Здравствуйте, дорогие друзья и ценители золотой эпохи советского кинематографа!
На канале «Сравним!» мы приготовили для вас не просто тест, а настоящее путешествие по миру советского кино. Это викторина для тех, кто с трепетом вспоминает фильмы, снятые в СССР, кто узнаёт любимых актрис по одному взгляду, по жесту, по настроению кадра.
Вас ждёт увлекательное задание — угадать фильмы по фрагментам с героинями. Эти сцены взяты из знаковых кинолент, которые в своё время собирали полные залы и навсегда вошли в золотой фонд отечественного кино. Возможно, вы пересматривали их не один раз, а, может быть, некоторые фрагменты вызовут у вас лёгкое забытое чувство ностальгии.
Но не спешите радоваться заранее — тест не так прост, как может показаться на первый взгляд. В каждом вопросе вас ждёт кадр с одной из героинь, но это не обязательно главная роль фильма. Придётся не только вспомнить сюжет, но и проявить внимание к деталям: одежда, обстановка, настроение сцены — всё может подсказать правильный ответ.
Среди представленных кадров — сцены из фильмов, которые в своё время становились культурными событиями. Например, момент из киноленты «Одинокая женщина желает познакомиться» (1986), снятой режиссёром Вячеславом Криштофовичем по сценарию Виктора Мережко. Атмосферная, тонкая, трогательная история о женской судьбе и надежде на личное счастье. Музыку к фильму написал Вадим Храпачёв, и она, как и сама картина, остаётся в памяти надолго.
Тест построен просто: вы смотрите на кадр, выбираете вариант ответа — и сразу видите результат. А если где-то ошиблись — не беда. После прохождения можно будет ознакомиться с правильными ответами, чтобы вспомнить или узнать что-то новое о любимых фильмах.
Этот тест — не только проверка памяти, но и повод вновь окунуться в особую атмосферу советского кино, где каждая картина была создана с душой. Вас ждут образы любимых актрис, знакомые сюжеты и, конечно же, то чувство тепла и искренности, которое так ценилось в фильмах той эпохи.
Готовы проверить свою интуицию и знания? Тогда вперёд!
Удачи вам, друзья — и приятного кинематографического путешествия вместе с каналом «Сравним!».👌
📺Первый кадр
Сегодня начнём тест с вопроса о советском фильме, снятом Георгием Натансоном в 1988 году, — это трогательная и ироничная трагикомедия о женщине с необычным именем, добрым сердцем и наивной верой в любовь.
Сюжет основан на пьесе Эдварда Радзинского «Приятная женщина с цветком и окнами на север...». Имя главной героини пришло из фантастического романа А.Н. Толстого. В фильме она земная, очень человеческая, ранимая и мечтающая о простом женском счастье.
Главную героиню играет Наталья Гундарева. Изначально роль предлагалась Татьяне Дорониной, но из-за раскола в МХАТе актриса не смогла принять участие в съёмках. Так одна из самых проникновенных ролей Гундаревой стала её визитной карточкой в конце 80-х.
Сама история начинается незадолго до Нового года. Женщину бросает мужчина, с которым она прожила пять лет, и по иронии судьбы она оказывается в поезде, направляясь в другой город играть Деда Мороза. В купе с ней едет обаятельный «генерал», профессор, учёный, которого сыграл Валентин Гафт. Он обольщает героиню, угощает шампанским и... обворовывает. Женщина копила деньги на цветной телевизор, но, поверив мошеннику, отдает всё, что у неё было. Впрочем, даже после его ареста она прощает обидчика.
Время идёт. Приближается Новый 1989 год. И вдруг у порога появляется молодой человек, которого играет Александр Кузнецов, и признаётся: это он писал ей письма из тюрьмы от другого. Главная героиня, как всегда, сжалившись, приглашает его остаться. Между ними завязывается странная связь, в которой снова больше доверия и надежды, чем реального счастья.
Но и он оказывается не тем, за кого себя выдаёт. Он — участник очередной аферы. Цель — получить документы на спирт с её предприятия. Мошеннический план проваливается: спирт вытекает, а молодой человек — снова в бегах. В финале он возвращается, кается, а главная героиня получает от него письмо уже из тюрьмы.
На протяжении фильма героиня ухаживает за своей любимой геранью, которая становится символом её упрямой веры в добро. Даже когда жизнь снова и снова её обманывает, она не теряет способности прощать и надеяться. Музыка Микаэла Таривердиева и исполнение романса «Вот опять окно» в голосе Елены Камбуровой добавляют истории душевной глубины.
Фильм трудно отнести к какому-то одному жанру. Это одновременно драма, комедия и новогодняя сказка с налётом горькой правды жизни. Именно поэтому его часто показывают в канун праздников — чтобы напомнить: даже самые простые люди с наивной душой могут быть героями настоящей истории.
Догадались по кадру, о каком советском фильме идёт речь?
