Найти в Дзене
Q-ART GALLERY

Обнаженная натура в творчестве Александра Дейнеки

Творчество Александра Дейнеки окружает многих из нас с самого детства – искусство в музеях и галереях по всей стране, мозаичные панно на станциях метро, в Московском университете и Дворце съездов.
Его герои запомнились нам отважным воинами с полотен, посвященных Великой Отечественной войне, целеустремленными спортсменами, участвующими в эстафетах и соревнованиях, более того, запомнился Дейнека и своими образами Запада, что стало возможным благодаря нескольким его поездкам в страны Европы и США.
Однако есть тема, которая, на первый взгляд кажется простому зрителю совсем незначительной в творчестве мастера – обнаженная натура. И это не просто образы обнаженных пловцов, выбегающих из воды и купающихся девушек. Обнаженная натура – это целый мир в наследии Дейнеки (особенно в графике), с которым мы не так хорошо знакомы.
В наготе его моделей сочетается любование как формами человеческого тела, так и воспевание его крепости, мощи и величия. Они являются доказательством силы и красоты чело

Творчество Александра Дейнеки окружает многих из нас с самого детства – искусство в музеях и галереях по всей стране, мозаичные панно на станциях метро, в Московском университете и Дворце съездов.

Его герои запомнились нам отважным воинами с полотен, посвященных Великой Отечественной войне, целеустремленными спортсменами, участвующими в эстафетах и соревнованиях, более того, запомнился Дейнека и своими образами Запада, что стало возможным благодаря нескольким его поездкам в страны Европы и США.

Однако есть тема, которая, на первый взгляд кажется простому зрителю совсем незначительной в творчестве мастера – обнаженная натура. И это не просто образы обнаженных пловцов, выбегающих из воды и купающихся девушек. Обнаженная натура – это целый мир в наследии Дейнеки (особенно в графике), с которым мы не так хорошо знакомы.

В наготе его моделей сочетается любование как формами человеческого тела, так и воспевание его крепости, мощи и величия. Они являются доказательством силы и красоты человека, созданного природой, вне достижений цивилизации и прочих благ человечества. Человек как он есть, и он прекрасен!

Продолжаем разговор об обнаженной натуре в творчестве Александра Дейнеки! Нам бы хотелось обратиться к его зарубежным поездкам, особенно в Америку.

Для советского человека такое путешествие было связано с открытием Нового Света. Мир небоскребов, рекламы, разнообразия и соблазнов — настоящая американская мечта. Именно в этот мир и удалось окунуться Александру Дейнеке в 1935 году по совместному приглашению Филадельфийского музея искусств Американо-русского института и Всесоюзного общества культурной связи с заграницей.

Результатом этой поездки стала персональная выставка художника, а также сотрудничество советского мастера с журналом Vanity Fair, для которого он создал обложку. Помимо прочего, главным, результатом стал обширный круг графических работ, в которых художником была запечатлена американская ночная жизнь.

И здесь важно отметить, насколько велик интерес Дейнеки к человеческому телу. Он, подобно физиологу, следит за динамикой линий и масс во время движения фигуры и лепит форму как великий скульптор.

Сегодня мы представляем вам один из рисунков, на котором изображена танцовщица обнаженная и танцовщица одетая. Словно две махи Гойи, Дейнека дает нам два варианта, сравнивает разнообразные вариации видения женского тела.

Два этих женских образа довольно разные – одетая танцовщица изображена предельно стремительно, как будто линия опережала мысли и глаза мастера, обнаженная же модель, наоборот, проработана детальнее, здесь Дейнека изучает ее, любуется движением, ловит изгибы линий.

-2

Спорт занимал важное место в жизни советского человека. Желание быть быстрее, выше и сильнее отражало идеи человека, идеи общества того времени, идеи страны. Сильный, спортивный, здоровый человек становился неким символом.

Для Александра Дейнеки тема спорта была крайне важна, о чем можно судить по многочисленным полотнам с изображением целеустремленных спортсменов, идущих к своей победе.

Но для Дейнеки, как для мастера, которого интересовала натура человека, тема спорта была одной из возможностей исследовать его. Это многочисленные штудии, изучая которые мы можем сказать, что художник изучал движения, его интересовало тело как некий механизм, сочетающий в себе мощь, грацию, силу, динамику.

