Найти в Дзене

Храм Артемиды Эффеской: Седьмое чудо света.

Величественный и блистающий, храм Артемиды в Эфесе возвышался над городом, словно дар богов, оставленный смертным. Его мраморные колонны, отполированные до ослепительного блеска, отражали солнечные лучи, а золотые украшения сверкали даже в сумерках. Это было место, где земля встречалась с небом, где люди приходили просить милости у грозной и прекрасной богини охоты.   Рождение святилища  Легенды говорят, что храм построили на месте древнего святилища, где местные племена поклонялись богине плодородия ещё до прихода греков. Когда эллины основали Эфес, они отождествили её с Артемидой, но не той стройной охотницей, что известна по мифам, а многогрудой покровительницей жизни и природы. Её статуя в храме была непохожа на привычные изображения: десятки грудей символизировали изобилие, а нижняя часть тела, обёрнутая в погребальные пелены, напоминала о хрупкости существования.   Строительство грандиозного храма началось в VI веке до н. э. при царе Крёзе, том самом, чьё имя стало символом

Величественный и блистающий, храм Артемиды в Эфесе возвышался над городом, словно дар богов, оставленный смертным. Его мраморные колонны, отполированные до ослепительного блеска, отражали солнечные лучи, а золотые украшения сверкали даже в сумерках. Это было место, где земля встречалась с небом, где люди приходили просить милости у грозной и прекрасной богини охоты.  

Рождение святилища 

Легенды говорят, что храм построили на месте древнего святилища, где местные племена поклонялись богине плодородия ещё до прихода греков. Когда эллины основали Эфес, они отождествили её с Артемидой, но не той стройной охотницей, что известна по мифам, а многогрудой покровительницей жизни и природы. Её статуя в храме была непохожа на привычные изображения: десятки грудей символизировали изобилие, а нижняя часть тела, обёрнутая в погребальные пелены, напоминала о хрупкости существования.  

Строительство грандиозного храма началось в VI веке до н. э. при царе Крёзе, том самом, чьё имя стало символом несметных богатств. Архитекторы Херсифрон и Метаген создали проект, который поражал воображение: 127 колонн высотой с десятиэтажный дом поддерживали крышу из кедровых балок. Пол был выложен разноцветным мрамором, а внутри стояла статуя Артемиды, украшенная драгоценными камнями.  

Герострат и вечный позор 

Но слава храма привлекла не только паломников. В 356 году до н. э. безумец по имени Герострат поджёг святилище, желая обессмертить своё имя. Огонь пожирал деревянные перекрытия, плавил золотые украшения, и к утру от великого храма остались лишь обугленные колонны.  

Говорят, в ту же ночь родился Александр Македонский. Жрецы Эфеса позже утверждали, что Артемида была так занята присутствием при рождении великого царя, что не смогла защитить свой дом. Александр, посетив Эфес годы спустя, предложил восстановить храм за свой счёт, но гордые эфесцы ответили: «Не подобает богу строить храмы другим богам».  

Возрождение и гибель  

Храм отстроили заново, ещё более великолепный. Новое здание стало выше и просторнее, а его украшения затмили прежние. Римские правители привозили сюда дары, а поэты слагали о нём стихи. Но время не пощадило и это чудо.  

-2

С приходом христианства культ Артемиды угас. Камни храма растаскивали на строительство церквей и крепостей. Болота, наступавшие на Эфес, поглотили руины. Сегодня на месте храма стоит лишь одна одинокая колонна, собранная из обломков, — немой свидетель былого величия.  

Но если прислушаться, в шелесте камыша ещё можно уловить шёпот жриц, звон золотых украшений и далёкий лук Артемиды, выпускающий стрелу в вечность.