В Москве начиналась весна. Московская весна, мокрая от стаявшего снега и дождей. Отчаянно хотелось горячего солнца и ярких красок, будто нанесённых на холст кистью импрессиониста.
И в середине апреля Коровин уезжал в Крым. В Севастополь, оттуда на автомобиле в Ялту, далее в Гурзуф. В Балаклаву, в Бахчисарай, к руинам Чуфут-Кале.
Впервые Константин Алексеевич посетил Крым летом 1889 года, но по-настоящему проникся духом этих южных берегов уже в XX веке.
Весной 1904 года Коровин приехал в Ялту проведать старого друга Антона Павловича Чехова, сменившего московский климат, губительный для его здоровья, на целительный ялтинский. Первая встреча Чехова и Коровина состоялась более двадцати лет назад, весной 1883 года, в Москве: друг и однокурсник Коровина Исаак Ильич Левитан проживал тогда на втором этаже дешёвенькой гостиницы под названием «Восточные номера» на углу улиц Дьяковской и Садовой, на первом же этаже селился Чехов, к которому Левитан предложил зайти. Сейчас же, весной 1904 года, писатель и художник встретились в последний раз: через несколько месяцев, 15 июля 1904 года, Чехов скончался от инсульта. Эта встреча была последней страницей истории "Коровин и Чехов" и первой страницей истории "Коровин и Гурзуф".
Позже Коровин вспоминал: «…я показал Антону Павловичу бывшие со мной только что написанные в Крыму свои вещи, думая его немножко развлечь… — это были ночью спящие большие корабли…. Он попросил меня оставить их у себя: — Оставьте… Я еще хочу посмотреть их, один… — сказал он… Я сказал ему, что хочу купить в Крыму маленький кусочек земли и построить себе здесь мастерскую, но не в Ялте, а где-нибудь около.
— Маша, — сказал он сестре, — знаешь что, отдадим ему свой участок… Хотите,в Гурзуфе, у самых скал… Я там жил два года, у самого моря… Слушай, Маша, я подарю эту землю Константину Алексеевичу… Хотите? Только там очень море шумит, «вечно»… Хотите?...И там есть маленький домик. Я буду рад, что вы возьмете его…
Я поблагодарил Антона Павловича, но и я у самого моря не смог бы жить — я
не могу спать так близко, от него у меня всегда сердцебиение…"
Домик Чехова в Гурзуфе сохранился и находится по адресу пгт Гурзуф, улица Чехова, 22.
"После я жил в Гурзуфе и построил себе там мастерскую. И из окна моего
был виден домик у скалы, где когда-то жил Антон Павлович. Этот домик я
часто воспроизводил в своих картинах. Розы... и на фоне моря интимно выделялся домик Антона Павловича. Он давал настроение далекого края, и море шумело около бедного домика, где жила душа великого писателя, плохо понятого своим временем."
В 1910 году Коровин выкупает участок земли неподалёку от дома А.П. Чехова и начинает строить собственную виллу: "В Крыму, в Гурзуфе, я нашел прекрасный кусок земли у самого моря, купил его и построил дом, чудесный дом. Туда ко мне приезжали гости, мои приятели — художники, артисты, и многие все лето гостили у меня". К 1911 году гурзуфская вилла готова. Она находится на той же улице, что и домик А.П.Чехова - улица Чехова, 1.
"В Крыму, в Гурзуфе, у моря, я построил себе дом в четырнадцать комнат. Дом был хороший. Когда вы просыпались, то видели розы с балкона и синее море.… С террасы были видны Одалары - две большие скалы, выступающие из моря, "пустынные скалы"…На скалах этих никто не жил. Только со свистом летали стрижи. Там не было ни воды, ни растительности"- писал К.А. Коровин.
Глагол "построил" - слово очень точное. "Архитектурный план постройки всецело принадлежал Константину Алексеевичу. Он любовно занимался внутреннею отделкой комнат, с большим искусством сам окрашивал в нежные пастельные тона стены, стулья, столы. Занавесы на окнах, маркизы на балконах из тканей яркой окраски гармонировали с общим колоритом южного моря
и зелени деревьев. Собранная Коровиным за многие годы коллекция ваз и кувшинов для цветов разместилась по комнатам," - вспоминала в своей книге "О Константине Коровине" его гражданская жена Надежда Комаровская.