Знаешь ответ? Жми👍
📺Второй кадр
Следующий советский двухсерийный фильм, снятый студией «Мосфильм» в 1981 году, рассказывает о судьбах родных братьев, выросших в семье капитана торгового флота (роль отца исполнил Олег Ефремов) и заботливой матери (в исполнении Ады Роговцевой). Несмотря на крепкие узы, связывающие братьев с детства, жизнь бросает им серьёзное испытание — любовь к одной женщине.
Старший брат , которого играет актёр Александр Соловьёв — успешный художник-декоратор. Он ведёт яркую, насыщенную жизнь, оформляет клубы и пользуется популярностью. Его жизненные приоритеты становятся предметом критики жены Светланы, которая осуждает его за излишне «коммерческий» подход к искусству.
Александр Тимошкин сыграл роль среднего брата. Он идеалист и романтик, выбирает путь служения Родине и поступает в военно-морское училище.
Владимир Шевельков играет роль младшего брата. Он музыкально одарённый подросток. Именно его линия добавляет фильму особую художественную окраску: в сценах с его участием звучит живая музыка, исполненная настоящими музыкантами. Один из эпизодов сопровождается композицией «Танго под тишину» на стихи Николая Зиновьева, исполненной Роксаной Бабаян.
Казалось бы, ничто не способно разрушить братскую близость. Но всё меняется, когда Светлана, невеста среднего брата, неожиданно влюбляется в старшего брата. Эта внезапная любовь становится причиной глубокой трещины между братьями. Военный чувствует себя преданным — не только любимой женщиной, но и старшим братом. Конфликт перерастает в настоящую вражду.
Тем временем над семьёй сгущаются тучи. Трагическое событие становится поворотной точкой: общее горе заставляет братьев вспомнить, что они — семья. Пусть ещё не всё прощено и не всё забыто, но появляется надежда, что когда-нибудь между ними вновь установится прежнее взаимопонимание.
Фильм снимали в живописных уголках Крыма — в Большой Алуште и в Артековском порту, где в кадре можно увидеть легендарную гору Аю-Даг. Финальные сцены происходят в Севастопольском военно-морском инженерном училище, где средний брат принимает присягу. Эти кадры придают картине особую документальную достоверность.
Это не просто семейная драма. Это история взросления, выбора и непростых решений, рассказанная искренне и с большим уважением к зрителю. Фильм, несмотря на скромную форму, поднимает серьёзные вопросы.
Догадались по кадру с этой героиней, о каком фильме идёт речь?
📺Третий кадр
В 1960 году на экраны вышла драма Михаила Калатозова — картина о самоотверженных советских геологах, отправившихся в глухую сибирскую тайгу на поиски алмазов. Вдохновением для фильма послужил рассказ Валерия Осипова, а съёмки велись в реальных условиях — в Красноярском крае, на берегах Енисея и Уса. Киноэкспедиция провела в тайге почти восемь месяцев, и каждый день съёмок был настоящим испытанием.
Команда работала при температуре до –40 °С, в ледяной воде, под порывами ветра, сталкиваясь с реальными пожарами. Михаил Калатозов стремился к абсолютной достоверности, требуя, чтобы звук записывался не в студии, а прямо на природе. Это привело к тяжёлым последствиям: Василий Ливанов потерял голос и обрёл свой знаменитый хриплый тембр именно здесь, на съёмках. Татьяна Самойлова обожгла руки и тяжело заболела, съёмочный процесс пришлось приостановить.
Режиссёр и оператор Сергей Урусевский были одержимы идеей "присутствия" — зритель должен не просто смотреть фильм, а ощущать себя частью происходящего. Ради одного кадра Урусевский с камерой оказался прямо в центре костра, обмотанный асбестом. Его ватник загорелся, съёмку пришлось срочно прервать.
Сюжет фильма прост, но глубок. Геологи обнаруживают признаки алмазоносной породы. Но на обратном пути их отрезает лесной пожар. Один за другим герои погибают от холода и истощения. В живых остаётся только один, который, измождённый, по реке на льдине добирается до людей.
Съёмки некоторых сцен проходили буквально на грани жизни и смерти. В эпизоде на плоту Смоктуновского привязали к конструкции, пущенной по реке, а когда он подал сигнал бедствия, съёмку не останавливали ещё несколько минут. Актёр потерял сознание от переохлаждения. Его на руках нёс Евгений Урбанский — самый физически выносливый из всей команды.
Именно Урбанский стал негласным лидером на съёмочной площадке. Ливанов вспоминал, что если бы не он, они бы не справились. Он всё делал — и по кадру, и по жизни. А Смоктуновский, будучи самоучкой, тянулся к Урбанскому, как к опытному товарищу.
Фильм задумывался как масштабное полотно — о людях, которые первыми прокладывают дорогу. Однако несмотря на попадание в основной конкурс Каннского фестиваля, картина осталась недооценённой: ни на Западе, ни в СССР она не вызвала резонанса. И только спустя годы, когда Фрэнсис Форд Коппола инициировал реставрацию и прокат фильма в США, его начали воспринимать как произведение большого киноискусства.
