#рядом с Москвой
В центре Клина, в фонтане у Торговых рядов стоит небольшая фигура босоногой девочки с корзинкой грибов. Она выжимает подол платья, будто только что вернулась из промокшего леса. Или на нее попадают брызги воды из фонтана.
История скульптуры началась в 1869–70 годах. Ее автор — скульптор Федор Федорович Каменский. Легенда появления такая: скульптор гостил в усадьбе Золино у золотопромышленника Дмитрия Чернядева. В это время его сын вместе с охотничьей собакой встретил в лесу промокшую девочку, собиравшую грибы. Он привел ее в дом, там ее напоили чаем и она согрелась и обсохла после дождя. Ребенка заметил скульптор, она и стала моделью для будущего произведения.
Есть еще грустная легенда, что эта скульптура – память о дочери Чернядева, которая ушла в лес за грибами и не вернулась. Хотелось бы проверить эти легенды, выяснить количество детей и сколько они жили.
Публика увидела «Девочку-грибницу» в 1871 года в Санкт-Петербурге на выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Скульптура – «Девочка-грибница» Федора Каменского тогда называлась «По грибы».
Критик Стасов в статье о выставке передвижников так написал о произведении скульптора:
«Для полноты отчета следует упомянуть ещё о гипсовой статуе г. Каменского «По грибы». Тут представлена маленькая русская девочка, которая поставила наземь свой кузовок набранных грибов и, вероятно замочив низ сарафанчика, переходя вброд, выжимает из закрученного подола воду. Головка не лишена грации и русской типичности, но вообще эта статуэтка не совсем удовлетворительна и по позе, несколько деревянной, и по малому интересу мотива, и, наконец, по плоским ногам и пр.; кто не знает, какие пухлые, милые ножки бывают у детей этого возраста? Наконец, хотелось бы спросить: неужели весь свой век г. Каменский будет только и делать, что немножко кисленьких женщин да немножко сладеньких детей? Мы признаем за г. Каменским талантливость и желали бы ему уберечься от монотонии и крайней односторонности».
Передвижная выставка 1871 года. В. В. Стасов
На Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде Девочка-грибница украшала вход в ажурный чугунный павильон Каслинского завода. Тогда завод получил право ставить на изделиях клеймо с государственным гербом России двуглавым орлом. А в 1900 году, на Всемирной выставке в Париже скульптура получила Большую серебряную медаль.
Интересно, что у «Девочки-грибницы» есть «брат» — «Мальчик-пастушок» или «Мальчик-охотник». Это тоже работа Каменского, тоже отлитая на Каслинском заводе, и создана примерно в то же время.
После революции скульптура оказалась на дне пруда. В 1935 году Девочку-грибницу нашли и установили в Клину в сквере у Торговых рядов. А мальчик пастушок или охотник исчез бесследно.
В 1990 скульптуры пытались украсть, поэтому подлинник поместили в Краеведческий музей, а стоящая сейчас в центре фонтана – точная копия.
А есть еще и третья, вернее, вторая девочка. Еще тогда, в XIX веке на Каслинском заводе изготовили двух девочек-грибниц. Одна поселилась в усадьбе, а вторая участвовала в выставках. И сейчас она в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.
А вот что пишет Иван Тургенев о сборе грибов:
«Вдруг он вздрогнул и умолк, пристально всматриваясь в чащу леса. Я обернулся и увидел маленькую крестьянскую девочку, лет восьми, в синем сарафанчике, с клетчатым платком на голове и плетеным кузовком на загорелой голенькой руке. Она, вероятно, никак не ожидала нас встретить; как говорится, наткнулась на нас и стояла неподвижно в зеленой чаще орешника, на тенистой лужайке, пугливо посматривая на меня своими черными глазами. Я едва успел разглядеть ее: она тотчас нырнула за дерево.
— Аннушка! Аннушка! подь сюда, не бойся, — кликнул старик ласково.
— Боюсь, — раздался тонкий голосок.
— Не бойся, не бойся, поди ко мне.
Аннушка молча покинула свою засаду, тихо обошла кругом, — ее детские ножки едва шумели по густой траве, — и вышла из чащи подле самого старика. Это была девушка не восьми лет, как мне показалось сначала, по небольшому ее росту, — но тринадцати или четырнадцати. Все ее тело было мало и худо, но очень стройно и ловко, а красивое личико поразительно сходно с лицом самого Касьяна, хотя Касьян красавцем не был. Те же острые черты, тот же странный взгляд, лукавый и доверчивый, задумчивый и проницательный, и движенья те же… Касьян окинул ее глазами; она стояла к нему боком.
— Что, грибы собирала? — спросил он.
— Да, грибы, — отвечала она с робкой улыбкой.
— И много нашла?
— Много. (Она быстро глянула на него и опять улыбнулась.)
— И белые есть?
— Есть и белые.
— Покажь-ка, покажь… (Она спустила кузов с руки и приподняла до половины широкий лист лопуха, которым грибы были покрыты.) Э! — сказал Касьян, нагнувшись над кузовом, — да какие славные! Ай да Аннушка!
— Это твоя дочка, Касьян, что ли? — спросил я. (Лицо Аннушки слабо вспыхнуло.)
— Нет, так, сродственница, — проговорил Касьян с притворной небрежностью. — Ну, Аннушка, ступай, — прибавил он тотчас, — ступай с Богом. Да смотри…
— Да зачем же ей пешком идти? — прервал я его. — Мы бы ее довезли…
Аннушка загорелась, как маков цвет, ухватилась обеими руками за веревочку кузовка и тревожно поглядела на старика.
— Нет, дойдет, — возразил он тем же равнодушно-ленивым голосом. — Что ей?.. Дойдет и так… Ступай.
Аннушка проворно ушла в лес».
Иван Тургенев «Записки охотника»
Подпишитесь на «Литкупаж», у нас интересно 📖