Хочется вспомнить наше советское детство. Каким оно было?
Наша школа-восьмилетка в рабочем районе была обычной школой для детей рабочих тракторного завода.
Практически у всех моих одноклассников, за небольшим исключением, родители работали на тракторном заводе рабочими или мастерами.
Откуда мне это известно? Все очень просто. Время от времени наш классный руководитель, Анна Васильевна, уточняла данные об учениках класса. Видимо, чтобы сэкономить время, она это делала опрашивая всех учеников прямо на занятиях в классе. Ребята друг за другом отвечали на вопросы о дате и месте рождения, национальности, месте проживания, составе семьи и месте работы родителей. Каждый ученик отвечал на эти вопросы.
Так я узнала, что в нашем классе есть русские, украинцы, белоруска, эстонец, татарин и цыганка. Все мы жили в одинаковых с виду серых четырехэтажных домах, расположенных в шаговой доступности до школы. В основном, все жили в коммунальных квартирах, однако планировка в некоторых домах отличалась и позволяла проживать в квартире одной семье.
Но было в этой школе и рядом с ней и кое-что необычное. Например, напротив школы находился стадион тракторного завода, где был каток под открытым небом и где начинала свой путь наверх нынешняя команда "Трактор".
Вокруг школы был самый настоящий сад, которым с энтузиазмом занималась учитель ботаники, зоологии и анатомии Варвара Константиновна. Всегда находились ребята, которые ей помогали. В школьном саду была теплица, росла пшеница разных сортов, выращивался картофель в сетках, много разных яблонь, цветы. Урожай направлялся в школьную столовую.
Цветущие яблони, многочисленные цветы, свежеокрашенный фасад школы создавали праздничное настроение, в эту школу хотелось идти.
В школе был спортивный зал, столовая, большие квадратные коридоры перед учебными классами, в которых зимой проводились линейки, сборы, встречи с известными людьми, коллективное прослушивание музыки.
Помню, как к нам в школу приходила Лидия Скобликова, олимпийская чемпионка, уроженка Челябинска. Мне поручили встречать ее.
Был тихий зимний вечер, все вокруг школы было покрыто пушистым белым снегом, словно ковром. И вот, приехала она. Конечно, все ребята, собравшись в нашем огромном школьном коридоре перед небольшой сценой, слушали ее, затаив дыхание. Молодая, очень симпатичная улыбчивая девушка с сияющим вокруг головы облаком золотых волос, рассказывала, как начала заниматься коньками, как смогла победить на Олимпиаде. Она говорила просто, эмоционально, захватывающе. Ее долго не отпускали, задавали вопросы, она отвечала. Хотелось, чтобы этот вечер не кончался... Я навсегда запомнила эту встречу.
Также в коридоре, в отсутствие в школе актового зала, мы слушали Седьмую симфонию Шостаковича о блокадном Ленинграде. Этот сбор организовали учителя.
Многие челябинцы имеет ленинградские корни. Челябинск в годы войны принимал эвакуированных ленинградцев, а на наш тракторный завод было эвакуировано оборудование и специалисты с ленинградского Путиловского завода. В нашем районе был построен кинотеатр "Кировец", а также другие культурные и спортивные объекты по инициативе ленинградцев.
Думаю, что и среди учителей и руководства школы также были ленинградцы.
Учителя в школе были хорошие, фанаты своего дела.
В старших классах классным руководителем у нас была учитель математики Мария Давыдовна. Она всегда поддерживала инициативную группу класса, среди которых была и я, чтобы оживить школьную жизнь.
Некоторые девочки хорошо рисовали и выпускали стенгазеты. Однажды я, с моей одноклассницей Олей, с которой мы жили в одном подъезде, взялись нарисовать Кремль, причем на огромном листе бумаги. Ольга рисовала, разложив на полу ватман, я раскрашивала, и так мы провозились до глубокой ночи. Результат работы одноклассников впечатлил. Потом в классе появился еще один художник, Надя, которая соревновалась с Ольгой в оформлении иллюстраций к статьям в стенгазетах. Неплохие способности были у обеих подружек.
Потом нам пришло в голову самим смастерить кукол для кукольного спектакля и показать его младшеклассникам. Сказано- сделано. И мы показали спектакль в спортзале, где был помост, на котором мы устроили сцену и соорудили закрытую тканью конструкцию для спектакля.
А однажды мы начали готовить не кукольный, а настоящий спектакль, в котором актерами были его инициаторы. Мне досталась какая-то маленькая роль, роль королевы, в которой были слова: - Подать сюда Басю и Стасю! И все, других слов не было. Когда мы репетировали дома, Ольга, оторвавшись от сценария, хитро взглянула на меня и спросила, читала ли я сценарий? Нет, - ответила я, а зачем? Там что-то скучное, а у меня всего одна фраза!