Построенный двухэтажный дом Константин Алексеевич назовёт вилла «Саламбо». "Саламбо" - балет Андрея Фёдоровича Арендса по одноименному роману Гюстава Флобера. Премьера балета состоялась на сцене Большого театра 10 января 1910. Художником спектакля стал К.А. Коровин.
Жаркое солнце флоберовского Карфагена и яркие экзотичные краски черноморского юга слились воедино.
На балконе мастерской и на "сковородке" Коровин целыми днями писал гурзуфские этюды и натюрморты с розами. "Сковородка" - терасса перед виллой, открытая солнцу и ветру. На ней жарко, как на сковородке. Впереди и справа, сколько хватает глаза, море и небо, а слева скалы Адалары, вершина скалы Генуэзская и домик Чехова.
"В саду у моря была терраса. Она называлась "Сковородка", так как была открыта и на ней жарилось крымское солнце. На краю террасы, в больших ящиках, росли высокие олеандры, и розовый цвет их на фоне синего моря веселил берега гор", - вспоминал Коровин.
В саду Коровин высадил кипарисы и розы. Розы, розы, розы... "В Гурзуфе он писал свои розы, то влажные от утреней зари, то пламенеющие на солнце",— рассказывала Надежда Комаровская. Цветущий Крым будил в художнике "лихорадку вдохновения", заставлявшую работать с утра до вечера, меняя холсты, "когда утренний свет менялся дневным, затем - вечерним". Результат - десятки этюдов с розами.
С момента постройки виллы и особенно с 1914 по 1917 год Коровин подолгу жил в Гурзуфе. События 1917-го перевернули мир художника. После октябрьской революции Константин Алексеевич в Гурзуф уже не приедет.
В 1922 году особым комитетом заграничных артистических турне художественных выставок при Наркомпросе он командирован за границу «для устройства выставки картин своей кисти, с отчислением процентов с нее на борьбу с последствиями голода РСФСР, на срок 6 месяцев». "Вы устали от революции, я понимаю. Вам следует уехать за границу, " - посоветовал ему Анатолий Васильевич Луначарский.
Выезжая за границу в 1923 году якобы на полгода, Коровин остался там навсегда, поселившись в Париже. Оттуда он прислал завещание, распорядившись передать виллу «Саламбо» русским художникам.
В 1922 году дом Коровина в Гурзуфе национализировали. Историческая вилла с 1946 года входила в состав Дома творчества имени К.А. Коровина,
который сначала был советским, и использовал виллу как дом отдыха. С 1980-х годов здесь была одна мемориальная комната, в которой находились некоторые подлинные предметы, в том числе, как утверждают сотрудники, и четыре работы К.А. Коровина, которые позже исчезли. В 1989-м и в 1992-м годах произошли пожары, комнату закрыли. Один из корпусов Дома творчества был продан. Остальные помещения по максимуму сдавались. Прекратила работу библиотека Дома творчества, в которой были издания времен К.А. Коровина. Затем дом стал украинским и относился к Национальному Союзу художников Украины. После марта 2014 года Дом творчества вошел в Список объектов культурного наследия (памятников истории, монументального искусства), расположенных на территории Республики Крым и подлежал национализации, но частный владелец никого не пускал на территорию.
Сто лет спустя здесь, казалось, не осталось и памяти о художнике: комнаты сдавались туристам и арендовывались владельцами ларьков и столовых для курортников. Деревья и розарий, посаженные Коровиным, были уничтожены. Сочувствующие сожалели о происходящем и выражали надежду о том, что найдутся заинтересованные люди, меценаты, которые возродят творческий дух этого исторического места. И такие люди нашлись: ими стали известный актёр, режиссёр и продюсер Сергей Жигунов и его супруга Виктория, решившие создать в этих стенах мемориальный музей Константина Алексеевича Коровина.
Весной 2024 года в музей пришли первые посетители. С тех пор коллекция музея продолжает пополняться и совершенствоваться.
Экскурсия по залам дома-музея проходит в формате аудиогида, текст озвучен Сергеем Жигуновым. Экспозиция знакомит с историей виллы "Саламбо" и её гостями, приезжавшими навестить художника. Cреди них великий русский бас Фёдор Иванович Шаляпин, которого связывала с Коровиным сороколетняя дружба, художники Валентин Серов, Александр Бенуа, Илья Репин и Василий Суриков, писатели Леонид Андреев, Дмитрий Мамин-Сибиряк, Максим Горький, Александр Куприн, композитор Сергей Рахманинов.
