Запчасти в нашей стране делятся на несколько категорий: новые, бэушные и очень мифическое слово «контрактные». Последнее понятие подразумевает под собой детали, привезенные с японской или европейской разборки. Но в нашей действительности совершенно отсутствует понятие «ребилд». Давайте разбираться, а как оно у технически грамотных людей.
Про новые запчасти
На нашем рынке существует только два понятия: оригинал и не оригинал. Причем даже в этих двух словах умудряются запутаться. Давайте рассмотрим мировую классификацию и маркировку, которую не мешало бы насильно внедрить и у нас. Новые запчасти делятся на четыре группы и обозначаются таинственными сочетаниями OE, OEМ, OES, IES. Давайте рассмотрим их подробнее.
- OE (Original Equipment) – оригинальное оборудование. Это запчасти, изготовленные по стандартам и требованиям завода производителя, и поставляемые на КОНВЕЙЕР. В свободную продажу не поступают. На запчастях стоит логотип исключительно бренда производителя.
- OEM (Original equipment manufacturer) – производитель оригинального оборудования. Группа запчастей, предназначенных для гарантийного ремонта и реализации, через своих дилеров и дистрибьюторов. Не ограничены в продаже для сторонних продавцов. На деталях есть логотип оригинального бренда.
- OES (Original Equipment Supplier) — поставщик оригинального оборудования. Это группа запчастей по качеству близким к OE. Могут производиться на той же конвейерной линии, но под своим брендом. По цене как правило значительно ниже OEM, поскольку не надо кормить посредников в лице дилеров и дистрибьюторов. Качество должно быть на уровне OEM.
· IES (Independent Equipment Supplier) - независимый поставщик запчастей. Как можно легко догадаться, это самая большая группа на рынке ремонта. Это «неоригинал», который может быть, как лучше, «худше» или равным по качеству, в сравнении с OEM.
Давайте рассмотрим ситуацию на конкретном примере.
- Вы купили новенький Mercedes из салона. На авто будут стоять свечи зажигания с известным логотипом, в виде трехлучевой звезды. Это будет OE запчасть.
- Вы покатались и пришло время технического обслуживания у дилера по гарантии. В двигатель поставят свечи с маркировкой Mercedes, это будет OEM запчасть.
- Гарантия кончилась. И мы вольны ставить на свою машинку, то что мы хотим. Сам концерн Mercedes AG, свечи зажигания не выпускает. Допустим, их поставщик Bosch. Лезем в электронные каталоги. Вводим артикул OEM запчасти. Получаем артикул свечей Bosch, уже в их коробочке и с их маркировкой. Это OES запчасть.
- В мире хватает и других производителей свечей хай класса. В электронных каталогах вы вводите артикул OEM запчасти. И в списке аналогов, кроме Bosch, вы видите, например, Beru, Denso и, например, Super-nano. Это IES запчасти, которые могут оказаться как лучше OEM (например, Denso), так и хуже (Super-nano).
Сразу вопрос. Будут ли первые три группы одинаковые по качеству? НЕТ, НЕТ и еще раз НЕТ. OEM и OES группа возможно ДА. Наверняка Вы встречали на форумах, крики о том, что у меня родные ремни, свечи, колодки отходили в два-три раза больше и работали лучше, чем те же самые запчасти, которые я купил потом.
Ответ на данный вопрос мне дали инженеры из трех разных фирм (по производству поршней, тормозных колодок и свечей зажигания). Как сказал представитель Bosch, когда бренд еще официально был в России, для группы свечей OEмедный сплав для центрального электрода может быть легирован иттрием или серебром, а вот свечи OEMи OES групп, будут с сердечником просто из «чистой меди». То есть производителю важно, чтобы во время гарантийного срока поломок было как можно меньше или вообще не было.
Примечание. Совсем забыл. Бренда «Super-nano», не существует. Придумал, пока статью писал. Нигде еще не зарегистрирован)). Пользуйтесь)). Главное, что есть волшебные для русского мозга слова, Супер и нано.