Но ее вопрос заставил меня немного задуматься, а что не так с этой простой фразой? Однако желания читать сценарий у меня так и не возникло.
И вот мы показываем спектакль нашему классу. Я не помню, была ли я в классе, когда играли другие актеры, но четко помню, что свою короткую фразу в нужный момент по ходу спектакля я произнесла, вложив в нее как можно больше " королевских ноток". Я представила себя королевой и властно произнесла: - Подать сюда Басю и Стасю!!! И пошла "со сцены".
Мой "успех" был оглушительным! Класс взорвался дружным хохотом! Смеялись все, падая от смеха на парты. Учительница тоже начала смеяться и буквально упав на кафедру, спросила: читала ли я сценарий? Она была вторым человеком, который задал мне этот вопрос.
А я, растерянно взглянув на учителя, и, не удостоив никого ответом, с чувством исполненного долга, гордо прошла в коридор, закрыв за собой дверь. Честно сказать, я до сих пор не знаю, что такого смешного я сказала? Ведь эта фраза из сценария. Ну как еще ее могла сказать королева? Лучше меня никто не мог, ведь в душе то я именно королева! Иногда, вспоминая этот момент, я и сама начинаю смеяться, правда не зная, почему, ведь содержание спектакля мне было совершенно не известно. Просто за компанию с ребятами, которым в тот момент было очень смешно.
Вообщем, девчонки класса были те еще выдумщицы.
Не хотелось отставать и мне. И вот, в один прекрасный день мне в руки попала книга, в которой рассказывалось о двух друзьях, придумавших разные фокусы. В книге описывались и сами фокусы и разгадка фокуса.
А что, если...? А что, если и нам с Ольгой показать эти фокусы малышне?
Сказано - сделано. Мы начали придумывать одеяние для фокусников-магов. Один фокусник должен был быть в белом, другой в черном. Один показывает фокусы, другой дает отгадку.
Ничего более подходящего, кроме белого и черного халатов не нашлось, но мы не унывали и постарались придать нашим нарядам "волшебный вид". Мы украсили эти халаты вырезанными из блестящей бумаги фигурками звезд, небесных светил и животных. Сделали из плотной бумаги колпаки, один колпак покрасили в черный цвет и тоже налепили на них красивые блестящие фигурки.
Имена тоже должны были быть необычными.
Оля стала Яло, а я, Таня, - Янат. Звучало неплохо.
В таком виде мы с ней и "ввалились" в подшефный класс. Причем именно ввалились, что-то невнятно бормоча на непонятном языке и дергая "волоски" на воображаемой бороде.
Ребята не ожидали ничего подобного и просто онемели от удивления. Они были в курсе, что придут шефы из старших классов, ждали серьезных ребят, а тут - появились маги!
А маги, как ни в чем не бывало, прошли в класс и объявили, что они здесь проездом в теплые края, но просто не могли не придти к таким хорошим ребятам, и не показать им свои фокусы.
Яло начала неспеша показывать фокусы, я стояла в сторонке и рассматривала класс, многозначительно улыбаясь и подмигивая ребятам.
Когда Яло закончила, то отошла в сторонку, а на авансцену выдвинулась я и спросила, может ли кто- нибудь из них отгадать какой-нибудь фокус? Никто не мог.
Тогда я вам помогу, произнесла я и стала показывать отгадку каждого фокуса. Ребята внимательно слушали и смотрели...
Но все хорошее и интересное когда-нибудь заканчивается, закончилось и наше представление, мы откланялись и засобирались домой. Ребята нас проводили, но в Африку с нами поехать было нельзя, поэтому в конце коридора мы распрощались.
Прошло немало времени, я стала старше и потихоньку стала забывать это событие. Изменилась и внешне, не носила бороду и очки... И вдруг...
И вдруг, однажды, когда я шла к школьной лестнице, чтобы подняться наверх, со мной случайно столкнулся какой-то парнишка. Он остановился, поднял голову, посмотрел на меня, потом на его лице отразились поиски ускользающей мысли, и он вдруг торжествующе выкрикнул: - Янат! Я тебя узнал! И на его лице я увидела радость.
Не скрою, было приятно, что наш маленький спектакль остался в чьей-то памяти, и возможно, дал толчок развитию такой способности человека, как воображение и укрепил в нем веру в хорошее.
Ведь наш жизненный опыт складывается их самых разных эпизодов, которые случались с нами в жизни, и каждый из них имеет значение, даже, если став взрослыми мы этого не осознаем. И главное здесь, чтобы хорошего было больше.