Найти в Дзене
Психолог Яна Фролова

Модели отношений в психотерапии

Жинетт Парис в книге «Мудрость психики: Глубинная психология в век нейронаук» пишет о том, что и сами психологи, и клиенты относятся к психотерапии с позиций: Это все - не про настоящую психотерапию. Всем эти моделям Парис противопоставляет философский подход, и я внутренне с ней соглашаюсь. Терапия – это всегда история утраты и приобретения себя и поиск ответов на философские вопросы. Но также я вижу, что, чтобы войти в эту дверь, нужен ключ. И этот ключ – симптом, поиск виноватых, надежда на избавление от страданий, что соответствует тем моделям, которые Парис отвергает. Человек приходит в терапию с надеждой на исцеление от симптомов, на наказание виновных, на искупление грехов. И главное, с надеждой получить облегчение и избавиться от боли. Меня учили, что сначала ты должен присоединиться к клиенту в его реальности, а затем сопроводить его в другую. Это означает, в том числе, и принятие ожиданий клиента от терапии, какими бы они ни были, и открытость к его влиянию. К примеру, если

Жинетт Парис в книге «Мудрость психики: Глубинная психология в век нейронаук» пишет о том, что и сами психологи, и клиенты относятся к психотерапии с позиций:

  • медицинской модели, где психолог выполняет роль врача;
  • финансовой модели, где на первом плане – эффективность и инвестиции;
  • правовой модели, где психолог становится судьей, который решает, кто виноват;
  • модели искупления, в которой после искупления грехов наступает долгожданное счастье.
Иллюстрация создана в Шедеврум
Иллюстрация создана в Шедеврум

Это все - не про настоящую психотерапию. Всем эти моделям Парис противопоставляет философский подход, и я внутренне с ней соглашаюсь. Терапия – это всегда история утраты и приобретения себя и поиск ответов на философские вопросы.

Но также я вижу, что, чтобы войти в эту дверь, нужен ключ. И этот ключ – симптом, поиск виноватых, надежда на избавление от страданий, что соответствует тем моделям, которые Парис отвергает. Человек приходит в терапию с надеждой на исцеление от симптомов, на наказание виновных, на искупление грехов. И главное, с надеждой получить облегчение и избавиться от боли.

Меня учили, что сначала ты должен присоединиться к клиенту в его реальности, а затем сопроводить его в другую. Это означает, в том числе, и принятие ожиданий клиента от терапии, какими бы они ни были, и открытость к его влиянию.

К примеру, если клиент живет в медицинской или правовой реальности, поначалу ты будешь для него большим авторитетом, потом рухнешь с возведенного для тебя пьедестала целителя или судьи, переживешь вместе с ним все связанные с этим чувства - разочарование, отчаянье, ярость, обесценивание, поможешь оплакать надежду на окончательное исцеление и станешь просто человеком. И медицинская реальность, если ваш контакт состоялся, возможно, превратится в какую-то другую.

А иногда нужно сходить и туда, и туда, чтобы понять, что это все не то. С другой стороны, а вдруг «то»? Вдруг путь индивидуации вот этого конкретного человека лежит через экономическое отношение к себе? Это решает не психолог, и даже не Эго клиента, а его Самость)

И, наверное, если в рекламном блоке будет написано: «Приходите решать философские вопросы», многие люди останутся без терапии.

Поэтому я бы не стала отвергать никакие подходы. Как в сказке: ««Налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – жизнь потеряешь, прямо пойдешь – жив будешь, да себя позабудешь». Кому-то – научно-обоснованная КБТ, кому-то – гадание на кофейной гуще, а кому-то – моя любимая юнгианская психология)

Автор: аналитический психолог Яна Фролова. Помогаю разобраться в себе в трудных жизненных ситуациях. Веду телеграм-канал
Заметки о юнгианском.

Узнать обо мне можно на моем сайте.