Найти в Дзене
О! СЮЖЕТ

Когда легенда пережила историю. Не идеальный, но божественный байопик о Саре Бернар

Театр времен до развития кинематографа - сложная задача для современных режиссеров, замахнувшихся на фильм о звезде театральной сцены и величайшей актрисе конца XIX - начала XX века. На самом деле, как играть Сару Бернар, если она лучшая актриса всех времен и народов? Опираясь лишь на свидетельства очевидцев ее колоссального успеха и не имея ни малейшего шанса в полной мере оценить гений актрисы самостоятельно? Но с кем ее сравнить, как представить на сцене, если почти не осталось иных доказательных источников безраздельного царствования Сары Бернар на подмостках? Возможно, стоит сосредоточиться на личной жизни, этапах биографии, непростой судьбе и невероятном характере актрисы, игнорируя при этом шестьдесят лет ее сценической карьеры, во время которой Бернар переиграла буквально все великие роли классического репертуара, включая Гамлета, Федру, Андромаху, Тоску и так далее. Не говоря уже об исполнении в возрасте шестидесяти четырех лет роли Джульетты. Французский режиссер Гийом Никлу

Театр времен до развития кинематографа - сложная задача для современных режиссеров, замахнувшихся на фильм о звезде театральной сцены и величайшей актрисе конца XIX - начала XX века. На самом деле, как играть Сару Бернар, если она лучшая актриса всех времен и народов? Опираясь лишь на свидетельства очевидцев ее колоссального успеха и не имея ни малейшего шанса в полной мере оценить гений актрисы самостоятельно? Но с кем ее сравнить, как представить на сцене, если почти не осталось иных доказательных источников безраздельного царствования Сары Бернар на подмостках?

Возможно, стоит сосредоточиться на личной жизни, этапах биографии, непростой судьбе и невероятном характере актрисы, игнорируя при этом шестьдесят лет ее сценической карьеры, во время которой Бернар переиграла буквально все великие роли классического репертуара, включая Гамлета, Федру, Андромаху, Тоску и так далее. Не говоря уже об исполнении в возрасте шестидесяти четырех лет роли Джульетты.

Все изображения - интернет.
Все изображения - интернет.

Французский режиссер Гийом Никлу так и сделал, решив снять костюмную биографию Сары Бернар, он аккуратно прошелся лишь по самому краешку театральной сцены, на которую она ступала. О том, что получилось, узнаем в нашем сегодняшнем сюжете. Коротко и без спойлеров смотрим биографическую кинодраму "Божественная. Сара Бернар" (2024).

Сара Бернар (1844–1923) была бесстрашной и вспыльчивой, оригинальной и сумасбродной, независимой и гениальной. Она отдавалась без остатка не только сцене, но и иным своим чувствам – будь то любовь, радость или отчаяние. Жадно хватаясь играть, дружить и любить, словно ей всегда всего было мало, Бернар и сама подчас не понимала, прихоть это или подвижничество.

-2

Начало картины - единственное место, где буквально пару минут показывают Сару Бернар (Сандрин Киберлен) на сцене театра. Занавес после продолжительных оваций закрывает от нас эту часть жизни актрисы. Жаль, но мы не увидим ни легендарного сияния ее золотистых волос в свете рампы, ни то, как она играла страсть своих знаменитых героинь, от накала которой чувствительные дамочки штабелями падали в обморок в "Комеди Франсез".

Нам не покажут, как в 1911 году Сара Бернар сыграла первую роль в немом фильме "Дама с камелиями", как в 1917-ом она снималась в агитационном кино "Французские матери". Останутся без внимания и мелодичный голос актрисы, которым она начитывала книги на фонограф, и ее талант художницы и скульптора, и то, что она написала книгу. Что ж, таков был выбор создателей картины.

-3

Зато мы узнаем, как Сара Бернар, едва придя в себя после ампутации ноги ("Отрежьте ее скорее, не то я сама прострелю себе колено!"), вспоминает о лучших годах своей жизни и об одном самом ужасном ее дне, в котором она в одночасье испытывает и актерский триумф, и горечь разрушенной любви.

Судьба великой актрисы не может быть простой, поэтому в худший день ее жизни человек, без которого Сара не представляет себе счастья, актер Люсьен Гитри (Лоран Лафитт) бросает ее, как он тогда думает, навсегда. Но разве таких женщин бросают навсегда? За ними следуют всю жизнь и даже после нее.

-4

Сара Бернар вспоминает свое детство, сестру, которую потеряла еще маленькой, маму, которая не любила своих детей, трудные обстоятельства, в которых тогда оказалась. Образ великой актрисы помогают составить ее воспоминания о детских травмах, о том, как мать продала двенадцатилетнюю Сару в бордель, готовя себе замену, и, конечно, отношения с мужчинами. Многочисленными мужчинами, но какими! Посмотрите на свои книжные полки, чьи имена написаны на корешках стоящих там книг из серии "Жизнь замечательных людей"?

-5

Картинка становится еще ярче, когда мы видим, как уже взрослая Сара организует свой быт: живет в окружении экзотических животных, спит в гробу, передвигается в паланкине.

