От регионального казуса к системному диагнозу.
Постоянные читатели нашего канала уже догадываются, о каком театре абсурда пойдёт речь — вновь возвращаемся в страну чудес под названием Забайкальский край. В прошлых эпизодах этой запутанной драмы: снятые с выборов участники СВО; перекладывание ответственности за изнасилование малолетней иностранными специалистами на родителей; отмена прав, гарантированных Конституцией; попытки призыва участников СВО на срочную службу и прочие бюрократические кульбиты. Но всё это блекнет на фоне глубинной региональной игры в поиски идентичности, где лицемерие и некомпетентность достигают поистине эпических масштабов.
Сегодня анализируем необычайную любовь русского региона к Чингисхану, а также оказавшийся в руках Zlawyers концепт «Русского форума» в Забайкалье. Отметим: он попал к нам сразу из двух независящих друг от друга источников, а в метаданных, в качестве составителя, указана заместитель губернатора региона, курирующая внутреннюю политику. Верить в его подлинность или нет, решать вам. Мы обоим источникам доверяем, поэтому считаем документ подлинным.
Наблюдаемая картина представляет собой уникальный случай административной шизофрении. С одной стороны, мы видим публичную витрину — системный, многолетний и хорошо финансируемый проект по созданию в регионе бренда, основанного на наследии Чингисхана. С другой к нам попадает документ, раскрывающий внутреннюю кухню идеологической работы — концепцию «Русского форума», полную дремучих ошибок и неуклюжих манипуляций. Анализ этого диссонанса позволяет диагностировать не просто локальную проблему, а системный сбой в управлении, этике и понимании национальной истории.
Публичная стратегия: «Чингисхан» как долгосрочная инвестиция в историческое беспамятство.
На первый взгляд, «чингисхановский проект» местных властей выглядит как прагматичная попытка администрации решить проблему брендинга. В регионе, где 89% населения — русские, а ярких, «продаваемых» культурных маркеров нет, ставка на фигуру мирового масштаба кажется логичной. Это не спонтанная акция, а продуманная, многоуровневая стратегия, претворяющаяся в жизнь годами. Она включает в себя туристическую инфраструктуру (многолетний маршрут «Тропою Чингисхана»), создание символических артефактов (торжественная установка копии «Чингисова камня») и попытку придать всему этому академическую легитимность через проведение международной научно-практической конференции «Наследие Чингисхана» с участием Сибирского отделения РАН. Однако за этим глянцевым фасадом скрывается не просто исторический парадокс, а акт национального предательства. Для русской исторической памяти Чингисхан и его наследники — это не абстрактные «евразийские интеграторы». Это организаторы самого разрушительного вторжения в истории страны, известного как монгольское нашествие. Это была не просто война, а цивилизационная катастрофа, приведшая к:
1. Демографическому коллапсу. По оценкам историков, Русь потеряла от трети до половины населения. В процентном соотношении ущерб превосходит потери России в Великой Отечественной войне. Даже с поправкой на уровень медицины и общую жестокость эпохи, это было тотальное истребление.
2. Цивилизационному регрессу. Десятки процветающих городов, в том числе Рязань, Владимир и Киев, были фактически стерты с лица земли, утрачены целые ремесленные традиции, на столетия почти прекратилось каменное строительство.
3. Политической изоляции. Русь была отрезана от Европы, ввергнута в трехвековое иго, которое затормозило ее политическое и социальное развитие, заложив основы для многих будущих проблем.
Таким образом, Чингисхан для России был куда более страшным бичом, чем Гитлер. И то, что один бывший министр обороны регулярно подчёркивал происхождение от военноначальника Чингисхана Субедея, тоже говорит о тотальном гуманитарном кризисе во власти. Умные люди должны одергивать таких потомков вовремя.
Продвижение культа Чингисхана в регионе, где 89% населения — прямые потомки тех, кто пережил эту катастрофу не ошибка. Это акт символического насилия над коллективной памятью. Власть, которая должна быть хранителем этой памяти, добровольно занимается профанацией и замещением, превращая национального разорителя в туристический бренд.
Внутренняя работа: «Русский форум» и концептуальный коллапс.
Параллельно этому историческому ревизионизму, в тиши кабинетов рождается «Концепция Русского форума» — документ, иллюстрирующий интеллектуальный уровень создателей. Его содержание заслуживает отдельного разбора как эталон некомпетентности. Ключевой тезис: «Нация и Народ разные понятия… Украинцы, Белорусы, Татары… – это не Русская нация, но – это Русский народ» — демонстрирует фундаментальное непонимание базовых категорий общественных наук.
Разберем эту путаницу в терминах, которые являются азбукой для любого гуманитария:
Этнос. Это научный термин для обозначения культурно-языковой общности, основанной на мифе об общем происхождении, традициях и самосознании («мы» и «они»). Именно то, что в российском бытовом и, как мы видим, чиновничьем языке почему-то ошибочно именуется «нацией».
Нация. В мировой академической традиции нация понимается прежде всего как политическое, гражданское сообщество, объединенное общей волей жить вместе в одном государстве («ежедневный плебисцит»). Это общность граждан, а не крови. «Французская нация» — это все граждане Франции, независимо от этнического происхождения. Таким образом, нация — это как раз то, что может и должно формировать государство.
Народ. Самое многозначное понятие, которое может означать и этнос (в бытовой речи), и население страны (демос), и низшие социальные слои (плебс). Авторы концепции совершают не просто ошибку, а целенаправленную концептуальную инверсию. Они берут научный термин «нация» и низводят его до уровня бытового понятия «этнос». Затем они берут многозначное слово «народ» и пытаются сконструировать из него гибридную сверхэтническую общность, которая должна включать все этносы России, но под эгидой русского культурного кода. Это неуклюжая попытка создать аналог политической нации, избегая самого термина.
