

  • Introduction to Altaic philology: Turkic, Mongolian, Manchu (2010) - автор, проводя исследования тюркской, монгольской и тунгусо-маньчжурской семей, приходит к мнению значительного отличия чувашского языка от тюркских, вводя термин "чувашско-тюркская" группа/семья, прямо указывая на нетождественость чувашского языка, свойственную всем тюркским языкам. "Чувашско-тюрская" семья представляется объединением двух семей, то есть, сам чувашский язык, не в зависимости от типирования тюркских языков как семьи или группы, не входит в неё.
  • Janhunen, Juha. Manchuria: an ethnic history (p.188-189) (1996) - масштабное исследование тюркской, монгольской и тунгусо-маньчжурской семей. Автор приходит к мнению, что чувашский язык не тюркский, вводит следующую конструкцию зарождения тюркских языков: прото-булгаро-тюркский (прото-прото-тюркский) - прото-тюркский - древнетюркский - современные тюркские. При этом, чувашский прямо выводит из прото-булгаро-тюркского (прото-прото-тюркского), то есть, язык, от которого произошел чувашский, или который он прямо продолжает, в двойне не был тюркским, по факту же, он повлиял на прото-тюркский, который не был тюркским, а его прородителем. Чувашский язык никак не может быть тюркским, он предок предка предков современных тюркских языков, либо просто влиял на предка предка современных тюрков языков. Типирование его тюркским одно и то же, что называть правнука и прадеда одним человеком.
  • Н. Н. Поппе О родственных отношениях чувашского и тюрко‑татарских языков (1925) - на этот труд ссылается автор первого, выписанного здесь, считая его авторитетным. Автор прямо говорит, что чувашский язык не является ни тюркским, не финноугорским, а отдельным и самостоятельным.

Вместе с тем, фигурирует довольно большой перечень трудов, поддерживающих данную мысль. До середины XX века турецкий и тюркский являлись синонимами в общепринятой терминологии. Пометки в скобках сделанны мной, на основе повествования самих исследований.

Алтайская языковая группа, или тип, включает три большие семьи или группы: тюркскую (которую также можно назвать чувашско-тюркской), монгольскую и тунгусскую, или тунгусо-маньчжурскую. В нашей схеме чувашский (и в меньшей степени халаджский) заслуживает особого упоминания, поскольку он существенно отличается от других тюркских языков, поскольку не разделяет некоторых из их общих характеристик, настолько, что некоторые учёные считают его самостоятельным членом алтайской семьи, подобно тюркским или монгольским. Именно поэтому был найден компромиссный вариант классификации: чувашский язык был объединен с тюркским в обозначении этой группы. Кстати, на чувашском языке говорят около 1,3 миллиона человек в Чувашской Республике в среднем течении Волги, и он состоит из двух основных диалектов.
Лингвистическая картина среднетюркского и современного языков, естественно, гораздо сложнее, чем представленный здесь довольно упрощённый очерк. Подробный анализ её различных ответвлений представлен в описательных работах Дени и др., фон Габейна, Поппе, Менгеса, а также Йохансона и Чато (см. Библию 4.1). В этих работах также рассматриваются тюркские языки и язык гуннов, протобулгарский язык, а также чувашский и другие тюркские языки, например, халаджский, которые трудно классифицировать. Всё это интересные темы, которые, к сожалению, пока не могут быть рассмотрены, но которые, тем не менее, заслуживают внимания.

Introduction to Altaic philology: Turkic, Mongolian, Manchu (2010)

