Железная дорога России — одна из самых крупных в мире, а профессия железнодорожника — одна из самых уважаемых. Как появилась в России железная дорога, её история, когда будет День железнодорожника в 2025 году и как с ним поздравить — рассказываем в материале 78.ru.
Когда будет День железнодорожника 2025
Когда будет День железнодорожника в 2025 году — вопрос непраздный. Дело в том, что у этого профессионального праздника сегодня нет чётко зафиксированной даты. Когда-то, до 1940 года, всё было иначе, День железнодорожника отмечали сначала 25 июня по старому стилю, а потом 30 июля.
Однако сегодня День железнодорожника переходящий и отмечается в первое воскресенье августа. В 2025 году этот день выпадает на 3 августа. Вместе с Россией его отметят и другие страны: Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Молдавия и Болгария.
История железных дорог России и Дня железнодорожника
Железные дороги России — одни из самых мощных в мире. Они входят в тройку самых масштабных железнодорожных сетей по всей планете и насчитывают более 86 тыс. км — это в два раза больше, чем длина экватора. При этом по количеству грузовых вагонов они опережают все страны мира: их на 2023 год насчитывалось около 1,3 млн штук. Всего же на железные дороги России приходится около 20% грузооборота и 10% пассажирооборота от всех железных дорог мира.
Прообраз железных дорог появился в России ещё во второй половине XVIII века: им стал лежневой путь, по которому двигались вагонетки за счёт водяного колеса на промышленных предприятиях. В 1780-х годах на рельсовых дорогах начали использовать ручную тягу, в 1800-х годах — конную тягу, а в 1834 году на рельсовой дороге впервые применили паровую тягу.
Появлением пассажирских железных дорог Россия обязана императору Николаю I: именно по его распоряжению построили первую линию общественного пользования — Царскосельскую железную дорогу между Санкт-Петербургом и Павловском, это произошло в 1836–1838 годах.
Впрочем, есть мнение, что на самом деле Николай I, будучи консерватором, долго не видел необходимости в железной дороге, считая её не более чем дорогим развлечением. Переубедить его смог австрийский инженер Франц Антон фон Герстнер, который обосновал необходимость железных дорог в России двумя причинами: первая — возможность быстрой переброски войск из одного конца страны в другой, вторая — поддержание имиджа империи, ведь в Европе железные дороги уже были, а в России нет. В итоге император дал согласие на строительство, и в связи с этим первой датой Дня железнодорожника стал день рождения Николая I — 25 июня по старому стилю. Сам же День железнодорожника занял почётное место первого в истории России профессионального праздника.
Строительство железных дорог шло по всей стране и проходило за рубежом, оно не останавливалось даже во время Первой мировой войны, когда строились Амурская и Мурманская железные дороги. Праздник в честь железнодорожников также отмечали — вплоть до революции 1917 года, когда его в связи с привязкой ко дню рождения императора отменили. Сложные времена переживала и сама железная дорога: она в результате революции оказалась разрушена и дезорганизована, и до 1924 года её активно восстанавливали под началом наркома путей сообщения РСФСР и СССР Феликса Дзержинского. А затем строительство продолжилось: появился Турксиб, начали строительство Байкало-Амурской магистрали и железной дороги Москва — Донбасс.
День железнодорожника возродили в 1935 году, как считается, по личному распоряжению Иосифа Сталина. К нему с предложением возродить праздник обратились сами работники железной дороги на личном приёме, и секретарь ЦК ВКП(б) с ними согласился, а также произнёс перед ними благодарственную речь — в честь их настоящих и будущих успехов. Спустя год День железнодорожника вновь появился в праздничном календаре, правда, назвали его в духе тех времён — Всесоюзный Сталинский день железнодорожников, и назначили на 30 июля, день, когда и была произнесена памятная речь. В таком виде он просуществовал до 1940 года, когда из названия убрали слово «Сталинский», а сам праздник перенесли на первое воскресенье августа, поскольку воскресенье в то время был единственным выходным.
В окончательном виде праздник сформировался в 1980 году, когда он получил современное название — День железнодорожника. Та же дата, первое воскресенье августа, и то же название сохранились и после 1991 года и развала Советского Союза.
Традиции Дня железнодорожника
Изначально, в царской России, День железнодорожника отмечали с большим размахом и помпезностью. Для железнодорожников этот день был выходным — билетные кассы не работали, а на вокзалах и крупных станциях проводили молебны. Работники железной дороги в этот день сами могли на ней прокатиться вместе с родственниками за 50 копеек на специальном поезде — с представлениями, оркестром и чаепитием. В зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги устраивали ужин с концертом, а для высших чинов организовывали празднование в Санкт-Петербурге, в здании Министерства путей сообщения на набережной Фонтанки.
