В первый раз в Малый Турыш я приехала в 2017 году. Тогда Гузель Санжапова стала героиней российских медиа. Девушка с Урала уехала в Москву, окончила МГУ, делала хорошую карьеру и вдруг решила помочь своей семье и деревне, в которой она когда-то жила и запустить там новый бизнес.
Это был слом шаблона. Очень редко, уезжавшие в столицу успешные уральцы, возвращались к истокам. Как-то немодно в то время было демонстрировать свое нестоличное происхождение. Проект, который задумала Гузель, был революционным и для Малого Турыша. Ее идеи выходили за рамки стандартной продукции. Отец разводил пчёл и Гузель предложила делать новый продукт, которого еще не было ни у кого. Мёд с ягодами, ложки-леденцы с лесными ягодами и травами. Идею подсказала бабушка, которая не любила слишком сладкий мёд и смешивала его с ягодами, вареньем.
Я даже нашла фотографии той давней поездки, когда мы удивлялись, как все-таки креативно работает мысль заинтересованного человека. Не было пищевого инструмента, который бы проворачивал плотный мёд, но отец Гузель приспособил перфоратор.
Гузель не переехала обратно в Малый Турыш. Она помогла родителям почувствовать азарт, пробудила в них интерес к жизни. О существовании Малого Турыша узнали и в областном Екатеринбурге, и в Москве. Всем захотелось попробовать чудо-мёд семейной фабрики.
Деревня Малый Турыш, расположенная под Красноуфимском, действительно малая. Сейчас там нет даже стационарного магазина. Гузель решила, что ее родители и жители этой деревни, должны не доживать-выживать, а жить полноценной жизнью. Потому семейный бизнес стал только частью преобразований.
За все эти годы, развивая разные производства в Турыше, привлекая внимание большого и малого бизнеса. Гузель и людям, которые ее поддерживают, удалось добиться многого. В Малом Турыше появилась крутая детская площадка, построенная на деньги благотворителей, было пробурено несколько скважин, строится общественный центр. Ей удалось построить контакт города с деревней так, что это партнерские отношения, а не снисходительная помощь бедным родственникам.
Электричка в "Посреди нигде"
Ранним субботним утром мы пришли на вокзал и увидели поезд, отправляющийся в никуда. На лбу электрички, где обычно красуется направление "Красноуфимск", или "Каменск-Уральский", или "Нижний Тагил", значилось "ПОСРЕДИ НИГДЕ". Я почувствовала себя почти героиней романов о Гарри Поттере. Только платформа была 9 и 3/4, а первая. А еще больше меня впечатлило, что Гузель удалось договориться с железной дорогой! Специальная электричка для которой нужно иметь своё временное окно, штат проводников. Кажется, для этой девушки нет ничего невозможного! Она даже космонавтов может заворачивать с орбиты! Хедлайнером фестиваля стала Юлия Пересильд и группа "Мандрагора". Да, та самая актриса-космонавт.
В 2021 году актриса Юлия Пересильд провела на Международной космической станции в космосе 12 дней, снимая сцены для художественного фильма «Вызов». После полёта в жизни Юлии произошли перемены. Она всегда любила петь и решила, что пришло время создать собственный проект. Так появилась "Мандрагора".
Нас очень впечатлило с какой самоотдачей выступала Юлия. На 30 градусной жаре, в поле, где слушатели перемещались в поисках тени и несуществующего ветерка, она и ее группа выступали более часа. Ее музыка имела волшебный эффект. Стоило отойти от поля и спуститься чуть ниже, казалось, что в овраге звучит еще один концерт. Такой эффект давало эхо, дополняя волшебство происходящего.
На поле
В Красноуфимск на поезде в НИГДЕ мы приехали неспешно болтая, разглядывая Александровские сопки, обсуждая Урал и его достопримечательности. Вычурный вокзал Красноуфимска построил будущий академик архитектуры Алексей Щусев в 1915 году, а в окрестностях города встречаются окаменелости и следы древней еще до человеческой истории Урала. Еще сорок минут на автобусе и наша пёстрая толпа добралась до Малого Турыша.
Сейчас в деревне живет чуть более пятидесяти человек. На фестиваль приехало несколько несколько сотен. Кто-то добирался на ласточке, еще больше приехало на собственном транспорте, с палатками, раскладными стульями и столами.
Мы увидели футуристическое здание амбара, парящего над полем. (Так я окрестила для себя строящийся общественный центр). Деревня очень прибранная, ухоженная. Это уже мы оценили позже, прогуливаясь и вылавливая пищу для вдохновения.
Нас привлекли почти призрачные, но основательные буквы "ПОСРЕДИ НИГДЕ", как бы повисшие в воздухе.