Исторические факты заставляют полагать, что, если чувашский язык представляет остаток более ранней стадии развития тюркского языка, то на этой стадии находился язык хуннов, который, следовательно, не был тюркским в том смысле, как теперь обыкновенно понимают это слово, то есть не тем языком, на котором говорят теперь все тюркские народности, кроме якутов и чувашей. В таком случае предки чувашей пришли в Европу до прибытия настоящих тюрков, т. е. тюрков VI в. При таких условиях возможно, что языком хуннов был тот язык, от которого происходит чувашский. Таким образом, мы можем рассматривать язык-донор этих заимствований как очень архаичную форму тюркского, гораздо более архаичную, чем можно было бы реконструировать на основе сравнительного анализа сохранившихся тюркских языков сегодня. Если мы определим внутренне реконструируемую протоформу тюркского как прототюркскую, то язык, из которого в монгольский язык были заимствованы ранние тюркские заимствования, можно условно охарактеризовать как своего рода прапрототюркский. Однако есть одна важная особенность, в которой прапрототюркский язык-источник заимствований из монгольского был инновационным. Это особенность ротацизма-ламбдацизма, который предполагает позиционное развитие исходных шипящих (*s и *sh) в жидкости (*r и *1 соответственно). Поскольку ротацизм-ламбдацизм отсутствует в большинство известных тюркских языков, включая средневековые тюркские идиомы Монголии, тип дотюркского языка, от которого произошли ранние Тюркские заимствования монгольского языка, должно быть, принадлежали к другому типу родословной. Хорошо известно, что эту родословную можно отождествить с булгарской ветвью тюркского языка, которая сегодня представлена единственным языком, на котором говорят в Поволжье Восточной Европы: чувашским, предполагаемым потомком языка, некогда доминировавшего в средневековом государстве волжских булгар. Раннюю форму булгарского языка, которая привела к заимствованиям из прапротомонгольского, наиболее уместно называть прапротобулгарским.

Janhunen, Juha. Manchuria: an ethnic history (p.188-189) (1996)

Чувашский язык — и не финский, и не тюркский, а составляет самостоятельное явление. Чувашский язык восходит не к пра-турецкому (пратюркскому.) … но к одному предку с пратурецким (пратюркским) языком. Этот чувашско-турецкий (чувашско-тюркский)… праязык является гораздо более древним, чем пра-турецкий (пратюркский) язык, и самым правильным названием для него будет «дотурецкий» (дотюркским).

Н. Н. Поппе О родственных отношениях чувашского и тюрко‑татарских языков (1925)

Предок чувашского языка (по терминологии Н. Н. Поппе, до-турецкий или дотюркский), как он полагает, не был турецким (тюркским) в том смысле, как теперь понимают это слово, т.е. не тем языком, на котором говорят все турецкие (тюркские) народности, кроме якутов и чувашей. Автор данного исследования разделяет точку зрения Л. Лигети (1902—1987; Венгрия), согласно которой «чувашский (язык. – Л. Ф.) удерживал без изменений прототюркское (пратюркское/дунхуское. – Л. Ф.) состояние и что в других тюркских языках z и š были инновациями» [Лигети, 1971, с. 22].

Хуннизмы в чувашском и других языках мира Леонид Филиппов

Исторические факты заставляют полагать, что, если чувашский язык представляет остаток более ранней стадии развития тюркского языка, то на этой стадии находился язык хуннов, который, следовательно, не был тюркским в том смысле, как теперь обыкновенно понимают это слово, то есть не тем языком, на котором говорят теперь все тюркские народности, кроме якутов и чувашей. В таком случае предки чувашей пришли в Европу до прибытия настоящих тюрков, т. е. тюрков VI в. При таких условиях возможно, что языком хуннов… был тот язык, от которого происходит чувашский

Тюрки. Двенадцать лекций по истории тюркских народов Средней Азии Бартольд В.В.

Язык чувашей или турецкий диалект, которым этот народ пользуется сегодня – потому что о более древних языковых памятниках здесь не может быть и речи - отличается как в фонетическом, так и в грамматическом отношении от большинства турецких [тюркских] языков настолько, что следует говорить уже не о турецком диалекте, а о родственном турецкому [тюркскому] языку; Ибо хотя, по словам Риттиха, «казанские татары, хотя и с трудом, улавливают ход мыслей чувашской речи, однако такое предположение не кажется нам оправданным относительно взаимоотношений других тюркских языков, так как даже самый опытный тюрколог поймет чувашский текст лишь после тщательного изучения чувашской морфологии и после точного знакомства с правилами звуковых преобразований.

Das Turkenvolk in seinen ethnologischen und ethnographischen Beziehung Vambery H. (1885)

Все труды, упомянутые выше, прямо связывают чувашский язык с хуннами, гуннами и булгарами. При этом, стоит упомянуть другие работы, которые подтверждают данную мысль.

Язык волжских болгар тождествен с современным чувашским.
Современные нам чуваши представляют из себя не что другое, как прямых потомков волжских болгар.

Ашмарин Н. И. Болгары и чуваши

Cегодня уже не может быть никаких сомнений в том, что волжско-болгарский народ является прямым предком чувашей. Надгробия дают нам ценнейший материал по сложной фонетической истории чувашей. Из этого мы видим, что в XIII веке согласные изменения, отделяющие чувашский язык от большинства тюркских языков, по существу уже завершились, тогда как вокализм был еще близок к тюркским языкам.

