Найти в Дзене
записки зубного детектива

Что должен делать врач, чтобы не сесть и в то же время не погубить пациента

Не так давно я писал статью о нашумевшем среди стоматологического сообщества случае. Пациентка пришла на удаление зуба, хирург все замечательно сделал, но обратил внимание на то, что на верхушке зуба было нечто, что отличалось от обычного вида кисты или гранулемы. Будучи ответственным человеком, коллега отправил этот зуб на гистологию в лабораторию, которая несколько задержалась с ответом, а к тому времени пациентка укатила в отпуск. И вот, когда она находилась в отпуске, пришел ответ — обнаружено нечто нехорошее, требующее немедленного вмешательства. Пациентка вынуждена была срочно улететь обратно в столицу нашей родины и заняться лечением. Благодаря внимательности и профессионализму стоматолога-хирурга, жизнь ей спасли. Но после этого она явилась в клинику не для того, чтобы искренне поблагодарить замечательного человека и врача, а предъявила иск в 3 миллиона рублей за то, что он, якобы, слишком долго тянул с анализом и нанес ей этим вред, испортив отпуск. Клинику сначала засудили «в

Не так давно я писал статью о нашумевшем среди стоматологического сообщества случае. Пациентка пришла на удаление зуба, хирург все замечательно сделал, но обратил внимание на то, что на верхушке зуба было нечто, что отличалось от обычного вида кисты или гранулемы.

Будучи ответственным человеком, коллега отправил этот зуб на гистологию в лабораторию, которая несколько задержалась с ответом, а к тому времени пациентка укатила в отпуск. И вот, когда она находилась в отпуске, пришел ответ — обнаружено нечто нехорошее, требующее немедленного вмешательства.

Пациентка вынуждена была срочно улететь обратно в столицу нашей родины и заняться лечением. Благодаря внимательности и профессионализму стоматолога-хирурга, жизнь ей спасли. Но после этого она явилась в клинику не для того, чтобы искренне поблагодарить замечательного человека и врача, а предъявила иск в 3 миллиона рублей за то, что он, якобы, слишком долго тянул с анализом и нанес ей этим вред, испортив отпуск.

Клинику сначала засудили «всего» на 750 тысяч, потом вроде как оправдали и назначили 100 тысяч штрафа, но крови выпили изрядно в любом варианте.

Как вы знаете, у врачей тоже есть свои юристы, которые проводят курсы юридической грамотности для стоматологов и руководителей стоматологических клиник. Само собой, после каждого подобного случая мы разбираем ситуацию и задаем вполне очевидные вопросы. В чем ошибся тот врач и что делать нам в подобном случае, чтобы избежать потребительского терроризма? Одни юристы долго и нудно разбирали ситуацию, советовали, какие документы нужно подписать вместе с пациентом, чтобы избежать потом проблем и т.д.

Но очень многие просили слушателей ответить на другой вопрос: что было бы, если бы доктор просто выбросил данный зуб в плевательницу и забыл про него? И приходилось с горечью признать, что врачу не было бы вообще ничего (он не обязан был посылать зуб на гистологию, если у пациентки не было соответствующих жалоб, а он не заметил ничего явного), а, главное, через полгода-год, когда у пациентки появились бы симптомы, никто бы уже и не вспомнил, что она удаляла когда-то зуб, а очень скоро после этого уже некому было бы предъявлять клинике претензии. Увы, но это факт.

Про пациентов, пытающихся содрать с врачей три шкуры, можно рассказывать долго и даже целую книгу написать (равно как и о врачах, не слишком рьяно исполняющих свой долг, кстати, но сегодня речь не о том).

Людям, спасшим жизнь человеку, предъявляли иск о том, что во время реанимационных мероприятий они сломали пациенту ребро, причинив тому физический вред и моральные страдания (вспоминается анекдот: «А кепочка где?!»).

Юристы потом предлагали нам вспомнить, был ли осужден хоть один врач за последние десять лет за то, что прошел мимо лежащего человека?