Такой подход — типичный пример бюрократического бриколажа, когда из обломков научных теорий и политических лозунгов наспех собирается нежизнеспособная конструкция, единственная цель которой — отчет о проделанной патриотической работе перед кураторами, а не реальное изменение мнения населения.
Архитекторы хаоса: системный кризис компетенций и этики.
Провалы такого масштаба невозможны без соответствующего кадрового обеспечения. И здесь Забайкалье демонстрирует образцовые примеры системной деградации. На выбор два заместителя губернатора края:
Кейс Натальи Щербины. Автор концепции «Русского форума» является выпускницей Дальневосточной академии государственной службы и Хабаровского пограничного института ФСБ РФ. Важно понимать, что это прикладные, ведомственные учебные заведения, готовящие исполнителей для бюрократического аппарата и силовых структур. Эти вузы не котируются на академическом уровне как центры гуманитарной или общественно-научной мысли. Их программы не предполагают глубокого изучения социологии, антропологии или теорий государственного строительства. Неудивительно, что попытка Щербины получить реальную научную квалификацию в аспирантуре академически ориентированного вуза (РАНХиГС) закончилась провалом — степень она так и не осилила. Отсутствие у автора сильной академической подготовки напрямую отразилось в концептуальной беспомощности документа.
Кейс Аягмы Ванчиковой. Судя по всему, курирующая и активно комментирующая «чингисханские» инициативы замгубернатора, более десяти лет пользовалась фиктивным статусом кандидата наук. Факт плагиата доказан сообществом «Диссернет», а степень аннулирована ВАК (подробно рассказывали об этом здесь https://t.me/zlawyers/2339). Тем не менее Аягма Гармаевна как ни в чём не бывало продолжает работу на высокой должности. Этот случай иллюстрирует общую проблему — кризис институциональной этики. В системе, где символический капитал (научная степень) ценится даже будучи фальшивым, а разоблачение не влечет реальных последствий, такие понятия, как компетентность и репутация, теряют смысл.
Захар Прилепин — моральный камертон и вишенка на торте.
Ни для кого не секрет, что взгляды господина Прилепина состоят из идеологической каши: империя и декларируемое Православие соседствуют с желанием завоза в Россию миллионов инородцев и мечтах о ребенке-негритёнке. Инклюзивная империя, хехе. То, что Прилепин не просто рукопожат, но и приглашается в качестве почётного гостя на подобные мероприятия, подчеркивает полное непонимание чиновниками происходящего. По Платону, государством должны править только философы. Наблюдая таких спикеров на «Русских форумах» убеждаемся в правоте великого древнего грека.
Заключение: от идентичности к политике симулякров.
То, что мы наблюдаем в Забайкальском крае — это не поиск идентичности, а административная имитация. Проекты «Чингисхан» и «Русский форум», в терминологии Жана Бодрийяра, можно охарактеризовать как симулякры — знаки, отсылающие не к реальности, а лишь друг к другу и к требованиям бюрократической отчетности.
Региональная власть, ведомая слабыми и этически скомпрометированными кадрами, пытается одновременно обслуживать два несовместимых заказа: внешний (создание евразийского бренда) и внутренний (демонстрация патриотической лояльности и поддержка правого поворота). В результате не создается никакой устойчивой идентичности — ни русской, ни евразийской. Вместо этого происходит девальвация истории, рост общественного цинизма и отчуждение большинства населения, которое вынуждено наблюдать, как на его налоги и на костях его предков ставится этот дорогостоящий и постыдный спектакль.
P.S. И о хорошем. Если с русскими форумами забегали даже в Забайкалье, значит что-то меняется. И, кстати, обратите внимание на порядок расположение ценностей, а также выступающих на форуме гостей. Очень чиновничьи.
Дорогие подписчики, такие тексты отнимают очень много времени и сил. Если вам подобные лонгриды нравятся и вы хотите больше, поддержите канал прямо в Дзене по ссылке: https://dzen.ru/zlawyers?donate=true
Другие реквизиты для поддержки можно найти здесь: https://telegra.ph/Rekvizity-dlya-podderzhki-02-13
Источники:
- Бенедикт Андерсон «Воображаемые сообщества».
- Эрнст Ренан «Что такое нация?».
- В Забайкалье готовятся к Международной научно-практической конференции «Наследие Чингисхана». – URL: https://75.ru/news/414605 (дата обращения: 24.06.2024).
- В Забайкалье готовятся к международной научно-практической конференции «Наследие Чингисхана». – URL: https://gtrkchita.ru/news/sotssfera/v-zabaikale-gotoviatsia-k-mezhdunarodnoi-nauchno-prakticheskoi-konferentsii-nasledie-chingiskhana-75056/ (дата обращения: 24.06.2024).
- Информационное письмо по проведению научно-практической конференции «Наследие Чингисхана». – URL: https://www.sbras.ru/files/files/inf_pismo_13-10-2025.pdf (дата обращения: 24.06.2024).
- Туристический маршрут «Тропою Чингисхана». – URL: https://akshin.75.ru/razdely-i-podrazdely-sayta/turizm/365315-turisticheskiy-marshrut-tropoyu-chingishana (дата обращения: 24.06.2024).
- Копию Чингисова камня привезли в Забайкалье и установили в музее-чуме на Сухотино. – URL: https://75.ru/news/414675-kopiyu-chingisova-kamnya-privezli-v-zabaykal-e-i-ustanovili-v-muzee-chume-na-suhotino (дата обращения: 24.06.2024).
- Наследие Чингисхана: в забайкальской тайге открыли международную конференцию. – URL: https://www.chita.ru/text/culture/2025/06/22/75605750/ (дата обращения: 24.06.2024).