От автора
Из за клипового мышления, которым страдает все больше и больше людей, и я в том числе, мне стало крайне трудно смотреть полноценные фильмы, длинной час и более. Но, скажу сразу, фильм затягивает с первых кадров. Особенно цепляет фраза: «Лиза, а хочешь я тебе ее (речь идет о ребенке главной героини) отдам? Давай! Забирай ее, она классная!». Кажется, эти слова прозвучали уже на третьей минуте фильма. И тогда, я решила, что определенно должна посмотреть и разобрать данную картину. Имена и производство фильмов я намерено не указываю. Фамилии режиссеров мне ни о чем не говорят. Такая вот я « темная», ну, и ладно.
Мир и атмосфера
Прежде чем раскрывать жуткий сюжет, надо рассмотреть, «где» и при каких условиях разворачивается само повествование. Дело происходит в условном безымянном американском городке, я бы сказала – пригороде.
Зрителя сразу знакомят с красивой, вылизанной картинкой, которая лично у меня ассоциируется с западной рекламой 80-90-х годов. Сразу в глаза бросаются гармоничные, немного припыленные пастельные тона – мягкий розовый, потушенный голубой, припыленный зеленый. Там нет ярких, кричащих оттенков, нет и мрачных. Легкая визуальная дымка словно намекает на – западное толерантное общество, где лицемерие – главный социальный элемент. Все домики – до жути красивые, ухоженные, все кадры вылизанные до идеальности.
Само общество – инфантильно. Быт, образ жизни, диалоги и внешность жителей городка напоминает детскую игру во «взрослых».
Главные особенности, которые как раз и указывают на незрелое и поверхностное общество: брекеты у взрослых людей; гольфкары – как средство передвижения; обмен супругами; отношение к детям как к игрушкам; любой человек может спокойно терять и приобретать социальную роль; внезапные метаморфозы; абсурдные ситуации; неумение переваривать свои негативные эмоции, детский эгоцентризм, отсутствие личного мнения и отстаивания личных границ…
Так, пожалуй, всё. Теперь стоит перейти к главным героям и их особенностям.
Главные герои
Кто знаком с творчеством Дэвида Линча, сразу заметят схожую особенность в данной картине – все, абсолютно все персонажи имеют вес на сюжет. Своего рода отсылка к его культовой работе – «Твин Пикс».
Джилл Дэвис– центральная героиня фильма. Сложно определить ее возраст, но судя по внешним данным- ей где то 40-42 года. Она домохозяйка, у нее есть муж Ник, семилетний сын с неврозом и маленькая, новорожденная дочка Мэдисон.
Джилл старается участвовать в общественной жизни – посещает спортивные мероприятия сына, общается с «подругами», участвует в конкурсах, старается быть примерной женой и всем угодить. Она достаточно популярна. Приготовленную ею еду – нахваливают, к ней часто приходят в гости, потому, что у нее есть бассейн. Это, конечно, хороший повод, чтобы дружить.
Главная героиня – до бешенства наивная и доверчивая, готовая ужать свои интересы в угоду другим. Она ведомая. Ей легко манипулировать. Так же, героиня не способна постоять за себя и ее легко может обидеть как взрослый, так и ребенок.
Лично у меня, она не вызвала никакого сочувствия. (Она меня раздражает. Видимо, я не люблю фальшивых «плоских» людей) Впрочем, как и все остальные герои. Хотя…нет, один таки персонаж мне более менее понравился и я даже ему искренне посочувствовала, но об этом потом…
Лиза Мокрозад– главный антагонист и по совместительству «лучшая подруга» Джилл. Они погодки, обе замужем, у обоих есть дети. Но Лиза – всегда на шаг позади главной героини. Товарки не ценят ее бутерброды. Ребенок имеет свое мнение и не собирается создавать видимость успеха. С мужем давно нет близости. Во дворе нет бассейна!...А у подруги –Джилл – есть всё…ВСЁ!
