Человеческое стремление к счастью и богатству вечно. В разные исторические эпохи понимание жизненного успеха и благополучия имело разные коннотации. В Древнем Египте смыслом всех земных деяний от фараона до нищего крестьянина являлось накопить достаточное количество сокровищ для гарантированного попадания в загробный рай.
В Древней Греции превыше всего любили славу и воспевали подвиги героев. Победа на Олимпиаде и статуя в родном городе - это максимум чего мог желать при жизни грек. В Древнем Риме героика постепенно отходит на второй план и мерилом успеха становятся деньги и возможность их тратить публично - показное расточительство с пирами и массовыми празднествами в колизеях. В Средние века христианство пропагандировало аскетичность в потреблении благ земных и все внимание уделяло любви к богу. Деньги и стремление их накопить в большом количестве называли грехом - алчностью. Доступ к роскоши имело лишь дворянское сословие и часть высшего духовенства, но это все на благие дела, не подумайте плохого.
Тем не менее, в простом народе желание стать богаче и успешнее не пропадало, а с развитием буржуазных отношений все более крепло и приобретало навязчивый характер. Деньги все больше определяли социальный статус человека в обществе. Простолюдье в своих стремлениях разбогатеть шло на различные ухищрения - алхимики искали философский камень, солдаты плыли в Новый свет за золотом Эльдорадо, кто-то заключал "сделки" с дьяволом, чтобы сделать много золота из соломы. Все это мы легко узнаем из средневековых сказок и легенд.
В 14-15 веках бюргерство в западноевропейских городах активно искало ответ на сакральный вопрос - как стать богаче и почему у одних это получается, а у других нет. Одной из причин отсутствия успеха в жизни был "камень глупости", который находился в голове у человека и мешал ему правильно думать и совершать выгодные сделки. Эти поверья настолько сильно бытовали в слоях бедняков, что стали одним из главных аргументов, объясняющих бедность и неудачи в жизни простых людей. Естественно, любую проблему можно было решить за деньги - извлечь "камень" из головы страдальца в ходе операции и дать человеку возможность вкусить радости богатства, которое само придет к нему в руки.
Средневековые инфоцыганы - ярмарочные шарлатаны - на все лады рекламировали свои услуги и проводили извлечение камней на месте. Зачем время тянуть?! Глупцу делали надрез на голове, произносили невнятные заклинания, магические пассы усиливали эффект процедуры, затем человеку вручали "вынутый" камень. И скорее всего, в некоторых случаях это помогало - человек приобретал уверенность в себе, знал, что его ничего не сдерживает и не ограничивает в бизнес-проектах, путь к обогащению открыт. Естественно, с первыми удачами в делах, прооперированный богач рассказывал всем вокруг о секрете успеха и благодаря какой операции его жизнь стала налаживаться.
Массовость таких процедур и их узнаваемость в народе объясняют почему эти сюжеты легли в основу картин западноевропейских художников. В 16-17 веках в Голландии бытовые сценки в картинах становятся особенно популярны у публики. В голландском языке даже существуют устойчивые выражения на эту тему: "камень в голове" - означает " быть глупым", а "вырезать камень" - значит "обмануть" кого либо.
Художники, рисуя картины с извлечением камней глупости, хотели высмеять человеческую наивность и алчность. Например, Иероним Босх изобразил процесс операции с максимальным сатирическим эффектом: врач-шарлатан с воронкой на голове, женщина с книгой на голове, все подчеркнуто комично - ведь книгу - источник знаний держат в руках, как и воронку. Чтобы подчеркнуть абсурдность процедуры, Босх изображает извлечение не собственно камня, а тюльпана - средневекового символа глупости. Но в этой картине не один, а два цветка - один уже извлечен у кого-то ранее. Показывается, что таких простецов не так мало и никто не удивился бы, если бы у Босха на столе лежал целый букет тюльпанов.
В сценке четыре человека - привязанный к стулу пациент, лже-врач, лже-монах и пожилая монахиня. Для современников этих событий все указывает на мошенничество и кошелек в руках женщины - символ материального интереса от этой процедуры и греховность действий шарлатанов и наивность немолодого пациента, решившего изменить свою судьбу. Но на зажнем плане зрители видят виселицу и колесо для пыток - явное напоминание о неминуемом суде за совершенное всеми участниками сюжета - троих обманщиков в скором времени ждет земной суд, и всех четверых неминуемо коснется суд высших - на небесах.
А это другой вариант картины, также приписываемый Босху или его мастерской.
А ниже картина Яна ван Хемессена, нидерландского художника, уже середины 16 века. Хемессен представитель реализма, так же устоял и перенес на полотно актуальную проблему человеческой глупости.
А это работа неизвестного нидерландского мастера XVII века «Извлечение камня». В разное время картину приписывали то Франсу Халсу (1582–1666) и Франсу Вервилту (ок. 1623–1691). Прошло более ста лет с момента написания Босхом своей картины, но действие на полотне неизвестного художника все также актуально. Шарлатан извлекает камень из головы истошно вопящего пациента.
А вот сюжет извлечения камней в исполнении Питера Брейгеля Старшего. Здесь уже не один пациент, а целая очередь дураков и несколько чудо-хирургов едва успевают лечить страдающих бюргеров.
Все тот же знакомый сюжет - ярмарочная площадь и шарлатаны зазывают народ избавиться от камней и денег. Художник Ян Стен "Шарлатан извлекает камень безумия" Это полотно написано в середине 17 века.
И снова извлечение камня глупости, только уже в исполнении Рембрандта Харменса ван Рейна. Картина написана в 20-е годы 17 века.
В современном мире мы можем с улыбкой воспринимать происходящее на картинах - люди-идиоты с камнями глупости, как можно быть такими наивными и доверчивыми. Но наша усмешка сквозь века мало что значит, потому что сегодня мы также пребываем в состоянии глупости только без камней - нам рассказывают о проклятиях, гаданиях на прибыть, пытаются рассказать о секретах быстрого обогащения (вспомните МММ). Если быть честным, то все осталось по-прежнему, изменились лишь формы "лечения от безденежья".