В самой страшной книге человечества - Апокалипсисе есть образ, который пугает больше четырех всадников, больше дракона, больше озера огненного. Женщина в алых одеждах, опьяненная кровью святых. Кто она и почему её боятся до сих пор?
Видение, которое свело с ума пророка
Остров Патмос. Конец первого века. Ссыльный старик по имени Иоанн видит сон, который станет кошмаром всего христианского мира. В этом видении перед ним предстает женщина, но не обычная женщина, а воплощение абсолютного зла.
“Подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею”, говорит ангел и ведет пророка в пустыню. И там Иоанн видит то, от чего его охватывает “удивление великое” - смесь ужаса, отвращения и невольного восхищения.
Женщина сидит на чудовище с семью головами и десятью рогами. Она одета в порфиру и багряницу цвета императорской власти. Золото, драгоценные камни, жемчуг, богатство, которому позавидовали бы цари. В руке золотая чаша, полная “мерзостей и нечистоты”.
А на лбу у неё татуировка: “Тайна. Вавилон Великий. Мать блудницам и мерзостям земным”.
Но самое страшное - она пьяна. Пьяна кровью святых и мучеников за веру. Кровь стекает по её губам, и она улыбается.
Код, который разгадывали два тысячелетия
Кто эта женщина? Иоанн не называет конкретного имени. Он говорит загадками, символами, намеками. И на протяжении двух тысяч лет люди пытаются разгадать этот код.
Семь голов зверя - семь холмов Рима? Или семь смертных грехов? Может, семь царей, пять из которых “пали”, один “есть”, а последний “еще не пришел”?
Десять рогов - десять провинций Римской империи? Или будущие десять царств, которые отдадут власть Антихристу?
Багряный цвет зверя - символ власти, окрашенной кровью. Порфира женщины - знак царского достоинства. Золотая чаша - ложное учение, которым она опьяняет народы.
Каждый символ многозначен, а каждая деталь загадка. Иоанн словно нарочно запутал следы, чтобы его видение можно было применить к любой эпохе, к любой империи, к любой власти, которая восстает против Бога.
Великая блудница истории
В разные времена христиане видели в Вавилонской блуднице разных врагов.
Рим времен гонений.Для первых христиан все было очевидно: семь голов - семь холмов, на которых стоит Вечный город. Женщина, упившаяся кровью святых - это Римская империя, которая бросает их на растерзание львам в Колизее.
Особенно подходила на эту роль императрица Мессалина, третья жена Клавдия. Её разврат был легендарен даже по римским меркам. Тацит рассказывает, как она тайно приходила в лупанарии - публичные дома, и работала там ради развлечения. Женщина на вершине власти, добровольно превратившаяся в блудницу - это идеальный прототип для апокалиптического видения.
Иерусалим времен разрушения. Некоторые богословы видели в блуднице не языческий Рим, а отступивший от Бога Иерусалим. Город, который должен был быть невестой Божьей, стал блудницей. За это он был разрушен римлянами в 70 году, как раз тогда, когда, возможно, писался Апокалипсис.
Папский Рим средневековья. Протестанты не сомневались: блудница - это Католическая церковь. Семь холмов Рима, богатство Ватикана, претензии пап на светскую власть, индульгенции - все сошлось.
Москва - Третий Рим. Русские старообрядцы после церковных реформ Никона увидели в блуднице… Москву. “Вавилон” стал кодовым названием российской столицы, а патриарх слугой Антихриста.
Женщина как воплощение зла
Но почему именно женщина? Почему зло в Апокалипсисе имеет женское лицо?
В древнем мире город часто изображался в виде женщины. Богини-покровительницы, персонификации нормальная практика. Но здесь кроется более глубокий смысл.
Женщина - это соблазн. Красота, которая скрывает яд. Материнство, извращенное до уродства “мать блудницам и мерзостям”. То, что должно дарить жизнь, несет смерть.
Эта женщина антипод Девы Марии. Если Мария чистая невеста, родившая Спасителя, то блудница развратная мать, порождающая погибель. Если Мария одета в простые одежды, то блудница в золото и порфиру. Если Мария смиренна, то блудница горда и властна.