Сегодня мы смотрим на его графическую работу с изображением баскетболистки. Это подготовительный материал для его более монументальных произведений, например, для витража «Баскетболистки» 1950-х годов из частного собрания и к полотну «Баскетбол» 1962 года, которая сейчас хранится в Музее изобразительных искусств г. Комсомольска-на-Амуре.

Особенно примечательно, что в подготовительной работе Дейнека изображает модель обнаженной, он смотрит на человека вне обстоятельств, как на дитя природы.

Такие примеры графических работ демонстрируют процесс собирания образов для создания масштабных работ, то, как мастер долго и тщательно ищет идеальный образ, который в дальнейшем станет символом эпохи.

-3

Набросок к его картине «Натурщица» 1936 года из Курской картинной галереи.

Натурщица, набросок к картине "натурщица" 1936 года из Курской картинной галереи. Бумага, итальянский карандаш, 20,9 х 23,1 см. Частная коллекция
Натурщица, набросок к картине "натурщица" 1936 года из Курской картинной галереи. Бумага, итальянский карандаш, 20,9 х 23,1 см. Частная коллекция

Плавность и легкость линии, незавершенность рисунка создают особое впечатление. Сама живописная работа монументальна и величественна, обнаженная модель — главная ее доминанта. Белоснежная атласная кожа контрастирует с красной обивкой дивана и гармонично сливается в одну мелодию с юным московским небом за окном.

-5

Натурщица, 1936 г. Курская картинная галерея.

Эта работа, как и наброски, создавалась в квартире-мастерской Дейнеки в знаменитом доме Наркомфина. Открывающаяся панорама города сейчас узнается с трудом, однако несколько зданий сохранились и до наших дней.

-6

Дом Наркомфина

Примечательно, что до наших дней дошли и другие факты, связанные с этой работой. Сам Мастер называл эту работу ласково «моя Веласкезочка», указывая на сходство со знаменитой «Венерой с зеркалом» испанского живописца Диего Веласкеса. Здесь Дейнека был совершенно прав — у него получилась настоящая советская Венера, прекрасная и умиротворенная, окутанная светом.

-7

Диего Веласкес. Венера с зеркалом, ок. 1647—1651. Национальная галерея, Лондон

Если большие полотна художника преимущественно датированы, то графические работы оставались без датировок и подписей. В данном случае возникает вопрос о том, как датировать работу? Особенно, если изображена обнаженная натура – здесь нет никаких вспомогательных элементов, способствующих определению даты создания работы. Ответ покажем на примере трех графических работ.

-8

На трех листах изображена одна и та же модель. В первой работе мастер показывает ее стоящей, на двух других она изображена сидящей. Это уже не первые графические работы, которые мы показываем, и вы уже могли понять, насколько талантливым рисовальщиком был Дейнека.

-9
-10

Если в других рисунках художник часто изображает обнаженных моделей, не уделяя внимания прическе, то здесь наш взгляд неизбежно падает на нее. Это укладка, характерная для сороковых годов прошлого века, - вспомните фотографии того времени и старые киноленты, как советское, так и голливудское. Таким образом, одна деталь может дать ответ на вопрос о датировке.

-11
-12

Изучая графические работы Александра Дейнеки, мы находим в них множество отсылок к его станковым произведениям. Сегодня как раз рассмотрим такой пример!

-13

Обнаженная. Бумага, сангина, 36.7х27.7 см. 1940-е гг. Частная коллекция.

Перед нами – рисунок, на котором художник запечатлел не только стоящую со спины девушку, но и фрагменты набросков обнаженной натуры, фрагменты лица. Все дано очень схематично, быстро, контрастно.

-14

Дейнека А. А. Купальщицы. 1952. Холст, масло. 181 × 187. ЛКГ, Львов. Инв. Ж-457.

Внимательно изучив работу, мы поняли, что она отчетливо напоминает картину Дейнеки из собрания Третьяковской галереи «Купальщицы» 1952 года. Можно заметить, как в итоговом варианте художник присваивает фигуре талию соседнего наброска, а линии фрагмента лица в нижнем правом углу рисунка явно повторяются в фигуре сидящей девушки.

-15
-16

Доидалсас, римская копия Венера Лели. II век н. э. Мрамор. Высота 125 см. Британский музей, Лондон. (инв. RCIN 69746).

Более того, фигура сидящей девушки заставляет вспомнить знаменитую «Венеру Лели» – римскую копию скульптуры древнегреческого ваятеля Доидалсаса II в. н. э. из собрания Британского музея.