Philologiae Turcicae Fundamenta by International Union for Oriental and Asian Studies (1959)

Огурская особенность

Как доказано выше, чувашский язык, на основе большого числа значимых различий, представляет собой отдельный древний и самостоятельный огурский язык, среди них имеются указанные ниже. Отмечу, что лексика, встречающаяся в других языках имеет именно огурскую (чувашскую) этимология, искаженную остальными языками. При этом, по большей части, монгольские племена перенимали её лучше, нежели тюркские.

Фонологические черты

  • rh > z (сохранение /r/): вǎкǎр ~ тюрк. öküz
  • l > š (сохранение /l/): алǎк ~ тюрк. eşik
  • **l < t/b (позиционный ламбдацизм): пуртǎ ~ тюрк. balta
  • š- < s- (анлаутный š): шǎпǎр ~ тюрк. sipir
  • x < k (сохранение /x/): хура ~ тюрк. kara
  • ï/i < a/o (вокальная архаика): ҫыр ~ тюрк. jaz
  • ∅ < -k/-g (утрата финальных смычных): пӑрҫа ~ тюрк. borcak
  • v- < ø (в‑протеза): вар ~ тюрк. özü
  • ə̆- < ø (анлаутная протеза гласных): ӑш ~ тюрк. aş
  • t- < d- (анлаутная оглушённость): тыт ~ тюрк. diz
  • ҫ < s (аффрикация /s/): ҫын ~ тюрк. söz
  • ś < y (палатализация /j/): śул ~ тюрк. yel

Морфологические особенности

  • -сем < -lar (аффикс множественности)
  • -ан < -ma (отрицательное повеление)
  • -па < -la (совместный падеж)
  • Распространённость послеслоговых конструкций

Образование числительных

  • Чув. сакӑр вон (80) - seksen
  • Чув. тӑхӑр вон (90) - doksan

Местоимения

  • 1 л. ед.: эп ~ тюрк. мен
  • 2 л. ед.: эс ~ тюрк. сен
  • указат. местоим.: ку ~ тюрк. бу / şu

Синтаксис и частицы

  • та < мен, һәм (союзная частица)
  • и-? < ∅ (вопросительная частица)

Индоевропейский компонент

Чувашский язык имеет связь с монгольскими, тюркскими и финноугорскими языками через свои слова, переданные остальным народам. При этом, значительную долю языка составляет индоевропейский, в частности, индоиранский компонент, в связи с чем, встречаются ещё давнее мнение о связи сарматского и чувашского языка. Имеются прямые параллели и с германскими языками.

Народ , известный в России и под именем Чуваш и сам себя называющий тем же именем , имел прежде свои жилища вниз по реке Волге и составлял древних Болгар. Чуваши говорят языком происшедшим от Сарматского

Северный Архив (1827) [О чувашах : Этнограф. очерк неизвестного авт. XVIII столетия К. Милькович (1888)]

Чувашский вклад

Пройдя большой исторический путь, чуваши оставили огромный вклад в других народах, всё это прямо отождествляется с влиянием Империи Хунну, Великой Чувашии (Булгарии) и прочим. Чувашский лексический компонент имеют следующие языки

  • Монгольский язык. Федотовым насчитывается около 900 слов [Федотов, 1980, с. 144—146], Егоров выделяет и все три тысячи [Егоров Н. И., 2006, №1, с. 144].
  • Венгерский язык. Золтан Гомбоц (Die bulgarisch-türkischen Lehnwörter in der ungarischen Sprache) выделил 600 венгерских слов чувашского происхождения. Сегодня можно встретить высказывания и о 900 чувашизмах.
  • Марийский язык. Венгерский лингвист Gábor Bereczki в своём этимологическом словаре марийского языка (Etymologisches Wörterbuch des Tscheremissischen) выделяет около 1500 чувашизмов. Сегодня можно встретить мнение и о 2000 чувашских слов.
  • Остальные угорские языки Поволжья. Мокшанский и эрзянский насчитывают на двоих около 500, 300 находится у удмуртов, на чувашизмами богаты и бесермяне - ассимилированные чуваши.
  • Славянские языки. Болгары, происходят от общего с чувашами народа, сохраняют часть лексики [Этнокультурные параллели дунайских болгар и чувашей П. В. Денисов.]. В русском языке чувашскую этимологию содержат слова: боярин, лошадь, жемчуг и прочие.