Нет, таких случаев не было!

А были случаи, когда врач стал оказывать помощь, но человек все же умер, а врача потом судили за некачественное оказание помощи, да еще и попутно вменяли оказание услуг, не отвечающих нормам безопасности, не на территории медицинского учреждения без соответствующей лицензии?

Да, сколько угодно!

Думаю, любой опытный врач может вспомнить множество таких же курьезных претензий как со стороны наших следственных органов, так и со стороны жаждущих наживы пациентов. Я тоже не раз об этом писал.

К чему это я веду нашу беседу? А к тому, что каждый такой вот потребительский террорист является по сути серийным душегубом. Если вы узнали себя в этом рассказе, то проникнитесь этой мыслью. Вы отправили на тот свет, как минимум, десятки людей! Пусть косвенно, но вы стали причиной того, что в следующий раз врач пройдет мимо умирающего на улице человека потому, что юристы ему напрочь запретили подходить, запугав подобными разборами конкретных случаев.

Станет врач отправлять на гистологию только что удаленный зуб, если знает, что ему потом может прилететь за это, как рассказывали нам на очередном семинаре? Вопрос риторический. Большинство выбросит этот зуб и еще проследит, чтобы его немедленно утилизировали.

Сегодня у меня была пациентка с не слишком хорошим корнем зуба. Еще десять-двадцать лет назад я бы однозначно попробовал спасти его и взял бы риски на себя. Сегодня риски слишком велики, поэтому я честно ей сказал, что никаких гарантий на этот зуб нет и быть не может, она потратит на его лечение и коронку ровно столько же денег, сколько может отдать на имплантацию+коронку (у нас сейчас очень хорошие акции на это дело), и со всеми гарантиями получить имплантат (который может простоять 40-50 лет) и коронку (которая простоит минимум лет 10). При этом, если корень развалится через год, то никаких денег ей никто не вернет и она вернется к имплантату с коронкой снова, но уже без всяких акций.

И стало мне немного грустно от того, что врачей загнали в условия, когда они просто не могут рисковать, использовать хоть какие-то методики, не одобренные минздравом, пытаться сделать что-то, выходящее за рамки официальных рекомендаций, экспериментировать для блага пациента. Все, что мы можем сегодня, — предложить удалить такой зуб, а лечить можем, только если пациент подпишет десять бумаг, что он предупрежден о последствиях, знает, что зуб подлежит удалению, настаивает на альтернативном плане лечения и берет все риски на себя.

Скажу прямо, мало кто соглашается на такие условия, и стройными толпами по всей стране пациенты несут хирургам зубы, которые вполне еще можно было полечить. Да, пусть без гарантии, но иногда нет ничего более постоянного, чем временные меры.

Меня тут спросили, а что бы я делал на месте врачей, которые видят что-то непонятное, но не уверены в диагнозе? Сказал бы пациенту о подозрениях или сделал вид, что ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу?

На самом деле это не каверзный, а очень простой вопрос, на который я отвечал уже десятки раз. Запишите это и повесьте на видном месте! «НЕ ЗНАЕШЬ — ОТПРАВЬ К УЗКОМУ СПЕЦИАЛИСТУ!»

Я не врач-онколог и не обязан по одному снимку сходу ставить безошибочный диагноз и нести за него ответственность. Зато есть специалисты, которые не только могут, но и должны провести обследование, сделать биопсию, если нужно, и дать абсолютно точный и недвусмысленный ответ, есть там зло или нет? И это касается всего, не только онкологии! Не знаешь, сбрось с себя ответственность на того, кто разбирается в этом лучше тебя. Спасешь и тело пациенту, и душу себе!

Не бойся выглядеть некомпетентным! Лучше спросить у коллег и стать чуточку умнее, чем постесняться и остаться глупцом на всю жизнь, да еще и с подпорченной кармой!

Немного нестандартное продолжение следует

Записки зубного детектива