Лиза завидует, и старается постепенно занять место Джилл. И делает это успешно и филигранно шаг за шагом. Она завладевает малышкой своей подруги буквально в первом кадре. И обставляет все так - как будто инициатива принадлежит Джилл, а не ей. Лиза времени не теряет и переименовывает «свою ляльку» в Пейдж. В дальнейшем Джилл понимает, что сотворила ужасный поступок и просит вернуть своего ребенка, но Лиза, чувствуя власть над подругой, сладко ей отказывает.
Но зависть на то и зависть, ей всегда будет мало! Теперь Лиза хочет заполучить внимание мужа Джилл – Ника. Во время беседы двух семей. Джилл пугает своего мужа с мужем Лизы…О_О…Понимаю, что это абсурд, но таким образом режиссер хотел показать поверхностное отношение людей в современном обществе. «Незаменимых людей не бывает» - такой посыл, получается… До главной героини доходит, что она делает что то не то и не с тем человеком, в то время как Лиза намерено и жадно с языком чуть ли не высасывая душу целовала мужа подруги. А потом с гневом и ревностью наблюдала, как подруга воссоединилась со своим мужчиной.
Зависть довольно странная вещь. Обычно, мы завидуем тем или тому, что хотели бы иметь сами. Фактически в нас самих есть потенциал на личностный рост. Надо спросить себя: «Что конкретно мне надо?» Не обязательно отбивать чужого мужа, в надежде получить «тем самые отношения». Можно просто проанализировать, что конкретно надо предпринять для улучшения текущих отношений. Но, нет…Гораздо проще -просто желать отобрать или присвоить успех объекта зависти. Что и делает Лиза. Она с каждым разом все больше и больше обесценивает свою семью. Муж – скучен и совершенно не удовлетворяет потребности. Сын – совершенно не старается быть хорошим мальчиком и норовит испортить идеальную картинку, и двор у Лизы без бассейна! При этом завистница обесценивает заботу мужа, и талант своего сына. Она по- эгоистично- детски, хочет обладать жизнью своей подруги. Стать ею. Лиза не упускает шанса подкатить к ее мужу. Так обычно ведут себя девочки –школьницы. Где одна подруга жадно пытается отбить парня своей товарки. Лиза в своей зависти начинает терять себя. Она обесценивает игру своего сына, ей кажется, что сын-невротик подруги более успешен (хотя это совершенно не так). Все это Лиза обставляет так, как будто это либо она делает от «чисто сердца» добро, либо как будто это не ее желание, а желание другого человека, например – Джилл. Интересный персонаж мерзкий, но за ним увлекательно наблюдать.
Убийца
Еще один крайне интересный персонаж. Это неопрятная, нездоровая женщина - маньячка, которая пытается коллекционировать жизни других людей. Еще в самом начале фильма, мы узнаем, что в городке было совершено убийство. Убили инструкторшу по йоге. Никто и имени даже ее не помнит, но это прям, взбудоражило всех жителей городка. Хоронили инструкторшу по йоге, тоже весьма странно. Ее старшая сестра все время сравнивала себя с ней в свою пользу, естественно…Так обычно конкурируют дети между собой…
Вскоре, в городе опять открываются занятия по йоге. Но на этот раз инструктор очень странный. Это женщина за тридцать. Толстая, с грязной головой, в нестираной одежде. Она, вместо йоги, включает какой то фильм. Женщины, которые пришли на занятия, почему то ничего подозрительного не видят в странном поведении нового инструктора…
На протяжении всего фильма Джилл чувствует присутствие незримого убийцы. Кто то передразнивает ее, кто то преследует…Кстати, передразнивание - одна из форм подражания.
По сюжету, Джилл возвращается домой и видит незнакомую, ужасного вида женщину на кухне, которая одета как главная героиня, которая говорит как главная героиня. Лже-Джилл гонит настоящую Джилл из дома. И той, ничего не остается как извиниться и уйти…
Подруга Лиза не может отдать дом Лже –Джилл, и путем сдачи убийцы копам, завладевает имуществом товарки. Вроде сделала добро, но как ловко завладела домом. С такими друзьями врагов не надо…
В новостях объявляют имя этой убийцы. Ее зовут – «Малышка Карен (Сьюзи, Керри – я не помню)». Ключевое слово - « Малышка». Перенести это все в песочницу, и будет совершенно иная картинка. Играют себе дети в дочки-матери, и совершенно не принимают девочку с прозвищем «Малышка». Той обидно и она хочет играть, но ее поведение не вписывается в игру, тогда она «выносит» из игры тех, чьими ролями хочет завладеть.
