Если кто-то вдруг пропустил первую и вторую части обзора картин российского художника Бориса Кустодиева, он может начать изучать его биографию и искусство вот на этих страницах: первая часть обзора и вторая часть обзора.
21 картина. «Земская Школа в Московской Руси»
- Дата создания: 1907 год
- Размеры: 59,5 х 80,5 сантиметров
- Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)
Картина «Земская Школа в Московской Руси» была написана Кустодиевым в 1907 году. Такие бревенчатые избы на Руси являлись школами для детей. Там собирались дети разных возрастов. Число учеников было небольшим, максимум всего лишь семь человек. Это была единственная возможность для бедных детей научиться читать и писать. Интерьер внутри избы предназначен исключительно для обучения: никаких лишних предметов и отвлекающих вещей. Однако спящий на подоконнике чёрный кот придаёт картине домашнего уюта. Учебный класс включал в себя деревянный стол с длинными лавками, красный уголок, несколько небольших окошек, книги и печь, служащую для отопления помещения.
На картине изображены семеро маленьких детей и их учитель. Отражён момент урока, когда часть детей заняты обучением, а двое, видимо, наказаны, и читают книги вслух, стоя на коленях. Внимание зрителя притягивает учитель детишек. Его силуэт и осанка отражают внутренний настрой преподавателя, строгость и серьёзность своей деятельности. Этот человек является примером для всех учащихся. На картине также можно заметить самые необходимые предметы быта того времени. Например, на одной из лавок у стены стоит котелок, предназначенный для изготовления и хранения еды. Кстати, можно заметить, что в нём что-то лежит, вполне возможно, обед для всех учеников. Бочка, наполненная водой; сундуки для хранения каких-то вещей; свечи или просто подсвечник на верхней полке.
Картина «Земская Школа в Московской Руси» знакомит нас с обучением детей в те далекие времена, с деревенским бытом, а также обладает исторической достоверностью, рассказывая о преемственности поколений и ценности знаний.
22 картина. «Большевик»
- Дата создания: 1920 год
- Размеры: 140,5 х 101 сантиметр
- Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)
Пожалуй, нет такого человека, которому бы не была известна эта картина. Она написана под впечатлением от Октябрьской революции. Мотивом для написания работы было стремление художника донести до зрителя образ героя того времени – большевика. На этой картине персонаж впервые написан художником в совершенно нетипичной для него манере. Ранее Кустодиев никогда не изображал нереалистичных персонажей. В данном же случае имеет место гротескное увеличение роли фигуры большевика.
Огромный человек в шапке ушанке и телогрейке идёт по улицам столицы с огромным развевающимся флагом Страны Советов в руках. Флаг огромен, он – символ огня революции. А повсюду люди, люди, люди. Они вооружены, они преисполнены решимости сражаться за свои интересы, не меньшей решимостью наполнено и лицо великана. Он – простой русский человек, обычный рабочий. Он такой же, как и все, кто вышел на улицы. Он идёт уверенно, чётко понимая, куда ведёт его путь. Перед ним есть лишь одна преграда – церковь. Именно она символизирует собой имперскую власть, её последний оплот. Но великана не остановит и она – он сделает решительный шаг и с лёгкостью переступит через церковь. Движение революционеров поражает своей массовостью и силой.
Великан как бы олицетворяет собой предводителя толпы – он указывает людям верный путь, ведёт их к новой жизни. Большевик показывает им, что больше нет преград и страха, впереди советский народ ждёт лишь светлое будущее. Картина преисполнена иллюзорных представлений о самом смысле революции и его значении для народа. Связано это, прежде всего, с неправильным пониманием данных проблем самим автором картины. Кустодиев был премного благодарен большевикам за их помощь в его труде и оценку его таланта. Его благодарность в большей мере и легла в основу сего полотна.