Сегодня эту ленту вспоминают как настоящий подвиг кинематографистов. Это не просто драма о геологах — это фильм о преданности делу, о человеческом мужестве и пределе возможностей.
Догадались из какого советского фильма взят этот кадр?
📺Четвёртый кадр
Ну что же, идём дальше и поговорим о фильме, который стал отправной точкой в карьере одного из самых любимых актёров и режиссёров советского и российского кино — Владимира Меньшова.
В 1972 году на экраны вышла производственная драма Алексея Сахарова. Фильм был снят по сценарию Валентина Черных на киностудии «Мосфильм» и сразу же вызвал широкий резонанс. История о молодом инженере, который возвращается в родное село с мечтой преобразить деревенскую жизнь, нашла отклик у миллионов зрителей — более 15 миллионов человек посмотрели картину в год её выхода. А в 1973 году Владимир Меньшов получил за свою первую большую роль престижную награду — Приз за лучшую мужскую роль на Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате.
Главный герой — Семён Бобров, выпускник вуза, отработавший три года на заводе в Ленинграде. Вернувшись в родную деревню, он неожиданно для всех выдвигает свою кандидатуру на пост председателя колхоза. Его цель — не просто сохранить хозяйство, а превратить вымирающие деревни в современный агрогородок. Энергичный и требовательный, Бобров с первого дня меняет привычный уклад жизни, отменяет формальности, наводит порядок, требует ответственности. Его методы вызывают сопротивление у части правления, но находят поддержку у молодёжи — особенно у архитектора Клары Вересовой, которую сыграла Анастасия Вертинская.
Одной из главных задач Боброва становится строительство животноводческого комплекса. Однако для начала работ необходима качественная дорога, а районные власти могут выделить средства только на один проект. Тогда Семён Иванович берёт инициативу в свои руки — договаривается с директором соседнего химкомбината (роль исполнил Армен Джигарханян) о совместном строительстве семикилометрового шоссе. Параллельно он привлекает к проектированию студентов-архитекторов, предлагая им реальные задачи и заинтересовывая своим видением будущего.
Съёмки проходили в городе Рузе, в Подмосковье. Несколько сцен были сняты в колхозе «Путь Ленина», а в массовках участвовали настоящие механизаторы. Режиссёр Алексей Сахаров подчёркивал, что в его фильме показан не традиционный сельский быт, а именно преобразование крестьянского труда, переход к новому укладу.
Фильм стал не только дебютом для Владимира Меньшова, но и первым полнометражным сценарием Валентина Черных. Спустя несколько лет они вновь встретились на съёмках фильма «Москва слезам не верит», который принесёт им обоим всесоюзную славу, «Оскар» и Государственную премию СССР.
Это не просто история о реформаторе в колхозе. Это картина о воле, ответственности и вере в перемены. Герой Меньшова оказался не только на своём месте, но и в своё время.
Догадались о каком советском фильме идёт речь? Узнали по кадру?
📺Пятый кадр
Заключительный вопрос на сегодня будет касаться советского мини-сериала, снятого Павлом Арсеновым по повести Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд», впервые вышел на экраны в марте 1985 года и мгновенно покорил сердца миллионов зрителей. Пять серий, показанные с 25 по 29 марта по Первой программе ЦТ СССР, стали настоящим телевизионным событием.
Главный герой — шестиклассник Коля Герасимов. Всё начинается с обычного похода за кефиром, который неожиданно превращается в захватывающее путешествие во времени.
Исследуя город будущего, Коля становится свидетелем нападения космических пиратов, которые стремятся завладеть уникальным устройством, способным читать мысли. Чтобы помешать злодеям, Коля похищает прибор и уносит его в своё время — 1984 год. За ним следом проникают и другие.
На главные роли утвердили Алексея Фомкина и Наталью Гусеву. Фомкин был уже известен по «Ералашу», а Гусева пришла на киностудию просто за автографом писателя. Её искренний взгляд мгновенно покорил режиссёра, и главная героиня была найдена.
Несмотря на популярность, актёры не все связали судьбу с кино. Алексей Фомкин после армии больше не снимался и трагически погиб в 26 лет. Наталья Гусева, напротив, осталась в памяти поколений как девочка, которая прилетела к нам из будущего, чтобы спасти мир и чьё «Прекрасное далеко» стало гимном мечты и надежды целой эпохи.
Несмотря на популярность, актёры не все связали судьбу с кино. Алексей Фомкин после армии больше не снимался и трагически погиб в 26 лет. Наталья Гусева, напротив, осталась в памяти поколений как Алиса Селезнёва — девочка, которая прилетела к нам из будущего, чтобы спасти мир и чьё «Прекрасное далеко» стало гимном мечты и надежды целой эпохи.
Сегодня этот фильм вспоминают с теплотой и ностальгией. Это не просто фантастика. Это история о добре, верности и том самом будущем, в которое нам всем хочется хоть на минуту заглянуть.
Догадались только по кадру из какого фильма он взят?