Мы уже рассматривали несколько рисунков и находили в них отсылки к большим станковым и монументальным работам.

-17

Многие образы живут в воображении художника достаточно долго прежде, чем находят воплощение в больших станковых работах или монументальных циклах. Образ натурщицы, созданный Александром Дейнекой в 50-е годы нашла свое продолжение в его работе «Мирные стройки» (эскиз мозаики «Мирные стройки». 1959–1960. Государственная Третьяковская галерея). Сможете найти сходства?

-18
-19

Образ этот встречается настолько часто, что мы даже перестаем этому удивляться. Иногда модель может поправлять волосы, иногда завязывает косынку.

Давайте, посмотрим, в каких работах мы можем встретить этот тип!

-20
-21
-22
-23
-24
-25
-26
-27

В очередной раз рассматривая работы Александра Дейнеки мы нашли очень интересные параллели между его графикой и станковой работой.

Сегодня в центре нашего внимания находится работа "Утренний туалет" 1953 года.

-28

"Утренний туалет" 1953 г. Областное бюджетное учреждение культуры "Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки"

Мы видим обнаженную женщину у окна, отодвигающая шторы, будто бы впускающую солнечный свет в пространство комнаты. Мы не видим ее лица - фигура ее показана со спины, как и другие натурщицы Александра Дейнеки формы ее тела объемны, крепки, дородны.

-29
-30

Подобные натурщицы неоднократно встречаются в графических работах мастера - атлетичные тела и распростертые в стороны руки.

Но есть здесь и еще одна фигура, которая напоминает графические зарисовки. В углу на постаменте изображена скульптура - сидящая на корточках женщина.

-31

Купальщицы, 1952г.

Такой тип модели мы уже встречали в картине "Купальщицы"!

-32

Более того, примечательно, что сама скульптура изображена крайне сходным образом с другой графической работой художника - где контур уступил место теневому пятну.

-33

Обращаясь к творчеству Александра Дейнеки в очередной раз, хотелось бы рассмотреть его произведение не только в границах его творческих поисков, а вплести его в канву всеобщей истории искусства. Ведь мастер не существует сам по себе, - он безусловно учится на искусстве старых мастеров, черпает вдохновение в античности, Ренессансе и искусстве других эпох.

И сегодня хотелось бы рассмотреть один из рисунков Александра Дейнеки, созданный сангиной.

-34

Сангина изготавливается из белой глины и растительного клея, который служит связующим веществом. Характерный теплый цвет материала достигается за счет пигментов из оксида железа, которые придают оттенок от коричневого до красноватого.

-35

Александр Дейнека. Обнаженная, 1950-е гг.

Прекрасная обнаженная натурщица так далека от образа идеальной советской женщины, к которому художник обращался на протяжении всей жизни.

И именно этот прекрасный образ так легко находит место среди рисунков Фрагонара, Буше и Ватто!

А чтобы наиболее полно прочувствовать красоту образов, созданных сангиной разными живописцами на протяжении веков, предлагаем вам посмотреть следующие работы:

-36

Джованни Франческо Барбьери(1591-1666). Аллегория супружества

-37

Говарт Флинк, Обнаженная, 17 век.

-38

Франсуа Буше. Лежащая обнаженная.

-39

Франсуа Буше. Лежащая Обнаженная, 1730-е.

-40

Томас Феррандис. Обнаженная женщина, 1939г.

Тема спорта занимает знаковое место в творчестве Александра Дейнеки. Он изображал спортсменов разных видов спорта, изображал их в статике и в движении, обнаженными и одетыми, в графике и живописи.

Среди рисунков, представленных на нашей предаукционной выставке есть рисунок, на котором изображена девушка тянущая руки вверх. Мы уже неоднократно обращались в образам-типам, которые Дейнека разрабатывал на протяжении своего творческого пути, и образ, который мы сейчас видим перед собой - не исключение.

-41

Давайте посмотрим, где еще встречается этот образ?

В первую очередь, конечно, хотелось бы сказать про известное мозаичное панно Дейнеки под названием «Утро» 1949г.

-42

Утро. Набросок для мозаики. 1947. Бумага, чёрный карандаш. 42,2×28,8 см. ККГ. Инв. 1734.

-43

Утро. Эскиз мозаики. 1947. Холст, масло. 150×80 см. ГТГ. Инв. ЖС-293.

