Найти в Дзене

Новый учебник по экономике

Преподавание экономики в наше время находится в глубоком кризисе. В советское время использовались выверенные учебники политэкономии. В них авторы пытались заставить читателей по-марксистски мыслить и анализировать макроэкономическую действительность с точки зрения долгосрочных трендов. Уход из активной жизни настоящих живых марксистов, смена поколений и их языка привела в выхолащиванию этого образования, подмене смыслов словами и мысли заучиванием. Связь между вполне жизненной теорией и практикой разорвалась. Результат известен. Люди, которые были вроде как обучены различать экономическое добро и зло, променяли Советскую империю на куриные окорочка, ширпотреб и бытовую электронику, поддержав дикие в самоубийственности инициативы Партии и Правительства. Пришедший на смену политэкономии западный подход в преподавании — это не просто закрепление победы в ментальной области. Этот подход действительно позволял решать практические задачи построения капитализма в России. Однако очевидны приз

Преподавание экономики в наше время находится в глубоком кризисе. В советское время использовались выверенные учебники политэкономии. В них авторы пытались заставить читателей по-марксистски мыслить и анализировать макроэкономическую действительность с точки зрения долгосрочных трендов. Уход из активной жизни настоящих живых марксистов, смена поколений и их языка привела в выхолащиванию этого образования, подмене смыслов словами и мысли заучиванием. Связь между вполне жизненной теорией и практикой разорвалась.

Результат известен. Люди, которые были вроде как обучены различать экономическое добро и зло, променяли Советскую империю на куриные окорочка, ширпотреб и бытовую электронику, поддержав дикие в самоубийственности инициативы Партии и Правительства.

Пришедший на смену политэкономии западный подход в преподавании — это не просто закрепление победы в ментальной области. Этот подход действительно позволял решать практические задачи построения капитализма в России. Однако очевидны приземлённость этого подхода, концентрация на абстрактных моделях хозяйства, в целом оторванных от реальности, с извлечением хозяйственных вопросов из комплекса общественных отношений, подмена содержательного обсуждения общественной сферы во всём её многообразии и сложности отвлечёнными и безответственными рассуждениями об институтах, его идейная ограниченность. Вдобавок, множество написанных российскими преподавателями учебников, увы, не поднялись даже до уровня добротного бакалавриата западных вузов. Аналогов таких фундаментальных учебников как Mas Colell — Whinston — Green, в России не появилось.

Одним словом, это не то преподавание экономики, которого достойна мировая империя. А следовательно, нужно другое преподавание экономики.

В общении с читателями нашей Книги, нехватка именно учебного курса ощущалась особенно остро. Об этом говорили и преподаватели, которые приходили на встречу с нами, и неравнодушные и образованные читатели. Создание нового учебного курса — задача непростая. Нужен заказ в виде учебной программы и талантливых студентов с живыми умами, чтобы эту программу с удовольствием реализовать. Нужна новая методология общественных дисциплин, поскольку преподавание и исследования не отделимы (в отличие от естественных наук). Всего этого пока нет.

Но «путь в тысячу ли (500 км) начинается с первого шага». Наш новый учебник базируется на том курсе, который преподаётся в МФТИ, Физтехе — вузе совершенно неэкономическом, но зато со студентами, которые отобраны для решения амбициозных задач развития нашей страны.

В нашем учебнике выбраны прикладные и вечно актуальные темы экономического анализа деятельности предприятия, финансовой грамотности и экономической борьбы. Про финансовую грамотность мы рассказали так, как это ожидается от сотрудника казначейства банка, а не от человека — цели рекламы банков. В анализе экономики предприятия мы соединили микроэкономику предприятия с чтением и интерпретацией его финансовой отчётности — в традиционных учебниках экономики про это либо не говорится вообще, либо объясняется, что такое непосредственное сопоставление двух тем не возможно. Наконец, анализ экономической борьбы необходим, чтобы наши студенты не были беззащитными перед когнитивной агрессией, не повторили судьбу своих предшественников 70-80-х годов XX века. Конкретность изложения подкрепляется использованием математики — не для усложнения и заумности, а для формирования чистоты понимания, ясности мысли студентов.

Всё это повествование строится вокруг создания и внедрения новых технологий, формирования производственных структур, чья эффективность будет превосходить структуры прошлого. Учебник ориентирован на модернизацию России — решение задачи, поставленной Президентом, на воспитание победителей. Этим он дополняет идеи «Экономики для тех, у кого есть будущее».

Учебник на сайте издательства: https://kmbook.ru/shop/finansovo-ekonomicheskij-analiz-uchebno-prakticheskoe-posobie/.

© С. А. Копылов, CFA, FRM