В ней собраны все страхи мужского сознания перед женской силой. Страх перед красотой, которая губит. Перед властью, которая развращает. Перед материнством, которое пожирает своих детей.
Храмовые блудницы Вавилона
У апокалиптического образа были вполне реальные прототипы. У Геродота достаточно детально описываются обычаи храмовой дейятельности женщин в Вавилоне.
Каждая женщина в городе обязана была хотя бы раз в жизни прийти в храм Афродиты-Милитты и отдаться первому встречному за деньги. Эти деньги приносились в жертву богине.
“Красивые скоро уходят домой, а безобразным приходится долго ждать”, саркастически замечает греческий историк.
Представьте эту сцену: храм, полный женщин всех возрастов и сословий. Богатые в золотых украшениях, бедные в простых одеждах. Все они - временные жрицы любви, все продают свои тела во славу богини.
Для иудея или христианина это было воплощением богохульства. Священное превращено в пошлое, божественное в животное. Неудивительно, что Вавилон стал символом духовного блуда.
Дюрер и венецианская куртизанка
Самое знаменитое изображение Вавилонской блудницы создал Альбрехт Дюрер в 1498 году. И здесь кроется удивительная история.
Художник писал блудницу с натуры, с венецианской куртизанки, которую встретил во время поездки в Италию. Красавица в дорогих одеждах, увешанная золотом и драгоценностями как живое воплощение апокалиптического образа.
Но Дюрер добавил зловещие детали. Зверь под ней - уродливое чудовище с семью головами, которые не сливаются с туловищем, а торчат как наросты. В руке женщины золотая чаша работы нюрнбергского ювелира, но наполнена она мерзостью.
Красота и богатство блудницы кажутся показными, временными. Под великолепными одеждами чувствуется тлен. Это красота, которая завтра превратится в гниль.
Пророчество, которое сбывается всегда
В чем гениальность образа Вавилонской блудницы? В его универсальности. Каждая эпоха находит в нем своих врагов.
Для гонимых христиан это был Рим, для протестантов Ватикан, для революционеров царская Россия, для консерваторов либеральный Запад, для верующих безбожный мир.
Блудница - это любая власть, которая соблазняет богатством, развращает роскошью, опьяняет кровью невинных. Это любой город, который ставит деньги выше морали, силу выше справедливости, удовольствие выше истины.
В этом смысле блудница бессмертна. Она перевоплощается, меняет лица, но сущность остается той же. Вчера это был Рим, сегодня возможно, Нью-Йорк или Лондон, а завтра кто знает?
Конец, который неизбежен
Но у истории блудницы есть финал. И он страшен.
“И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне”.
Власть, которую она соблазнила, в конце концов восстанет против неё. Цари, которые “блудодействовали” с ней, сами её уничтожат. Зверь пожрет свою наездницу.
Это пророчество о том, что зло всегда пожирает само себя. Коррупция разлагает государство изнутри. Разврат уничтожает общество. Ложь в конце концов разоблачается.
Блудница кажется всемогущей, но её могущество всего лишь иллюзия. Красота увядает, богатство улетучивается, власть рушится. И тогда обнажается истинное лицо отвратительное, уродливое, обреченное.
Зеркало человеческой души
Вавилонская блудница не только пророчество о внешних врагах. Это зеркало, в котором каждый может увидеть собственные искушения.
Жажда власти, любовь к деньгам, погоня за удовольствиями, все это живет в каждом из нас. Блудница соблазняет не только царей и народы. Она соблазняет каждого человека золотой чашей ложных обещаний.
Поэтому образ так страшит и завораживает одновременно. В нем есть нечто притягательное: красота, богатство, власть. Но есть и нечто отталкивающее, кровь на губах, мерзость в чаше, уродство зверя.
Это внутренняя борьба между добром и злом, которая идет в душе каждого. И победитель пока не определен.
Возможно, поэтому видение Иоанна остается актуальным через две тысячи лет. Блудница не исчезла, она просто сменила декорации. И продолжает соблазнять мир золотой чашей, полной древнего яда.