В раннем СССР традицию широкого празднования Дня железнодорожника сохранили: это должно было подчеркнуть важность отрасли в новорождённой стране.
Сегодня День железнодорожника — скорее корпоративный, чем общегосударственный праздник, однако это не лишает его важности. В этот день к железнодорожникам с поздравлением обращаются президент России, высшие чиновники, руководители РЖД и регионов. Для них устраивают различные мероприятия и концерты, вручают отраслевые и государственные награды. Также на этот день принято назначать открытие новых железнодорожных веток и направлений.
Кроме того, ежегодно в честь Дня железнодорожника проходит благотворительный забег «Достигая цели», и средства, которые на нём собраны, идут на лечение тяжелобольных детей. Впервые его провели в 2016 году на Дальнем Востоке, и с тех пор к забегу присоединились многие города страны. Кроме того, с того же 2016 года на стадионе «РЖД Арена» в «Лужниках» проходит спортивный фестиваль для всех желающих.
Поздравления и открытки с Днём железнодорожника
На открытках и картинках, посвящённых Дню железнодорожника, прежде всего изображают поезда — как современные, так и старинные, известные паровозы с красной звездой. Фоном часто служат цвета флага России либо корпоративные цвета РЖД — красный, серый и тёмно-серый. И конечно, непременно на таких открытках изображают самих железнодорожников, специалистов самых разных профессий, связанных с железными дорогами.
Поздравить с Днём железнодорожника можно как в прозе, так и в стихах. Например, прозаическое поздравление может быть таким:
«Разрешите поздравить вас с профессиональным праздником — Днём железнодорожника! Пусть все дороги ведут к заветной цели без препятствий и минуя опасность. Пусть дома ждут и любят, работа приносит удовольствие, отдых наполняет силами, близкие и друзья пусть будут здоровы и счастливы. Больше радостных моментов, интересных встреч и счастливых событий!»
«Пускай жизнь ваша будет блестящей, как рельсы. Пускай успех ваш будет бесконечным, как железнодорожные пути. Идите к намеченным целям, как локомотив. Пускай мелкие неприятности проносятся мимо, как пейзажи за окном мчащегося поезда. Желаю благополучия и карьерного роста, желаю, чтобы работа приносила только радость. С Днём работников железной дороги!»
«Поздравляю с Днём железнодорожника! Пусть ваш жизненный маршрут будет таким же ровным и надёжным, как рельсы, а каждый день приносит уверенность в завтрашнем дне. Желаю, чтобы семафор удачи светил вам зелёным, а попутный ветер подталкивал к новым вершинам. Пусть дом встречает уютом, семья дарит тепло, а работа вдохновляет на новые достижения. Счастья вам, здоровья, стабильности и благополучия во всём!»
Можно поздравить железнодорожников и в стихах — например, так:
Коль с железною дорогой
Довелось судьбу связать,
Пусть она успехов много
Тебе будет доставлять!
И растёт твоя зарплата
Пусть в прогрессии большой,
И удачей необъятной
Будет путь устелен твой!
Пусть карьерные ступеньки
Покорятся без труда,
А здоровье будет крепким
Все грядущие года!
*
По рельсам стучат в такт колёсные пары,
И в форме красивой стоит проводник.
Звучат отовсюду сегодня фанфары.
Сегодня ваш праздник, он так многолик.
Кассир и путеец, монтёр и механик,
Директор вокзала, связист, машинист,
Диспетчер и дворник, участка начальник,
Ремонтник мостов, инженер, сигналист!
Мы вам пожелаем, чтоб ваша дорога
И дома, и в деле стабильной была.
Чтоб шли к своей цели, пускай понемногу,
Но так, чтобы были в порядке дела.
Чтоб не было сбоев в работе и дома,
Чтоб вытянуть самый счастливый билет.
Во всём грандиозного мегаподъёма!
И пусть на века труд ваш будет воспет.
*
Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы,
И состав летит вперёд!
Пусть в работе вашей сложной
Вас всегда удача ждёт.
Труд ваш очень-очень нужен,
Им гордится вся страна.
Коллектив пусть будет дружен,
Ладятся всегда дела.
Пусть на каждом полустанке
Ждут здоровье и успех.
И всегда звучит в дороге
Ваш счастливый звонкий смех.