Плацкарт - испытание не только для пассажира, но и проводника. За одну поездку он видит житейские драмы, криминал, энциклопедию человеческих слабостей. Недавно мне довелось поговорить с проводницей, которая работает в РЖД уже почти десять лет. Она не захотела называть имя, но честно сказала: «Запиши, как есть. Больше молчать нет сил». Поехали!
Крик отчаяния
«Самые тяжёлые — первые полчаса», — вздохнув, сказала моя собеседница. .Поезд только тронулся, а проводник уже должен:
- проверить документы у пассажиров;
- раздать бельё;
- заполнить бумаги, отчёты, накладные;
«Чаще всего начинается с криков: "У меня больная спина, дайте нижнюю полку!" — рассказывает проводница. — Некоторые устраивают истерику на весь вагон. Приходится звать начальника поезда, а он, как назло, всегда где-то между четырнадцатым и двадцать первым вагоном».
А еще проводник-продавец: чай, кофе, носки. Обязательно нужно реализовать товаров минимум на 3000 рублей за рейс. Кроме еды важно продать батарейки, тапочки и даже USB-зарядки.
«Пассажиры думают, мы просто зарабатываем на этом, — говорит уставшая женщина. — Но правда в том, что от объёма продаж зависит наша премия. Ты не просто разносишь чай — ты, по сути, зарабатываешь себе на отпуск».
Про подстаканники тоже есть откровение:
«Моют наспех. Успеешь промыть один — уже требуют другой. Иногда и домой их уносят, как сувенир. А потом жалуются, что они "грязные".»
Отдельный вид дичи - охи-вздохи за занавесками: люди не чураются ничего - животный инстинкт сильнее разума. Чем эти лучше зверей? Вопрос риторический.
"Вы бы знали, сколько страстей происходит в ночном плацкарте, — усмехается проводница. — Молодые пары думают, что шторка — это стена. А потом наутро прячут глаза и сбегают первыми на станции".
А еще часто в чьих-то рюкзаках оказываются чужие вещи.
«Воры заходят на пару станций. Засунули руку — и вышли. Даже камеры не всегда помогают. Я пассажирам говорю — прячьте ценности в наволочку и обнимайте их как любимого».
А что пассажиры? От профессора до полуголого Соловья-разбойника.
«Был один дедушка — скромный, седой. Вечером достаёт гитару и так заливается песнями Высоцкого, что половина вагона аплодирует. А был и мужик, который попытался снять китель с коллеги - он предложил “потанцевать в тамбуре”. Хорошо, что с ним ехал трезвый сосед — тот всё понял и вмешался», - рассказала женщина.
По словам проводницы, ыфукс (наоборот) — не редкость. Особенно к молодым сотрудницам пристают. Поэтому часто девушки-проводницы ночуют в служебном купе или прячутся в тамбурах.
«Есть негласное правило: если видим испуг на лице — пускаем в служебку. Не по инструкции, но по-человечески».
Что бесит больше всего?
Хамство.
«На, проверяй», — бросает один.
«Принеси чай. Сладкий. С лимоном. И побыстрее, я спешу», — требует другой, лежа на боковой полке в носках с дыркой.
«А потом оставляют 50 рублей чаевых и смотрят как на слугу. Мы не обслуга. Мы — те, кто держит этот ржавый мир на колёсах от развала».
Пять советов от опытной проводницы
Не берите лишнего. Меньше сумок — меньше риска, что что-то уйдёт «не туда». Деньги и документы — только при себе. Идеально — в поясной сумке.
Следите за гигиеной. Не флиртуйте с проводницами. Выглядит глупо. Им и так тяжело.
Скажите “спасибо”. Просто — за то, что поезд едет, чай горячий, а на полке — чистое бельё.
Финалочка
Проводники — это не просто “люди с вагончика”. Это сторожи вашего сна, вашей безопасности и вашего кофе в 6 утра. Они — невидимые герои ночных маршрутов. И если кто-то из них однажды сорвётся, не судите строго.
Возможно, за пару часов до этого он уже утешал плачущую бабушку, искал потерянный паспорт и оттаскивал пьяного соседа с нижней полки. Дайте им спокойно работать. Разве они много просят?