Сюжет
В небольшом безымянном городке происходит убийство. Убили инструктора по йоге. Джилл – главная героиня и ее подруга Лиза так сочувствуют девушке, что даже имени ее не знают. Но, жалко же. Обмусоливание проблемы ради обмусоливания. Никакой логики и выводов.
Джилл под манипуляциями подруги отдает ей свою дочь: «Все что угодно лишь бы подруга с ней дружила. Да, делиться – это ооочень хорошо».
У главной героини проблема – ее ребенок-невротик постоянно ей дерзит и мочиться в штаны. Она пытается вырастить будущего финансиста, а ее муж –Ник –требует от ребенка хорошей физической подготовки.
Мальчик решатся в день рождения отца превратиться в собаку. Он поет песню родителю, после чего падает в бассейн и становиться золотистым ретривером. Естественно, все приглашенные гости и сам отец в приятном шоке от ситуации, кроме самой Джилл. Она все больше и больше понимает, что натворила много нехороших вещей…
Женщина пытается забрать обратно дочку у подруги, но та ей отказывает. Сама же Лиза завидует тому, что сын Джилл стал псом. Ей надо было что ни будь придумать, и она решает «родить» футбольный мяч.
Джилл идет жаловаться на Лизу другой подруге. Та с ней общается довольно агрессивно: «Как ты посмела подарить свою дочь ей! Ее надо было подарить мне! Я бы ей сохранила имя Мэдисон!»
Так же, та самая подруга и еще пара товарок убеждают Джилл развестись с мужем. Джилл в браке стала совсем несчастной. Сын- собака, дочь – потеряна, муж – не радует. Может быть развод все исправит? Ник и Джилл любят другу друга, но главная героиня хочет развода.
Ник уходит с «сыном». И Джилл тем временем, после очередной неудачной попытки вернуть дочь обратно, находит у себя на кухне странного вида женщину, которая говорит, что Джилл- это она.Главная героиня совсем помешалась. Она извиняется за вторжение и уходит из дома, да и из города в целом.
Тут идет мотив двойника. Такое ощущение, что Джилл отрицает тот факт, что потеряла старшего ребенка, заменив его на собаку, скатилась до скотского состояния. Из за чего у нее забрали второго ребенка. Муж ушел от нее. Внешний вид женщины тоже оставляет желать лучшего. Она столкнулась с самой собой и не смогла принять реальность.
Джилл покинула город на гольфкаре, попутно вырывая у себя брекеты. Она добирается в жутком виде до дома, в котором она когда то жила. Теперь там живет какая то негритянка со своими детьми. Героиня просит одолжить ей хотя бы одного ребенка, ведь у нее кого больше не осталось. Негритянка «крутит у виска» и закрывает перед Джилл дверь.
Женщина так была расстроена, что ее пожалела одна из дочерей негритянки. Она решила поехать вместе с Джилл. По пути домой женщина смотрит в придорожном кафе новости, что в городе задержали убийцу инструктора по йоге. Это оказалась та самая женщина, которая сидела на кухне у Джилл.
Джилл решает начать жизнь с чистого листа. Но, что то в ней надломилось. Лиза живет в ее доме с ее дочерью и ее мужем. Теперь она занимает центральное место. Приемная дочь играет в футбол на кладбище. И никто, кроме главной героини это не замечает... Женщина решает устроить «революцию» - она соскакивает с места и кричит, что она хочет покинуть место. Судья на футбольном поле приказывает ей сесть. Женщина истерично прижимает свою пятую точку к месту…Не вышло…
Вывод
Режиссеру мастерски удалось показать общество через метафоры, аллюзии и черный юмор. Сценарий, который сочинили дети для других детей. Отдельное внимание заслуживает реклама и тв-шоу. Полная мерзость и деградация.
Понимаю, что упустила много деталей, кто хочет дополнить – пишите комментарии. С вас подписка и лайк.