Найти в Дзене
ПЕТРОГРАД

Как чехи мстили русским женщинам

События данной фотографии разворачиваются под самый конец Пражской весны в 1968-м году в Словакии, город Кошица. Тогда этот небольшой городок насчитывал около ста сорока тысяч граждан. Стало быть, совсем горстка, однако, в ЧССР это был крупный региональный центр. Как только блок Варшавы вошёл в Чехословакию, что тогда была далеко нестабильно политически, ночью на двадцать первое августа по всей стране начались беспорядки. Конечно же, чешские ура-патриоты сразу же начали искать козлов отпущения, разумеется, тех кто не мог себя защитить. Они расклеивали по городу адреса, имена, плакаты "предателей". Только вот не ясно до конца, кого и что они предали. В этих списках, что были расклеены, не повезло числиться семье Йозефа Беласа, что был начальником политического департамента школы авиации в Кошице. У него было двое детей и жена, которую звали Валентина. Валентина была гражданкой СССР, а с Йозефом она познакомилась ещё в конце 50-х годов, вскоре вышла за него замуж и переехала с ним в Че

События данной фотографии разворачиваются под самый конец Пражской весны в 1968-м году в Словакии, город Кошица. Тогда этот небольшой городок насчитывал около ста сорока тысяч граждан. Стало быть, совсем горстка, однако, в ЧССР это был крупный региональный центр.

Как только блок Варшавы вошёл в Чехословакию, что тогда была далеко нестабильно политически, ночью на двадцать первое августа по всей стране начались беспорядки. Конечно же, чешские ура-патриоты сразу же начали искать козлов отпущения, разумеется, тех кто не мог себя защитить. Они расклеивали по городу адреса, имена, плакаты "предателей". Только вот не ясно до конца, кого и что они предали.

В этих списках, что были расклеены, не повезло числиться семье Йозефа Беласа, что был начальником политического департамента школы авиации в Кошице. У него было двое детей и жена, которую звали Валентина. Валентина была гражданкой СССР, а с Йозефом она познакомилась ещё в конце 50-х годов, вскоре вышла за него замуж и переехала с ним в Чехословакию.

Тогда, в этот летний день, она вышла на улицу и увидела плакат, где был указан адрес семьи. Валентина тут же начала срывать этот плакат, за что получила массу осуждающих взглядов кругом. Она им объясняла что-то на русском языке, но в ответ получала лишь груду ненависти. Особо активные молодые "патриоты" схватили Валентину, сорвали с неё одежду и облили краской красного цвета. В таком виде её толпой погнали вдоль улицы Ленина к площади Освободителей.

"Мы поступили с ней так, потому что она была русской. Она сама виновата, что с ней произошло подобное. Не надо было ей говорить по-русски. Помимо всего, когда мы пришли туда, она уже была без одежды".

- Слова одного из напавших на жену офицера Войтеха Пастора, кто охотно рассказал о минувшем дне. - "Наши действия были вполне справедливы".

Когда Валентину довели до площади Освободителей и что с ней случилось далее - бытуют разные мнения. Кто-то говорит, что её укрыла сердобольная чешка в своём магазине. Другое мнение, что какой-то мужчина укутал её в своё пальто и увёл в магазин. В любом случае, женщину отвоевали у толпы, а полиция тут же задержала "палачей": Войтеха, Юрая Федора, Яна Вейса и с ними в придачу ещё одну даму. Каждому из них вынесли обвинения в хулиганстве.

-2

Войтеху Пастору дали семь месяцев тюрьмы, после чего областной суд в три раза увеличил его срок. Позже, в 1970-м году, всплыла информация, что Валентину хотели бросить под трамвай, однако это быстро опровергли, ибо "оккупантские танки поломали все рельсы для общественного транспорта". Это является неким "алиби", по которому задуманное не совершилось.

Сам же Войтех считает, что осудили его показательно, ибо на суде присутствовали советские консультанты, которые занимались его делом. Мало того, из Советского Союза даже пригласили судью. В конце концов, Войтеха обвинили в терроризме и дали семь лет тюрьмы. Освободился он в 1981-м году и дожил даже до развала СССР.

Только вот что хотел от государства этот террорист - неизвестно. Скорее всего, амнистии. Но снятия обвинений он так и не дождался. Жив ли этот мужичок сейчас - скорее всего да, ведь в 2018-м году он на седьмом десятке ещё раздавал различные интервью о вреде коммунизма и об оправдании самого себя.

А вот с Валентиной и её семьёй всё своим чередом. Муж её сделал карьеру и добрался до звания генерал-майора. Скорее всего, их семья до сих пор живёт в Чехословакии и довольно-таки неплохо.

Во время "Пражской весны" моментов подобного терроризма было немало. К счастью, без жертв.