23 картина. «Русская Венера»
- Дата создания: 1926 год
- Размеры: 200 х 175 сантиметров
- Место нахождения: Нижегородский Государственный Художественный Музей (Нижний Новгород, Россия)
Это последняя большая картина кисти великого русского художника. Написана им в последний год жизни, когда Кустодиев уже был практически полностью поражён своим тяжёлым недугом. Испытывая сильные боли, которые причиняет туберкулёз позвоночника, Кустодиев в своей картине попытался изобразить собирательный образ русской деревенской красавицы. Пышнотелая барышня, искрящаяся здоровьем, блеском, чистотой свежевымытой кожи. Её золотистые волосы водопадом ниспадают с одной стороны. Искренняя, живая улыбка и васильково-синие, красивые глаза.
Важно обратить своё внимание на обстановку, в которой находится девушка. Это обычная деревенская баня, каких по всей России тысячи. Девушка – истинная Венера, так как у её ног видны мыльные пузыри, а, как известно, по легенде Венера возникла из пены Средиземного моря, а в России из мыльной пены жаркой бани. Образ русской Венеры, в представлении Кустодиева, олицетворён в здоровой девушке, находящейся в самом расцвете сил, крепкой, в пышном теле деревенской бабы. Способной к созданию крепкой семьи и рождению здоровых детей.
Кустодиева привлекали стройные женщины, обладающие живым умом, таковой была и супруга художника. Но чаще всего в своих картинах автор любил изображать именно полных женщин. Он их показывал нам с некоторой нежностью, а порой, даже и насмешкой. Для данной картины мастеру позировала Елена Николаева – молодая деревенская девушка. Довольно примечательным является тот факт, что во время реставрации картины выяснилось, что веник из берёзовых веток был дорисован к телу девушки через год после полного завершения картины. Это ещё один раз подтверждает то, что художник очень ценил мнение своей любимой жены и видимо целый год находился в раздумьях над картиной и всё же решил дорисовать предмет, прикрывающий интимное место девушки.
24 картина. «Крещенское Водосвятие»
- Дата создания: 1915 год
- Размеры: 89 х 74 сантиметра
- Место нахождения: частная коллекция
Судьбу Кустодиева решила выставка художников-передвижников, проходившая в Астрахани, где и проживала семья мальчика. Тогда ему было девять лет и, увидев картины мастеров, он был настолько впечатлён, что твёрдо решил, во что бы то ни стало научиться «рисовать так же хорошо». Будущий художник ошибся только в одном. «Так же», как кто-то, он рисовать не умел. Со времён студенчества, обучаясь у самого Ильи Репина, Кустодиев органически не мог следовать уже проторенными путями, выстраивать своё творчество по утверждённым канонам. С юных лет его путь в искусстве отмечен напряжёнными поисками себя, «своих» тем, уникальных образов, сюжетов и художественного стиля.
Жизнь народа с её праздничной, яркой стороны неизменно привлекала Бориса Михайловича. Гуляния и ярмарки, праздники и обряды, нередко становились темой его полотен. «Крещенское Водосвятие» – это яркий образец такого рода картин. Водосвятие – важный для народа ритуал. Кустодиев сумел показать торжественность, красочность, воодушевляющую атмосферу праздника, объединяющего в едином порыве и стремлении множество людей.
Шествие следует по дороге от храма к вырубленной во льду реки проруби в виде креста. Вокруг неё уже стоят священники в золотых и ярко-красных одеждах. Над толпой колышутся хоругви, в руках у многих иконы. Позиция наблюдателя находится высоко над прорубью и толпой, что позволяет увидеть, как много идущих к проруби людей, как далеко простирается многолюдная река верующих, желающих приобщиться к таинству Водосвятия.
Пейзаж, на фоне которого и происходит ритуальное действо, максимально праздничный. Яркий, девственно чистый белый снег сверкает на солнце. Над прорубью и священниками склоняются покрытые инеем ветви берёзы и ивы, синие тени лежат на снегу, а на фоне голубого неба вдалеке возвышаются заснеженные купола церкви и колокольни.
Даже обычные дома у дороги, по которой движется шествие, в окружении этой сияющей белизны, кажутся розовыми, празднично нарядными. Над их крышами к голубому небу поднимаются густые столбы белого дыма. Атмосфера морозного, но погожего зимнего утра идеально воссоздана на полотне и отражает собой уважительное и восхищённое отношение Кустодиева к народным праздникам и православным традициям.