Сопровождала Коровина в его поездках в Крым актриса Надежда Комаровская. Это она изображена на многих гурзуфских картинах художника.
Комнаты обставлены аутентичной мебелью начала XX века. Работы художника представлены репродукциями и подлинниками. Среди подлинников картина "Портрет дамы в интерьере" 1912 года, два оригинальных эскиза костюмов к балету Цезаря Пуни "Конек-Горбунок": «Жена хана" и "Шут" (1920-е годы). В музее также хранится подлинник картины сына Константина Коровина - Алексея "Деревья на пригорке. Прованс" 1926 года.
Детство художника: Москва и Большие Мытищи. Купеческий дом деда. Отец с университетским образованием и мать, рисующая акварели и играющая на арфе, брат Сергей, наделённый талантом художника. Детские впечатления и открытия. Воспоминания самого Коровина о детстве представлены в форме озвученного Сергеем Жигуновым фильма в технике песочной анимации.
А вот Коровин - самый молодой студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества, ему всего четырнадцать лет. Здесь он впервые обрёл друзей-художников, особо выделяя Исаака Левитана: "Левитан был поэт русской природы, он был проникнут любовью к ней, она поглощала всю его чуткую душу, и этюды его были восхитительны и тонки".
Учителя Коровина - Алексей Саврасов и Василий Поленов. Последний познакомил своих учеников с искусством импрессионистов. Так начался непростой поначалу путь Коровина-импрессиониста.
Именно Поленов познакомил Константина Алексеевича с меценатом и покровителем художников и артистов Саввой Мамонтовым, собравшим вокруг себя талантливейших художников и скульпторов. Здесь Коровин сдружился с Федором Шаляпиным, Михаилом Врубелем, Валентином Серовым. «Серовин и Коров» - так в шутку называл друзей-художников Савва Мамонтов.
На втором этаже музея зал, посвящённый истории ещё одной дружбы - дружбы Коровина и Шаляпина.
Воспоминания друзей, совместные фотографии, репродукции живописных портретов. На экране демонстрируются кадры из музыкально-биографического драматического телесериала режиссёра Егора Анашкина "Шаляпин", созданного к 150-летию со дня рождения певца.
На почве этого содружества-сотворчества развился талант Коровина-художника и Коровина-театрального декоратора. Практически вся жизнь Константина Алексеевича - это театр: Русская частная опера Саввы Мамонтова в Москве, Большой театр, Мариинский театр, Ла Скала и Русские сезоны Сергея Дягилева. Свыше ста оперных и балетных спектаклей.
Декорации и костюмы по эскизам Коровина составили создали целую эпоху в русском театральном искусстве. Надежда Ивановна Комаровская вспоминала: "много восторженных слов благодарности высказывали Коровину артисты оперы и особенно балета за красивые, удобные сценические костюмы. Известная балерина Екатерина Васильевна Гельцер не раз говорила, что только в коровинских костюмах она чувствует себя "в образе роли". Певица с мировым именем Мария Николаевна Кузнецова-Бенуа на бесконечные похвалы исполнению роли Людмилы в опере «Руслан и Людмила» ответила: "Со мною поют коровинские краски".
"Художник своими декорациями делает то же, что и певец, окрыляющий своим
звуком фразу автора… Его обязанность по отношению к исполнителю – это
выделить меру последнего на фоне цвета", - так понимал свою роль в театре Коровин.
Пребывание в Гурзуфе, вероятно, повлияло на творческое воображение художника и в театральной сфере. Вот, например, эскиз к новой постановке балета Адольфа Адана и Цезаря Пуни "Корсар". Не проглядывают ли на нём гурзуфские скалы и море у подножия "Сковородки"?
Коровин оказался хорошим рассказчиком и писателем. Его мемуары и воспоминания о великих современниках имеют не только историческую, но и художественную ценность.
Хотя подлинных предметов обстановки на вилле не осталось, антикварные мебель, музыкальные инструменты и детали интерьера пробуждают к жизни дух былых лет и атмосферу творчества, рождают живописные ассоциации, связывающие прошлое и настоящее дома Коровина.
Экспозиция музея - это задушевный рассказ о жизни и творчестве талантливого художника.
"Я твердо заявляю, пишу не для себя, а для всех, кто умеет радоваться солнцу, бесконечно разнообразному миру красок, форм, кто не перестает изумляться вечно меняющейся игре света и тени".
Музей работает с 10 до 19 без выходных.
Цена билета - 500 руб., для льготных категорий - 300 руб.
.