Вспомните себя, во сколько лет вы впервые остались одни дома – без бабушки, мамы-папы? Большинство тех, кто родился в СССР, и не смогут, потому что некоторые даже из детского сада самостоятельно добирались до дома, открывая дверь ключом, висящем на шнурке на шее.
Но совсем не то сейчас, когда мы сами родители или даже бабушки. Кажется, что современные дети куда менее приспособлены к самостоятельной жизни. Их тяжело отпустить одних на улицу или отправить в магазин, страшно оставить одних дома.
А ведь уже меньше месяца осталось до 1 сентября, и многим младшешкольникам придется самостоятельно хозяйничать после уроков дома. Ведь занятия в 1 классе заканчиваются в полдень (а первые месяцы и раньше), продленка есть не везде, а многим родителям необходимо работать. Как подготовить будущих учеников к вынужденному одиночеству?
- Оставаться дома одному — это не только практическая необходимость для родителей, но и важный этап в развитии ребенка, - говорит детский психолог Мария Серебрякова. - Это помогает развивать самостоятельность. Время, проведенное дома без взрослых, учит ребенка принимать решения, управлять своим временем и справляться с мелкими бытовыми задачами, способствует формированию ответственность. Ребенок учится следовать правилам, заботиться о себе и своем окружении, а также осознавать последствия своих действий. Также это укрепляет уверенность в себе: опыт самостоятельного пребывания дома повышает самооценку и готовит ребенка к взрослой жизни.
Ну и еще немаловажный плюс: это практично. Часто оставить ребенка одного дома - единственный выход. Например, когда он заболел, и нужно срочно выйти в аптеку за лекарствами.
- Но важно понимать, что каждый ребенок уникален, и готовность к самостоятельности зависит не только от возраста, но и от характера, уровня зрелости и подготовки, - говорит Мария Серебрякова.
ЧЕТЫРЕ ВАЖНЫХ РЕКОМЕНДАЦИИ
- Универсального возраста, подходящего для всех детей, когда уже точно можно оставить ребенка одного, нет, - говорит Мария Серебрякова. - Законодательство в России, вопреки стереотипам, не устанавливает четких возрастных ограничений для пребывания ребенка дома без присмотра.
Законодатели оставили этот вопрос на усмотрение родителей (и правильно) – им лучше знать, когда они могут, а их дети готовы, к самостоятельности. Правда, если с оставленным ребенком что-то случится, с родителя спросят за оставление без надзора. Поэтому взвесьте готовность собственного чада очень серьезно. Психологи и педагоги дают следующие рекомендации:
1. Подошел возраст самостоятельности.
Обычно дети начинают быть готовыми оставаться одни дома не к первому классу, а с 10–12 лет. В этом возрасте они, как правило, обладают достаточной зрелостью, чтобы следовать инструкциям и справляться с базовыми задачами.
2. Эмоциональная зрелость.
Ребенок должен быть способен сохранять спокойствие в одиночестве, не испытывать сильного страха и уметь реагировать на неожиданные ситуации, например, звонок в дверь или отключение света.
3. Навыки безопасности.
Должен знать, как пользоваться бытовыми приборами, что делать в случае пожара, как связаться с родителями или экстренными службами.
4. Готовность родителей.
Удивительно, но факт: родители также должны быть уверены в том, что ребенок справится, и сами быть готовыми к этому шагу, чтобы не передавать ребенку свои страхи и тревоги.
КАК НАТРЕНИРОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Вот несколько шагов, которые помогут набраться опыта:
1. Начните с малого.
Попробуйте оставить ребенка одного на 15–30 минут, например, во время похода в магазин неподалеку. Постепенно увеличивайте время, чтобы ребенок привык.
2. Обсудите правила.
Четко объясните, что можно и нельзя делать: не открывать дверь незнакомцам, не пользоваться плитой, не выходить из дома без разрешения. Список правил лучше заучить!
4. Обеспечьте связь.
Убедитесь, что ребенок знает, как связаться с вами или другими доверенными взрослыми. Запишите номера телефонов родителей, соседей, родственников и экстренных служб (112).
5. Научите основам безопасности.
Расскажите, что делать в случае пожара, утечки газа или других чрезвычайных ситуаций. Проведите «тренировку» по эвакуации или звонку в экстренные службы. Создайте комфортную обстановку. Убедитесь, что дома достаточно еды, воды, и ребенок знает, где найти все необходимое.
5. Оставьте ему занятия, чтобы он не скучал: книги, игры, задания.
6. Проверьте дом.
Уберите опасные предметы (спички, острые ножи, лекарства, перекройте газ, если ребенок не умеет пользоваться плитой), проверьте исправность электроприборов и заприте окна, если это необходимо.
ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ И КАК ИХ МИНИМИЗИРОВАТЬ
Оставляя ребенка одного, важно учитывать потенциальные риски:
* Эмоциональный дискомфорт. Некоторые дети могут чувствовать страх или одиночество. Обсудите их чувства заранее и дайте понять, что вы всегда рядом, даже на расстоянии.
* Чрезвычайные ситуации. Убедитесь, что ребенок знает, как действовать в случае пожара, отключения электричества или появления посторонних у двери.
* Неправильное использование времени. Чтобы ребенок не проводил время за гаджетами без контроля, договоритесь о расписании или предложите интересные альтернативы, такие как чтение или творчество.
* Доверяйте, но проверяйте. Начните с коротких отлучек и наблюдайте, как ребенок справляется. Задавайте вопросы о том, как он провел время, что делал, как себя чувствовал. Слушайте ребенка. Если он говорит, что не готов оставаться один, не настаивайте. Возможно, ему нужно больше времени или дополнительная подготовка. Будьте на связи. Регулярно звоните или пишите, чтобы ребенок знал, что вы рядом. Хвалите за успехи. Поддерживайте ребенка, отмечая его самостоятельность и ответственность.
ПОЧЕМУ ВАЖНА ДЕТАЛЬНАЯ ПРОРАБОТКА?
- Когда я была маленькой, меня оставили дома одну, не предупреждая об этом, в 3,5 года. Я проснулась дома днем, а дома никого не было. Сестра старшая уехала к подруге, надеялся вернуться, когда я проснусь. Это был травматический опыт для меня. Я боялась оставаться дома одна ещё многие годы. Так что бережный подход очень важен, чтобы ребенок любил и не боялся оставаться один, - говорит психолог Мария Серебрякова. - Начинайте с небольших шагов, создавайте четкие правила и поддерживайте открытый диалог. Тогда этот опыт станет для ребенка не стрессом, а важным этапом взросления, а для родителей — поводом гордиться своим чадом.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Мама обязательно вернется: Работающие советы, как безболезненно приучить ребенка к детскому саду
Ночные кошмары укорачивают жизнь: как быть
Автор: Анна КУКАРЦЕВА