Найти в Дзене

Саврасов — поэт обыденности

В XIX веке русский пейзаж претерпел значительные изменения. До Саврасова он был преимущественно романтическим, идеализированным, драматичным и далёким от реальной жизни. Вспомните, к примеру, работы Щедрина — мир, где природа предстаёт во всём своём великолепии. Однако в середине XIX века пейзажная живопись начинает отдаляться от этой идеализированной картины. Художники, такие как Воробьёв, начинают привносить в свои работы что-то «своё», переставая слепо подражать природе. И вот на этом фоне появляется Саврасов (1830–1897), который совершает настоящую революцию в русском пейзаже. Картина «Грачи прилетели» (1871 г.) стала настоящим откровением для современников. Впервые представленная на первой передвижной выставке, она произвела фурор. Что же в ней было такого особенного? Во-первых, это был совершенно заурядный, обыденный пейзаж. Начало весны. Средняя полоса России. Никакой романтики, никаких идеализированных видов. Серо-коричневые тона, отражающие время, когда природа ещё не пробуди
Оглавление

В XIX веке русский пейзаж претерпел значительные изменения. До Саврасова он был преимущественно романтическим, идеализированным, драматичным и далёким от реальной жизни. Вспомните, к примеру, работы Щедрина — мир, где природа предстаёт во всём своём великолепии.

Сильвестр Щедрин. Новый Рим. Замок святого Ангела. 1821—25. Холст, масло. 44,7 × 65,7 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Сильвестр Щедрин. Новый Рим. Замок святого Ангела. 1821—25. Холст, масло. 44,7 × 65,7 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Однако в середине XIX века пейзажная живопись начинает отдаляться от этой идеализированной картины. Художники, такие как Воробьёв, начинают привносить в свои работы что-то «своё», переставая слепо подражать природе.

Воробьев М. Н. Набережная Невы у Академии художеств. Вид пристани с египетскими сфинксами днем. 1835. Холст, масло. 75 × 111 см
Воробьев М. Н. Набережная Невы у Академии художеств. Вид пристани с египетскими сфинксами днем. 1835. Холст, масло. 75 × 111 см

И вот на этом фоне появляется Саврасов (1830–1897), который совершает настоящую революцию в русском пейзаже.

Портрет Алексея Кондратьевича Саврасова кисти Василия Перова (1878)
Портрет Алексея Кондратьевича Саврасова кисти Василия Перова (1878)

«Грачи прилетели»: манифест новой живописи

Картина «Грачи прилетели» (1871 г.) стала настоящим откровением для современников. Впервые представленная на первой передвижной выставке, она произвела фурор. Что же в ней было такого особенного?

Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871. Холст, масло. 62 × 48,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871. Холст, масло. 62 × 48,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Во-первых, это был совершенно заурядный, обыденный пейзаж. Начало весны. Средняя полоса России. Никакой романтики, никаких идеализированных видов. Серо-коричневые тона, отражающие время, когда природа ещё не пробудилась от зимней спячки.

Во-вторых, Саврасов нашёл поэзию в этом ничем не примечательном сюжете. Он увидел красоту в простом и обыденном. Это было лирическое направление в русском пейзаже, где сюжет трактовался через личное осмысление мастера.

Интересно, что изначально на выставке «Грачи прилетели!» экспонировалась с восклицательным знаком, что подчёркивало эмоциональное воздействие картины на зрителей.

Личная трагедия и надежда на возрождение

Картина «Грачи прилетели» была написана в период личной трагедии Саврасова. Незадолго до этого умерла его новорождённая дочь. Это горе, безусловно, повлияло на атмосферу картины. Однако в ней есть и надежда. Прилетевшие весной грачи — это маленький шаг к пробуждению природы, маленькая надежда на возрождение.

Важной деталью картины является церковь на заднем плане. Она символизирует духовность, веру в лучшее, которая помогает пережить трудные времена.

«Просёлок»: дорога к свету

Ещё одна знаковая работа Саврасова — «Просёлок».

Алексей Саврасов. Просёлок. 1873. Холст, масло. 70 × 57 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Алексей Саврасов. Просёлок. 1873. Холст, масло. 70 × 57 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

На этой картине мы видим дорогу после дождя. Небо затянуто тёмными тучами, но сквозь них пробивается свет, который, кажется, ещё немного, и зальёт всё пространство. В этой картине также чувствуется мотив свободы, подвижности воздуха и ощущение обновления после дождя.

Вклад в развитие русского пейзажа

Саврасов был не только талантливым художником, но и одним из самых любимых преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Он воспитал целую плеяду художников, сыгравших значительную роль в развитии реалистического пейзажа. Его ученики, вдохновлённые его примером, продолжили воспевать красоту русской природы, отказавшись от идеализированных образов и романтических клише.

Таким образом, Саврасов совершил настоящий переворот в русском пейзаже, открыв перед художниками новые горизонты и показав, что красоту можно найти даже в самых обыденных вещах.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Ждем вас снова на нашем канале!