25 картина. «Гулянье на Волге»
- Дата создания: 1909 год
- Размеры: 100 х 125 сантиметров
- Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)
Сия картина – одна из ранних работ художника, которая входит в коллекцию Государственного Русского Музея в Санкт-Петербурге. Народное гуляние, изображённое на полотне, художник наблюдал из окон гостиницы «Эрмитаж», в городе Романов-Борисоглебск – ныне Тутаев – в которой останавливался в 1906 году. Из его окна открывался прекрасный вид на живописное левобережье Волги и на набережную Волжского Бульвара, который и стал прообразом праздника, изображённого на картине «Гулянье на Волге».
На картине художник отобразил набережную с гуляющими людьми и Волгу с живописным противоположным берегом. Композиция выстроена в несколько уровней и планов, которые смотрятся и воспринимаются как единое целое. Ниже мы разберём каждый план по отдельности.
Знакомство с миром картины начинается с народного праздника на набережной реки. На переднем плане творения изображены участники гулянья – представители разных социальных сословий: военные, купцы и купчихи, торговцы и простой люд, которые под звуки духового оркестра просто гуляют по набережной реки. Среди отдыхающих можно наблюдать элегантно одетых молодых дам, на головах которых шляпки, украшенные цветами, а в руках зонтики от солнца. Здесь же прогуливаются щеголеватые молодые люди, одетые по последнему писку моды и представители военных профессий.
Богатый господин с золотыми часами изображён с тростью в руках. В палатке уже во всю идёт торговля сладостями и кондитерскими изделиями, а в уличной чайной для всех желающих предлагают чай из горячего самовара. У входа на причал толпится простой народ, представители которого, тоже нарядно одеты. Все эти яркие краски, сословия и события слились в общее шумное народное гулянье.
А на среднем плане картинного пространства открывается прекрасный вид на Волгу, по яркой и прозрачной глади которой проплывает теплоход, сплавляют лес, а у противоположного берега причалены грузовые баржи. Великолепно написана русская берёза. Её лёгкая, яркая и сочная зелень похожа на вышивку. На дальнем плане полотна, на противоположном берегу реки, изображено белокаменное здание Вознесенского Собора, на фасаде которого просматривается фигурная кладка, изразцы и росписи, а его зелёные купола сливаются с великолепной природой.
На своём полотне художник гениально передал сущность жизни русского народа, его радость бытия и волю к жизни. Именно в ходе массовых народных гуляний и раздолья раскрывается истинная русская душа.
26 картина. «Осенний Сельский Праздник»
- Дата создания: 1914 год
- Размеры: 82,5 х 110 сантиметров
- Место нахождения: Латвийский Национальный Художественный Музей (Рига, Латвия)
Картина «Осенний Сельский Праздник», которая была написана Борисом Михайловичем в 1914 году, посвящена народным праздникам купеческой России. На полотне изображена центральная сельская улица, на которой предположительно проходит гуляние, посвящённое местному праздничному событию. Всё действие происходит на фоне золотой осени, краски которой добавляют происходящему празднику торжественности и радости.
Передний план картины – это центральная улица деревни, задний фон которой представлен избами с яркими резными ставнями. Улица заполнена празднично одетыми женщинами и мужчинами. Мужики постарше что-то обсуждают, сидя на завалинке около дома. Нарядно разодетые девушки и парни танцуют под аккомпанемент молодого гармониста. Группа крестьян, усевшись на телегу, собирается отправиться в дорогу. Провожает их бородатый мужик в красной рубахе. Женщины постарше, расположившись на зелёной травке, присматривают за детишками, пока молодёжь веселится. Рядом пасутся петушок и курочка.
На лицах людей выражение праздника и радости. Действие на картине происходит в золотую пору осени, поэтому вся композиция залита ярким осенним солнцем, которое отражается в листве золотых берёз и скошенных полей. На заднем плане творения виднеются крыши домов соседней деревни, белоснежная церковь и зелёно-жёлтая гладь леса. В чистом и прозрачном небе – стайка птиц, улетающая за линию горизонта.
