"Поиск в темноте" - заключительная часть трилогии М. Михеева, и мне она нравится больше всего.
"Запах шипра", "Сочинский вариант", "Поиск в темноте" - цикл книг о расследованиях сотрудницы ОБХСС (отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности) в конце 1970-х (либо начале 1980-х). В первой книге, приехав в Новосибирск, Женя под прикрытием начинает вести расследование - сперва хищения средств работниками Торга, а затем и убийство...
"Сочинский вариант" - продолжение расследования об упомянутом выше убийстве (значительная часть действий происходит в Сочи).
"Поиск в темноте" - новая история, расследование о самоубийстве молодой девушки. Некая Зоя Конюхова была изнасилована (вывод судмедэксперта), после чего, оказавшись среди ночи на обочине, в отчаянии бросилась под машину. Как ни сложно обнаружить ниточки, милиции удается это сделать - и главную героиню вновь отправляют на опасное расследование, которое напоминает поиск в темноте. Как и раньше, Жене в значительной степени приходится действовать наугад, руководствуясь лишь внутренним чутьём...
Сразу скажу: в этой книге Новосибирск играет второстепенную роль - он не является буквально одним из персонажей повествования, как в "Запахе Шипра". Там, в первой книге, героиня знакомится с городом, автор как будто с удовольствием упоминает знакомые новосибирцам места - проспект Дзержинского, Дом с часами, Красный проспект, а также Шарап, Ордынку...
Кому интересно, я подробно писала о Новосибирске в книге "Запах Шипра" здесь https://dzen.ru/a/aGVH33gEwgvQvGRi.
В "Поиске в темноте" весь акцент на внутреннем мире героев, в третьей книге больше психологизма, чем в предыдущих. Чтобы разобраться в происшедшем, Женя, главная героиня, пытается заглянуть, так сказать, в душу каждого из подозреваемых, спрашивает себя: как могло случиться то, что случилось, что же двигало убийцей и его сообщниками?
Задается она и более глобальным вопросом: почему подобные вещи продолжают происходить в современном мире?
Женин пожилой сосед по квартире идеалистически выдвигают версию, что дело в недостатке культуры, что преступников, сидящих в тюрьме, надо исправлять культурой, приобщать к высокому. Но, печально думает Женя, уровень культуры и образования растет, а ничего не меняется - к тому же преступники, кажется, - люди вполне культурные...
А тут ещё внезапно главным подозреваемым становится человек, которого Жене страшно не хочется подозревать: очень приятный и вроде бы достойный мужчина, вдовец, в одиночку воспитывающий ребенка... Женю страшит мысль, что она может, выполняя свой долг, разрушить жизнь маленькой девочки.
Но вернемся к месту действия - Новосибирску. И пусть он играет в повествовании второстепенную роль, всё же, думаю, новосибирцам приятна мысль, что город фигурирует - так же, как приятно представлять себе знакомые места.
Женя по-прежнему живёт с соседом-старичком на Нарымской.
Одно из мест преступления и последующего действия - это джаз-клуб "Капельки". Вот о чем мне не удалось найти информации, так это о джаз-клубах 70-х в Новосибирске. Может, у кого-то есть информация?
А не мог ли это быть построенный в 1960-е гг. клуб "Отдых" на Б. Хмельницкого?
(конечно, что мне как жителю Богданки еще может прийти в голову первым делом?)
Там ведь и столики, и сцена была...
Другое предполагаемое место преступления - это дом в частном секторе в начале улицы Дуси Ковальчук.
Я не знала, бывала ли здесь Зоя Конюхова. Возможно — бывала. Но не в последнюю в своей жизни ночь. Свою последнюю ночь она могла встретить у Вадима Тобольского, в его отдельном домике, у начала улицы Дуси Ковальчук… А уже оттуда на чьей-то машине ее привезли сюда, на автобусную остановку возле девятиэтажки, где жила Лариса Шарапова.
С фото всё плохо, но вот что мне удалось найти - это ул. Д. Ковальчук.
Однако этот частный сектор - не в начале Д. Ковальчук, а возле Плановой. То, что упоминается в книге - это место поворота в сторону Заельцовского парка. Впрочем, в самой книге говорится, что дома скоро снесут.
В принципе, на сегодняшний день частные дома в том районе всё же остались, но не возле Д. Ковальчук, а ближе к парку.
Ещё один момент, где в книге встречаются знакомые места - когда в конце на Газе-66 главная героиня по ул. Д. Ковальчук через пл. Калинина везет раненого мужчину в больницу - судя по описанию, Горбольницу № 1 на Залесского.
"— Впереди площадь Калинина, — предупредила Шарапова. — Нам прямо через нее...
...Я прошла площадь, не снижая скорости, прошла еще два светофора, но это были светофоры преимущественно для пешеходов, на неравнозначных перекрестках — я миновала один на желтый, второй — на зеленый свет...
— ...Больница сразу за поворотом, — сказала Шарапова.
Перекресток, как и площадь, был хорошо посыпан песком, сзади накатывался грузовик, но до него было метров тридцать… и, нарушая сразу несколько правил уличного движения, я включила для инспекции «правый поворот», как бы соглашаясь остановиться, а сама юзом развернулась на перекрестке налево и проскочила между начавшими двигаться трамваями...
— ...Направо в ворота, — сказала Шарапова. — И прямо до корпуса.
Мы въехали на территорию больницы, и мой «газик», как бы решив, что он хотя и через силу, но выполнил свои обязанности, чихнул и заглох…"
На этом, собственно, история заканчивается. Раненый отлеживается в больнице и выздоравливает, главный преступник в бегах (но его скоро поймают), остальные виновные чистосердечно признались.
На сайте, где я перечитывала книгу, прилагается послесловие, написанное сыном М. Михеева, небезынтересное. Он пишет о том, что, с одной стороны, современному человеку книги Михеева кажутся несколько наивными и в основном не затрагивают глубоких философских тем, носят развлекательный характер - с другой стороны, благодаря этому М. Михеев и приобрел такую широкую популярность.
Не буду здесь оспаривать заявления г-на Алексея Михеева, хотя много где с ним не согласна, но про книгу "Поиск в темноте" скажу: она носит далеко не только развлекательный характер. Главная героиня пытается найти ответы на весьма непростые - вполне себе философские - вопросы, вероятно, поэтому третья книга мне понравилась больше всего.
Так, общаясь (под прикрытием) с другим подозреваемым, Женя знакомится с его циничной философией относительно физической близости между мужчиной и женщиной. Для него это не более чем "контакт двух эпидерм".
Ничего себе, контакт двух эпидерм, думает Женя. Из-за этого так называемого контакта два трупа! А ведь им не было еще и 20...
Наверное, один из посылов повести - что любое безответственное потакание плотским желаниям может нести огромные последствия. И может разрушить жизнь. Ведь начинается вся история, приведшая к трагедии, с легкомысленной интрижки и измены... А поскольку человеческие страсти всегда были, есть и будут, большой вопрос, можно ли в принципе не то что искоренить, а существенно снизить преступность.
А вы читали "Поиск в темноте"?
P.S. На своём канале Новосибирск и не только я делюсь подробностями своих путешествий по России (а иногда и за её пределами, описываю опыт общения с носителями других культур, а иногда просто рассказываю о своём родном городе. Если вам нравится, ставьте лайк, подписывайтесь:)