Найти в Дзене

«Некрополь XVIII века» в Санкт-Петербурге. Путеводитель по старейшему кладбищу Александро-Невской лавры. Часть 23

Уральский солепромышленник и горнозаводчик, один из самых богатых людей 18 века. Яркий пример человека поднявшегося с самого социального дня до вершин богатства и власти, благодаря своим способностям и трудолюбию. Родился в Соликамске. Фамилия при рождении Васильев. Кем были его родители неизвестно, но известно, что подростком он, будучи круглым сиротой попал на работу в солеварню, принадлежавшую одному из самых богатых людей Соликамска Михаилу Филипповичу Турчанинову.
На редкость сообразительный и сметливый паренек, привлек внимание Турчанинова и тот сделал его приказчиком, а с течением времени стал доверять все более сложные коммерческие поручения.
Постепенно молодой человек стал правой рукой своего благодетеля, а затем и родственником. Дело в том, что Михаил Филиппович Турчанинов не имел сыновей и дабы не прервать род по мужской линии женил Васильева на своей дочери с условием что тот при венчании возьмет фамилию жены. После смерти тестя Алексей быстро расширил его дело присовокуп
Оглавление

Турчанинов Алексей Фёдорович (1704–1787)

Уральский солепромышленник и горнозаводчик, один из самых богатых людей 18 века. Яркий пример человека поднявшегося с самого социального дня до вершин богатства и власти, благодаря своим способностям и трудолюбию.

Родился в Соликамске. Фамилия при рождении Васильев. Кем были его родители неизвестно, но известно, что подростком он, будучи круглым сиротой попал на работу в солеварню, принадлежавшую одному из самых богатых людей Соликамска Михаилу Филипповичу Турчанинову.
На редкость сообразительный и сметливый паренек, привлек внимание Турчанинова и тот сделал его приказчиком, а с течением времени стал доверять все более сложные коммерческие поручения.
Постепенно молодой человек стал правой рукой своего благодетеля, а затем и родственником.

Дело в том, что Михаил Филиппович Турчанинов не имел сыновей и дабы не прервать род по мужской линии женил Васильева на своей дочери с условием что тот при венчании возьмет фамилию жены.

После смерти тестя Алексей быстро расширил его дело присовокупив к добыче соли медеплавильное производство и промышленную добычу и художественную обработку малахита.
На заводах Турчанинова впервые в России рабочие начали получать то, что сейчас называется «соцпакет».
Хозяин организовал, школу, больницу и даже музей для своих рабочих причем все это было бесплатно. Раз в год рабочие имели право на оплачиваемый отпуск. Сейчас, конечно, в это верится с трудом, но факт остается фактом.

Когда во время Пугачевского восстания отряд Ивана Белобородова-одного из главных сподвижников самозванного царя осадил рабочий поселок Сысерть, где базировались основные предприятия Турчанинова, все его жители, под непосредственным руководством Михаила Филипповича дали дружный отпор «освободителям» сорвав тем самым их наступление на Екатеринбург.

После победы над Пугачевым императрица Екатерина Великая пожаловала Михаилу Турчанинову дворянский титул.
Промышленный магнат, один из самых богатых людей Российской империи конца 18 века Алексей Федорович Турчанинов скончался 21 марта (1 апреля) 1787 года и был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

-2

Надгробие А. Ф. Турчанинова работы скульптора И. П. Мартоса, мастера-литейщика Э. Гастклу и архитектора Н. П. Давыдова, является одним из наиболее выдающихся произведений мемориальной скульптуры русского классицизма конца 18 века.

-3

Скульптурная композиция, выполненная с необыкновенным мастерством, состоит из бронзовых фигур плакальщицы в хитоне, символизирующей Добродетель, и старика с крыльями – Хроноса держащего раскрытую Книгу судеб. Между ними находится мраморный бюст Алексея Федоровича Турчанинова на круглой подставке.

-4

Вся композиция установлена на прямоугольном постаменте из порфира с филенками на сторонах и обнесена кованой металлической оградой из прямых прутьев с накладными венками и розетками.
Изначально постамент украшали позолоченные бронзовые барельефы, на которых были изображены скорбящие члены семьи покойного. Они не были похищены, как можно предположить, а аккуратно демонтированы и перенесены в музейную экспозицию.

-5
-6

В заключение хочу сказать, что несколько лет назад в городе Сысерть Свердловской области был установлен памятник Алексею Федоровичу Турчанинову.

-7

Урусова Ольга Петровна (1847–1852)

Княжна. Дочь князя Петра Александровича Урусова (1810–1890), чиновника особых поручений министерства внутренних дел, полковника, действительного статского советника, камергера Императорского Двора, и его супруги Екатерины Николаевны Урусовой, урожденной Сипягиной (1827–1894).