Про разборки
В каком виде это выглядит у нас. Приезжаем на какую ни будь территорию, где стоят битые авто. Может повезти и запчасть будет снята с автомобиля, может не повезти, и будет предложено снять самим. Вам выдают грязную запчасть, делают на ней отметку, чтобы вы другую не принесли взамен и берут с вас деньги. Провода или шланги будут зверски обрезаны, трубки обломаны. Все вопросы про то с какой машины это снято, сколько было пробега и другие глупости, лучше даже не спрашивать. Не послали куда подальше, уже хорошо.
Теперь о том, как это было со мной на финской разборке. Человек в Питере, дал мне список с номерами запчастей, вин номер, год выпуска и лошадиные силы. Я приехал «на разборку» и первая моя мысль была, а туда ли я попал, ибо ни одной разбираемой машины я не увидел. Домик для персонала, ангар и все. Ну ладно, зашел в домик, дал финику, совершенно не говорящему по-русски, бумажку с номерами по Вольво. Суоми кивнул, и что-то защелкал на компьютере, проставляя в моем списке какие-то каракули. Потом он пояснил, что есть абсолютно все, а каракули обозначают цену. А вот теперь главное. Что в вашем понятии насос гидроусилителя с разборки? Скорее всего это будет голая деталь с которой будет капать масло и совершенно грязная. Мне принесли блестящую отмытую деталь, на которой были все целые шланги, но самое главное это бирка на проволочке. На которой был номер детали по каталогу, год производства авто, пробег машины на дату разборки, предельно возможный пробег по статистическим данным Вольво, а также указано что это запчасть OE группы. Цена уже озвучена, или соглашаешься или нет. В тот момент я был ну очень сильно удивлен. Что называется, почувствуйте разницу.
Ребилд
Обратимся к словарю: rebuild – глагол, обозначающий восстанавливать, перестраивать, пересобрать. Нас интересует первая и третья трактовка. С этим понятием я столкнулся, когда ездил на американских машинах. Мне понадобилась запчасть, я залез на один из амеровских сайтов, я увидел две графы цен. Новые и «ребилдные». Поясню что это значит для запчастей. В основном это конечно касается сборочных узлов. Для примера возьмем полуось, о правильном ремонте которой, я рассказывал в статье о «запорной втулке». Что является самой дорогостоящей частью данного сборочного узла? Конечно сама полуось. Мастерская берет бэушный узел, разбирает, отчищает, промеряет посадочные места и собирает с новыми расходниками, коими в полуоси являются подшипник и запорное кольцо. Данные мастерские или заводики как правило находятся радом с крупными дилерами или мастерскими и очень классно делают свою подчас узкоспециализированную работу. Речь идет о восстановлении узла, на уровне заводского качества. Также очень популярно восстановление тормозных суппортов, электроинструмента, стартеров и генераторов.
Выводы
Очень часто люди, которые пишут мне из разных городов, задают вопрос: Владимир, подскажите идею для бизнеса. Почти всегда отвечаю, что, если бы мне на сегодняшний день, нужно было начинать с нуля, я бы не занимался продажей запчастей, автосервисом или тюнингом. Я бы занялся ребилдом, определенной группы деталей. Только освоить данное мероприятие так, чтобы деталь была по качеству на уровне завода. Ни один из автосервисов в крупных городах, этим заниматься не хочет, все меняется при ремонте узлами.
Главный момент, из-за которого написана эта статья, в другом. Она обязательна к прочтению для тех, кто заказывает у меня запчасти, это касается сервисов, механиков и частных лиц. Машину определенного класса, нужно обслуживать запчастями определенного уровня качества и финансов. Если у вас авто среднего или бизнес класса, не надо пытаться ставить запчасти от «восьмерки», с формулировкой на «драйве так все делают». Геометрически запчасти могут совпадать. Но поставив на Мерседес или Тойоту, амортики от «телеги», вы получите ту самую искомую «телегу». Потому как у родных амортизаторов, совершенно другие исходные характеристики.
Особенно это касается двигателей и расходников, как это ни странно прозвучит. Ну воздушный фильтр и что? Кусок бумаги, сложенной в гармошку. А чего это у меня движок перестал быстро обороты набирать и холостой ход пропал? Уважаемый клиент)). А вы пробовали бегать в армии в противогазе? Ах, нет. Ну тады ой. Других ярких примеров у меня нет)).