Найти в Дзене
Исторический

Свидетельства "посмертного" бытования дворянства

Казалось бы, судьба *российского дворянства* решена окончательно и бесповоротно. Декрет ВЦИК и СНК "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" от 10 (23) ноября 1917 года законодательно ликвидировал дворянство как сословие, отменил все его привилегии, титулы, гербы и ордена Империи. Юридическая отмена. Формально, к 1918 году, понятие "дворянин" как *юридический и социальный статус* перестало существовать. Однако, как и в случае с боярами после Петра I, реальность оказалась сложнее бумажных декретов. Слово "дворянин" не исчезло из языка и сознания людей на следующий день после революции. Напротив, оно приобрело новые, часто трагические или ироничные оттенки, продолжая жить в культуре, быту и исторической памяти. Художественные свидетельства этого "посмертного" бытования дворянства многочисленны: > 1. Живопись: Картины художников, работавших в 1920-30-е годы (даже тех, кто принял революцию), нередко изображали "бывших" – людей с узнаваемой дворянской осанкой, манерами, в одежде, хра
Двор дворянина под Новгородом, рисунок Н. Витсена, 1664 год.
Двор дворянина под Новгородом, рисунок Н. Витсена, 1664 год.

Казалось бы, судьба *российского дворянства* решена окончательно и бесповоротно. Декрет ВЦИК и СНК "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" от 10 (23) ноября 1917 года законодательно ликвидировал дворянство как сословие, отменил все его привилегии, титулы, гербы и ордена Империи.

Юридическая отмена. Формально, к 1918 году, понятие "дворянин" как *юридический и социальный статус* перестало существовать.

Однако, как и в случае с боярами после Петра I, реальность оказалась сложнее бумажных декретов. Слово "дворянин" не исчезло из языка и сознания людей на следующий день после революции. Напротив, оно приобрело новые, часто трагические или ироничные оттенки, продолжая жить в культуре, быту и исторической памяти.

Художественные свидетельства этого "посмертного" бытования дворянства многочисленны:

«Эко чучела!», иллюстрация С. С. Соломко
«Эко чучела!», иллюстрация С. С. Соломко

> 1. Живопись: Картины художников, работавших в 1920-30-е годы (даже тех, кто принял революцию), нередко изображали "бывших" – людей с узнаваемой дворянской осанкой, манерами, в одежде, хранящей отпечаток прежней жизни, на фоне рушащихся усадеб или в новых, чуждых им обстоятельствах советской действительности. Сам образ "уходящей натуры" дворянства стал мощным культурным архетипом.

> 2. Литература: В прозе и мемуарах эмиграции (Бунин, Набоков) и даже у некоторых советских писателей (А. Толстой "Хождение по мукам", М. Булгаков "Бег", отчасти "Дни Турбиных") слово "дворянин" используется постоянно. Оно служит ключом к пониманию происхождения, мировоззрения, трагедии персонажей. Например, у Булгакова в "Беге": характеристика "он же дворянин, интеллигент" звучит и как объяснение поступков, и как приговор.

> 3. Быт и язык: В повседневной речи советского периода, особенно в первые десятилетия, "дворянин", "барин", "барчук" были живыми, хотя и часто уничижительными или настороженными, обозначениями для людей, чье происхождение или манеры выдавали в них выходцев из старого мира. Это был *социальный ярлык*, несущий огромный исторический багаж.

Почему же "дворянин" не канул в Лету сразу после 1917 года?

*Культурная инерция:* Сословие формировалось столетиями и было неразрывно связано с историей, культурой, языком России. Его невозможно было стереть мгновенно.

*Сила идентичности:* Для самих представителей сословия (и их потомков) дворянство долго оставалось основой самоидентификации, кодексом чести, семейной памятью, даже в изгнании или при "замалчивании" в СССР.

*Образ в массовом сознании:* В народном сознании образ барина-дворянина был глубоко укоренен – как положительный (образец образованности, культуры, служения), так и отрицательный (эксплуататор).

*Художественная необходимость:* Писателям и художникам нужен был емкий символ ушедшей эпохи, старой России. Слово "дворянин" выполняло эту функцию идеально, так же как "боярин" для эпохи 1812 года у Толстого и Верещагина. Оно мгновенно создавало нужный историко-культурный контекст и тип персонажа.

> Таким образом, подобно тому как Верещагин и Толстой "сдали" официалов с отменой боярства, используя архаичный титул в XIX веке для описания событий 1812 года, так и вся русская культура XX века (от живописцев до писателей и обывателей) "сдала" декрет 1917 года.

Д. Н. Кардовский. Бал в Петербургском Дворянском собрании 23 февраля 1913 года
Д. Н. Кардовский. Бал в Петербургском Дворянском собрании 23 февраля 1913 года

Слово "дворянин" пережило юридическую смерть сословия на десятилетия, став не юридическим статусом, а культурно-историческим маркером, символом целой эпохи, трагедии, специфического мировоззрения и образа жизни.

Его устойчивость – яркое свидетельство того, что отмена сословия "на бумаге" и его исчезновение из коллективной памяти – процессы, разделенные порой целыми поколениями.

Что же действительно закладывалось в дворянство как тип людей, в значимости для Империи Русской, читайте в следующей статье.