-8

Надгробие девочки, скончавшейся в возрасте пяти лет представляет собой постамент серого гранита, увенчанный чугунным четырехконечным крестом. Памятник установлен на двухступенчатом цоколе из известняка.

-9

На лицевой стороне постамента установлен овальный горельефный портрет девочки из бронзы.
Над ним надпись:

«Княжна Ольга Петровна Урусова. Родилась 16 декабря 1847 г.
скончалась 15 декабря 1852 г.»

из коей следует, что она покинула этот мир в канун своего пятого дня рождения.

-10

Фонвизин Денис Иванович (1745–1792)

-11

Русский писатель, драматург и дипломат Екатерининской эпохи.
Родился 3 (14) апреля 1745 года в Москве. Начальное образование будущий писатель получил дома, как и остальные семеро детей, а затем поступил в гимназию при Московском университете, которую окончил с золотой медалью и был принят на философский факультет Московского университета.

В 1756–1759 годах участвовал в любительских представлениях университетского театра Михаила Хераскова, а затем и в Публичном театре профессиональных актёров.
В период с 1769 по 1782 год работал секретарём графа Панина в коллегии иностранных дел. В 1777–1787 годах Фонвизин проживал во Франции.

Деятельность Фонвизина как литератора началась ещё в его студенческие годы, когда он делал ряд переводов басен и сатирических произведений с немецкого языка. Всего за свою творческую жизнь писатель перевёл 226 басен.

Первым оригинальным произведением Фонвизина, было «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке». В 1769 году написал комедию «Бригадир», а в 1782 впервые была поставлена самая известная комедия Фонвизина «Недоросль».

Есть легенда, что после премьеры «Недоросля» в Петербурге к Фонвизину подошёл князь Потёмкин и сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь».

Комедия «Недоросль» до сих пор ставится во многих профессиональных театрах и в обязательном порядке входит в репертуар школьных драм кружков и самодеятельных коллективов.
Известно, например, что в гимназические годы Николай Гоголь играл госпожу Простакову на сцене Нежинского любительского театра.

Скончался в декабре 1792 года вследствие тяжелой болезни. Был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

-12

Сто лет на его могиле лежала простая надгробная плита, которая в 1893 году была заменена на гранитный саркофаг, обнесенный кованной оградой.

-13

Мраморная крышка которого представляет собой копию могильной плиты, лежавшей на этом месте ранее. Во всяком случае об этом написано на самой плите. Не очень правда понятно откуда взялся лишний год жизни, потому что 1792–1745 = 47

-14

Фонвизин наряду с Державиным и Ломоносовым стал одним из немногих представителей русской литературы 18 века, имена которых помнят и сегодня. Не менее высоко его вклад в русскую литературу был оценен во времена Российской Империи.

На открытом в 1862 году в Новгороде памятнике «Тысячелетие России» скульптора Микешина Фонвизин включен число наиболее выдающихся представителей русской литературы и искусства за всю её историю.

Горельефный фриз «Писатели и художники»
Горельефный фриз «Писатели и художники»
-16

Фредерикс Доротея (1769–1779)

Ещё одна юная аристократка, прожившая всего 10 лет. Дочь барона Иван Юрьевич Фредерикс (1723–1779) придворного банкира Екатерины II.
Своей карьерой этот одаренный финансист был обязан давней многолетней дружбе с братьями Орловыми. Будучи уже достаточно богат и успешен, он фактически финансировал дворцовый переворот 1762 года, за что был в дальнейшем пожалован баронским титулом и должностью придворного банкира.

Скончался в 1779 году и был похоронен на Волковском лютеранском кладбище рядом с умершей в том же году дочерью

В 30-е годы 20 века надгробный памятник Доротеи Фредерикс был перенесен в «Некрополь 18 века»

-17
-18

Памятник представляет собой сложную композицию из двух мраморных и известняковых горизонтальных объемов, с рустованным основанием, которое увенчано вазой-светильником, на профилированной подставке.
Композиционным центром надгробия является полуциркульная ниша с вставным мраморным рельефом, изображающим скорбящего крылатого Гения, обнимающего траурную урну.

-19

Имевшаяся ранее на памятнике бронзовая доска с эпитафией утрачена. Судя по манере исполнения и схожести с другими памятниками, автором данного произведения мемориального искусства следует считать известного скульптора Якоба Земмельгака.

На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи

Если вы хотите увековечить память близкого вам человека, доверить решение этого вопроса следует профессионалам, людям, которые смогут найти наилучший вариант памятника, который не будет выглядеть чересчур помпезно и вычурно, но сможет выразить вашу скорбь и ваши чувства к ушедшему. Именно такие профессионалы высочайшего класса работают в творческой мастерской Игоря Селиверстова, существующей в Санкт-Петербурге с 1996 года