Борис Кустодиев обрёл известность благодаря своим работам, на которых изображал будни и праздники простого русского народа. Мастер никогда не скупился на яркие краски, создавая обыденные житейские сюжеты. Если другие художники изображали осень серой и грустной, то в работах Кустодиева она всегда праздничная и красочная, такая же, как и главные герои его картин.
27 картина. «Утро»
- Дата создания: 1904 год
- Размеры: 108 х 126,5 сантиметров
- Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)
На картине изображена семья Кустодиева – его жена и первенец. Раннее утро, мать принесла ребёнка в комнату, чтобы искупать. Из окна льётся солнечный свет, освещает стол, загромождённый вещами, камин, не горящий по случаю тепла, вазу с белыми хризантемами на нём и маленький тазик. Мать одета в лёгкую белую блузу, в чёрную юбку. Волосы её высоко заколоты, чтобы ребёнок, плескаясь, не намочил их. Она низко склоняется к ванночке и набирает в ладони прозрачную воду, чтобы полить малыша. Тот толстенький, розовощёкий, со светлыми короткими волосами, тоже тянется к воде, словно стремясь повторить материнский жест. У него складочки жира у запястий, розовые коленки, он выглядит очень сосредоточенным, как будто от его помощи зависит успех всего предприятия.
От картины веет теплом и уютом. Квартира обставлена не слишком богато, но со вкусом и любовью. Женщина не очень красива, но в том, как она купает сына, чувствуется большая забота и внимание. Младенец мало чем отличается от любого другого младенца, но написан он с любовью и аккуратностью, как если бы художник поставил перед собой задачу перенести сына на холст максимально точно. Это маленькая идиллия семьи, выражающаяся в повседневных мелочах. В том, как малыш цепляется за руку матери, когда впервые пытается пойти. В том, как мать читает ему сказку на ночь и возвращает выброшенную им яркую погремушку. В том, как она учит его играть, учит его считать, учит быть настоящим человеком.
Эти действия одни на всех, но в каждой семье их проигрывают на свой лад. Как в театрах, где у одной труппы герой толст, у другой хром, у третьей забывает текст, у четвёртой мучается одышкой, так в семье действия окрашиваются сообразно тому, кто играет их. И если их играет семья любящая, они разительно отличаются от тех, которые проигрываются там, где нет любви.
28 картина. «Купчиха с Покупками»
- Дата создания: 1920 год
- Размеры: 71 х 88 сантиметров
- Место нахождения: Национальный Художественный Музей Республики Беларусь (Минск, Беларусь)
Картина «Купчиха с Покупками» – это яркое живописное полотно, иллюстрирующее народный быт, его сказочную сторону. Рослая, пышная купчиха в пурпурно-розовом платье на кринолине статно прогуливается по брусчатой площади. Лёгкая кружевная бордовая накидка спасает её от утреннего зноя, как и шёлковый зеленоватый зонтик, который она держит в левой руке. Лёгкий тюрбан, надетый на её голову, подходит в тон к накидке, салопу, украшенному бантами и лентами. Богатая купчиха соответствует своим внешним видом всем традиционным представлениям о женщине знатного рода того времени, однако назвать её дамой голубых кровей точно нельзя, в ней виден крепкий дух, душевная доброта и простота.
Позади купчихи плетётся молодой парень, в руках его множество покупок, которые дама выбрала на городском рынке: это и хлеб, и рыба, и деликатесы в корзинке. Вдобавок ко всему юноша несёт небольшой мешочек, из него выглядывают бутылки, возможно с маслами или винами. Еле поспевая за купчихой, он изо всех сил старается угодить ей. При том, дама не обладает видом аристократки, её простую, прямолинейную натуру выдаёт открытое круглое и румяное лицо, каштановые волосы и крупная фигура. Манеры аристократки тщательно скрыты за кротким, но мощным нравом купчихи.