-44

Утро. 1949. Смальта, мозаика. 149×73 см. ГРМ. Инв. Ст-3468.

Узнать сюжет возможно и в эскизе вазы.

-45

Эскиз вазы. Конец 1940‐х – начало 1950‐х. Бумага, карандаш. 27,5×20 см. Частное собрание, Москва.

А также в рельефе

-46

На празднике с корзиной цветов. 1945. Рельеф. Фигура в рост. Слева Керамика, авторский монтаж на гипсовом основании. 108×39 см. Частное собрание, Москва. Справа Вариант в бронзе Частное собрание, Москва.

Изучая творчество мастера, мы всегда прибегаем к сравнениям. Особенно любопытно сравнивать мастеров отечественных и зарубежных. В этих параллелях и аналогиях хочется понять, могли ли мы опередить западную культуру, достигли ли такого уровня мастерства, черпали ли там вдохновение и так далее.

К началу 20 века, на наш взгляд, граница между русским и зарубежным искусством уже практически полностью была размыта, наши мастера достигли мирового уровня и, смотря на их работы, иногда уже сложно определить, был ли это европейский или русский художник.

Здесь безусловно благоприятное влияние оказали пенсионерские поездки наших великих живописцев в Италию и другие страны Европы, активные художественные контакты и желание изучать новые формы и возможности воспроизведения художественных образов.

Поскольку мы последнее время полностью погружены в творчество Александра Дейнеки, нам хотелось бы сравнить его работы с творчеством Густава Клима.

Несмотря на то, что Климт и Дейнека принадлежат все-таки разным эпохам, начало 20 века они разделили вместе.

Серия зарисовок обнаженной натуры у Климта и Дейнеки имеет множество общих точек соприкосновения, однако, Климта эти образы наполнены большим трагизмом, в отличие от нейтральных или оптимистично-величественных образов Дейнеки. Здесь большую роль разный сыграл социокультурный контекст, в котором жили оба живописца.

Сравнивая эти два рисунка, мы видим, что линии Дейнеки плавные, уверенные, широкие. У Климта же линия более зыбкая, неуловимая, тонкая.

-47

Справа - Работа Александра Дейнеки "Обнаженная", 1950-е гг. Бумага, сангина. Частная коллекция. Справа - Работа Густава Климта "Лежащая на животе", 1904 г. Бумага, карандаш. Частная коллекция.

-48
-49
-50

Слева- Работа Александра Дейнеки "Обнаженная", 1940-е гг. Бумага, сангина. Частное собрание. Справа - Работа Густава Климта "Сидящая обнаженная с поднятыми руками", 1904 г. Бумага, карандаш. Частное собрание.

Александр Дейнека - мастер, талант которого нашел отражение в разных художественных формах. Некоторые работы мастера мы можем встретить не только в музеях и галереях, но и в повседневной жизни.

Одним из таких ярких примеров являются мозаичные панно на станции метро Новокузнецкая (Московский метрополитен), которые изначально должны были стать украшением станции Павелецкая. Ежедневно тысячи жителей и гостей столицы проходят мимо, даже не осознавая, какой мастер стоит за этими произведениями.

-51

В связи с предстоящим аукционом графических работ Александра Дейнеки и проходящей в настоящий момент выставкой, мы хотим показать вам работу, которая является зарисовкой к одному из этих мозаичных панно.

Создавались эти мозаики по зарисовкам и эскизам Александра Дейнеки в блокадном Ленинграде в мастерской Владимира Фролова, а после были перевезены в Москву. Все работы объединены одной темой - труд советского человека.

Первое мозаичное панно посвящено садоводам, и именно оно оказывается в центре нашего внимания.

-52

В предыдущих публикациях мы говорили о том, что в своих зарисовках и подготовительных рисунках к станковым и монументальным произведениям Александр Дейнека показывал своих героев абсолютно нагими. Ему как художнику было важно видеть их такими, какими их создала природа, в их естественном образе, в движении. Только найдя верный образ, Дейнека облачал своих моделей в одежды.

Девушка в белом платье в центре композиции, тянущаяся за спелыми плодами на дереве, изначально выглядела совершенно иначе, в чем вы сейчас сможете сами убедиться!

-53

Александр Дейнека «Фигура в ракурсе», 1940 г. Картон, итальянский карандаш. 32,7х24,2 см. Зарисовка к мозаичному плафону станции метро «Новокузнецкая», 1940-1943 гг. На обороте текст.