Поле было оформлено стильно. Организаторы подумали и о комфорте и об эстетике. Яркие ленты на заборе, которые превращали необходимую ограду не в препятствие, а в украшение. Внимание привлекал лабиринт из соломы. Его сделали из именных брикетов. Люди, желавшие помочь фестивалю и деревне, могли приобрести брикет и многие это сделали. Из соломы были удобные сиденья у столиков, за которыми можно было перекусить. Фантастической фотозоной стали наличники-зеркала.
Присутствие компаний, которые поддержали фестиваль, было деликатным. Они организовывали игры, проводили мастер-классы, но без навязчивой рекламы, а на правах друзей. У шатра Сити-драйв можно было взять спортивный инвентарь и поиграть в бадминтон и фрисби. "Золотое яблоко" помогло добавить красоты и вкуса. Здесь участники плели венки и делали карамелизированные яблоки. Пышные венки, украсившие головы мужчин и женщин создали атмосферу сельского счастья.
Правда, первое, что заинтересовало абсолютно всех, был корнер с кофе и стойки с мерчем фестиваля. Рядом с ним располагалась палатка "Том Сойер фест".
Ровно в 15.00, как и было запланировано, на сцену вышла Гузель Санджапова по домашнему в шортах и фестивальной футболке и рассказала о том, как будет проходить фестиваль, как родилась его идея, пригласила всех чувствовать себя как дома и так же бережно ко всему относиться. Особенно трогательно прозвучал рассказ о бабушке, которая когда подсказала идею производства мёда с ягодами. Бабушки давно нет в живых, но ее озорные портреты в утрированно модных очках можно увидеть на открытках, этикетках варенья и чая. Папа Гузель взялся приготовить плов на всю пёструю ораву и двух огромных казанов едва хватило.
Улучили момент и с Юлией Дарковой (на фото в центре) подошли поблагодарить Гузель за её идеи, фестиваль, теплоту.
Надо сказать, что мы, действительно, чувствовали себя как дома под пение Миши Лузина, которого сменила Юлия Пересильд с группой "Мандрагора".
Мне очень хотелось послушать каждого из участников, ведь еще недавно, обсуждая, что сейчас слушают зуммеры, вывели, что в их среде популярны "Внимание брусника", Хмыров, "Пекинский велосипед". Для большинства моих взрослых друзей эти названия ничего не говорили. Я кое-что послушала и мне зашло, потому я очень ждала живого звука и он не разочаровал. Ребята невероятно качали. Колонки, правда, были так настроены, что барабанные перепонки немного надтреснули, но когда мы поняли, что хотим тишины, то отправились гулять по деревне.
Увидели детскую площадку - один из первых проектов Гузель. Дети попрятались по домам, все таки жара стояла нереальная, но рисунки мелом на асфальте, говорили, что они тут с удовольствием проводят время. Мы увидели, что в Малом Турыше налажен раздельный сбор мусора. Прошли мимо дома, в котором устроено семейное производство Санжаповых. Некоторое время назад часть помещения съел пожар, но, к счастью, удалось его восстановить. Человек давно знакомый с Гузель рассказывал нам о её невероятных проектах для села. Как, например, она организовала коллаборацию местных швей и Икеи или как договорилась с компанией, выпускающей чай Липтон, и они стали добавлять к своим продуктам ложечки с карамелью из Малого Турыша.
Пример Гузель говорит, что многие ограничения существуют у нас в голове и люди готовы сотрудничать и протягивать руку помощи, если надо. Можно сделать маленькую деревню интересной и важной для больших городов и в этом не будет снисходительности.
Если честно, я не знаю, куда испарились шесть или семь часов, которые мы провели на поле. Мы гуляли, ели, танцевали, бесконечно фотографировали, слушали музыку и танцевали, выбирали мерч, ходили посмотреть на то как работают ребята из Том Сойер фест. Это фестиваль восстановления исторической среды силами волонтёров и спонсоров. В Екатеринбурге, Сысерти, Малом Турыше и других населенных пунктах Свердловской области, благодаря фестивалю восстановили несколько исторически значимых объектов.
В самом начале фестиваля Миша Лузин сказал, что как-то жарко, хорошо бы немного тучек. И часам к шести небо красиво и контрастно затянуло тучами. Где-то вдали посверкивали молнии, но над полем дождя не случилось, видимо всё вылилось год назад, когда участники буквально плавали как рыбы по полю под ливнем.
В конце дня дети, которых было довольно много, дорвались до лабиринта и под композиции Хмырова стали азартно разносить его на соломинки. И это было той самой жизнеутверждающей точкой фестиваля, который подарил нам много радости.
В Малом Турыше исполняются желания, ну а может они исполняются там, где собирается так много красивых и светлых людей.