Важный вид, гордая, широкая походка – всё это громко говорит нам о том, что по улице идёт купчиха. Вдали на склоне виден храм и городские постройки в утренней дымке, на ближнем плане произведения грузчики-мужики расставляют тяжёлые ящики у трактира, а прыткий конь в упряжке дожидается того часа, когда можно будет налегке зашагать по брусчатке. С утренней порой в город пришла суета и, конечно же, статная дама со своим мальчишкой купила всё необходимое для предстоящего вечера.
29 картина. «Автопортрет (На Охоте)»
- Дата создания: 1905 год
- Размеры: 70 х 109 сантиметров
- Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)
Кустодиев – русский художник, который всем своим внешним видом, всегда качественно отличался на фоне остальных. И действительно, глядя на его автопортрет, сразу видно, что перед зрителем предстал настоящий русский мужик. Весь его внешний вид говорит о том, что перед нами стоит настоящий, типичный русский мужик, которым не только привыкли видеть нас иностранцы, но и мы сами. Обратите внимание, вся его поза говорит о том, что он настоящий хозяин своей земли. То ли выехал поохотиться, то ли просто решил осмотреть свои земли, а быть может, собрался что искать, и, судя по всему, обязательно найдёт.
В его руках виднеется ружьё. Но оно и понятно, чего так без дела ходить-то? Вид очень важный, а если обратить внимание на его взгляд, сразу понятно, что он что-то ищет, быть может, высматривает или уже нашёл и не хочет выпустить из виду. На заднем фоне творения бескрайняя равнина, с небольшим пролеском, где поодаль, даже сливается воедино. Автопортрет выполнен очень удивительно, сам образ очень близко стоит к зрителю, и позволяет рассмотреть все интересующие детали, как во внешнем виде, так и в мимике персонажа.
Автопортрет, скорее всего, был выполнен в осенний период, об этом говорит и одежда Кустодиева и жёлтые деревья, что стоят позади него. Помимо всего прочего, зачастую на охоту ездят именно в этот период, естественно исходя из зверя, на которого охотятся. Узнать, почему же художник решил воспроизвести себя именно таким образом, достаточно сложно, но ведь опять же, Кустодиев отличался не только своим внешним видом, но и особенным видением всего окружающего и происходящего, что в свою очередь, просто не могло отразиться на живописи. Серьёзный и сосредоточенный – такой Кустодиев и был знаком большому количеству людей окружавших его и почитателей его творчества. Автопортрет заслуживает самых высших похвал.
30 картина. «Купальщица»
- Дата создания: 1921 год
- Размеры: 62,4 х 72 сантиметра
- Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)
Многие критиковали его произведения, тем не менее, украдкой восхищаясь красочностью и колоритом полотен. Кустодиев был верен традициям русских художников-реалистов, изображая простые сюжеты с понятными образами. Его не волновало осуждение в нарушении традиций и тенденций. Он был увлечён русским народным лубком и вдохновлён идеалами красоты, такими далёкими от того совершенства, которого требовало общество. Можно сказать, что его картины – отголоски и тоска по другой «несуществующей» России. Эта сказочная и эпохальная страна, где, по его разумению, именно полнотелые женщины символизируют гармонию и уют русского мира.
В центре сюжета произведения внимание приковано к фигуре девицы, словно застигнутой врасплох в момент купания. Золотистая коса, перекинутая через плечо, розовые и тёплые оранжевые тона прелестей девицы открыты для любования. Сама поза, в которой запечатлена купальщица, призвана продемонстрировать нам природную красоту и привлекательность юного тела. Лицо девушки словно списано с героинь народных былин и сказок – лёгкий румянец, высокие дуги бровей, точёный носик, сочные вишнёвые губки. На фоне окружающей природы, купальщица смотрится органично и эстетично. Естественная и безумно привлекательная, манящая и искушающая.
Подлинный эталон русской красавицы окружён восхитительной красотой и символикой родных краёв. Типичный деревенский пейзаж на соседнем берегу, берёза, укрывающая в своей тени прекрасную нимфу. Богатство женского тела и окружающей его природы вплетены друг в друга, создавая тем самым необыкновенно тёплую и живописную картину.