Вокруг нее всегда люди, причем не только днем, но и ночью, ведь бессонница не оставляет актрису всю жизнь. Мужчины, женщины, поэты, художники, актеры, писатели, министры и будущие короли - к Бернар влечет всех, люди греются в лучах ее таланта и находятся под влиянием ее обаяния. Большую роль в жизни Сары Бернар играет сопротивление распространению нацистских идей во Франции, ее поддержка осужденного капитана Дрейфуса. Актриса даже уговаривает Эмиля Золя (Артюр Игуаль) вступиться за него с великим манифестом "Я обвиняю".

-6

Дочь куртизанки едва ли не первая в истории начинает раздавать автографы, она постоянно пьет шампанское, тратит деньги без счета, получает в дар не только бриллианты, но и картины и пьесы, летает над Парижем на воздушном шаре, встречает гостей с живым питоном на шее.

-7

Ручная рысь, псовые борзые, изысканные интерьеры в стиле модерн с антикварными вазами и гобеленами, шелковые пеньюары, бархатные портьеры, красиво сервированные завтраки, поздние ужины при свечах в кругу таких же знаменитостей и преданные близкие подруги в мужских костюмах...

-8

Что ж, всего этого Бернар заслуживает, ведь она звезда не только во Франции, с колоссальным успехом актриса почти три года гастролирует по всему миру - от Австралии до Техаса, с заездом на острова.

Через объятия Сары Бернар проходят и великий драматург Эдмон Ростан, и не менее великий Виктор Гюго, и принц Уэльский (будущий Эдуард VII), и знаменитый актер-трагик Муне-Сюлли, и один из основателей Французской республики премьер-министр Леон Гамбетта.

И как только ее Люсьен осмелился бросить такую женщину, влюбившись в какую-то молодую актриску? Что ж, богема времен вelle еpoque всегда так ярко жила, хотя она и сейчас, наверное, так живет.

-9

Мы узнаем, что Сара назначает своего сына Мориса (Грегуар Лепренс-Ренге) директором театра, несмотря на его полную непригодность, мотовство и игроманию, слишком дорого ей обходившиеся. Зато сын Люсьена, Саша Гитри (Артур Мазе), с которым Сара искренне дружит, становится блестящим писателем, актером, режиссером и продюсером, успевая увести у своего папы любовницу - ту самую Шарлотту, артистку, ради которой Люсьен когда-то бросает Сару. Представляете, какое изящество?

И это еще не все, впрочем о сюжете достаточно. Хотелось бы пару слов сказать о самом фильме. Начнем с достоинств:

1. Отличный старт - яркое и без пробуксовки начало картины, нас моментально знакомят с действующими лицами, погружают в прошлое героев, вовлекают в настоящее и дают возможность испытать симпатию и уважение к героине. Люблю такое начало в кино - четкое, неразмазанное.

2. Каст и актерские работы, в частности Сандрин Киберлен, такой невероятно естественной в роли Сары Бернар и настолько же привязанной к своему персонажу.

-10

Правдоподобность того, какой здесь вышла Бернар, процентов на 80 зависит от мастерства и вдохновения Киберлен. Браво.

Другие работы актрисы:

Лоран Лафитт открылся для меня с неожиданной стороны. Надеюсь, эта роль станет для него пропуском в мир серьезных драматических ролей, возможно, даже исторических, и в совершенно новом амплуа.

Мы видели актера в этих картинах:

3. Ловкий уход постановщиков от темы актерства Сары Бернар, ведь за исключением самой первой сцены нам больше ни разу напрямую не показывают, какой актрисой она была. А поскольку мы этого не видим, то и поверить сомневающимся и скептикам в гениальность Бернар становится гораздо проще, ведь сравнить-то не с чем. Молодцы, вывернулись.

4. Несмотря на то, что данная картина - это обычная биографическая драма, в которой нам показывают нарезку из жизни великой актрисы в разные временные периоды без каких-либо больших событий, поскольку в центре фильма "лишь" Сара Бернар, - ее жизнь, тем не менее, показана ярко и захватывающе. На атмосферу и настроение работают отлично выставленный кадр, эффектная картинка, а также идеально продуманные грим, костюмы и реквизит.

-11

5. Правильный посыл картины и соответствие идеи названию фильма. За исключением черно-белых кадров хроники, мы почти не видим настоящую Сару Бернар, но нам показывают, как она радуется, ошибается, горюет, просит прощения. Да, она не идеальная. Но она божественная.

Что не понравилось, чисто субъективно. Где-то за полчаса до финала сюжет начинает слегка заваливаться на бок, словно в поисках опоры. Тут бы пригодилось что-то вроде эффектного костыля, в виде неожиданного поворота, но его у создателей не нашлось. Хотя допускаю, что мне это могло показаться.

Стоит ли смотреть этот фильм? Однозначно да. Рекомендую.

На сегодня все, прощаюсь.

Смотрите лучшее и оставайтесь на О! СЮЖЕТ, здесь только такое.

И помните: "Надо сильно презирать, часто прощать и никогда не забывать." Сара Бернар.

Не забывать, в том числе, про лайк и отзыв, поскольку мне нужно видеть вашу реакцию. А чтобы канал мог работать и дальше, есть смысл хотя бы иногда поддерживать его посильными донатами. Все стало очень-очень скверно, поверьте. Спасибо.

Желаю отличного начала недели!