В свое время, Юм, представил компатибилистическую теорию свободы воли, его взгляды на философию религии были особенно противоречивыми, например из-за отказа от чудес и замысла в пользу существования Бога. Кант, хотя и представлял «другую школу» (государство и его «наследие») считал Юма вдохновителем.
/ Аудиозапись на YouTube /
I Переосмысление представлений о мире и человеке в нем (годы I-II Мировых войн, ХХ в.), далее интернет и глобализация 00-е (адаптация). Обобщение опыта античной культуры привело к появлению фундаментального труда «о душе» Аристотеля. Ярошевский М.Г. назвал это «творческий диалог с прошлым», тенденции и перспективы психологии как знания и роль ее как науки. Это важно так как обозначает грани этого своеобразного простого звездчатого ромбододекаэдра, поскольку решает вопрос психологии и вопросы других Констант в настоящем и будущем.
II Наука о душе человека, сменила принятое христианством средневековое богословие и заставила воскрешать греческих философов в нашем народном сознание, наука которая что человека, который сам по себе есть причина всех наук, то мы напрямую упираемся в басню о его "сотворении", то есть о мироздании, о праве и политике. Суть актуального очерка в образовании предмета, не лишь «психологии» самой по себе, как науки, а того, как формирование одного «поля» (науки) влияет на трансформацию иных сфер (даже не столь научных но практических дисциплин, которые в свою очередь оказывают давление на все другие сферы), таким образом определения которым приписывается таким образом научность, определяют части сфер, зоны, где «религия» если не заменяет, то также задействует их в том числе, при этом ее собственный институт, влияет на формы этих предметов. Так Детерминизм это про то, что в каждый момент времени у мира есть только одно возможное будущее, например всякое событие в мире определяется Богом. Противоположная этому точка зрения, зовется Инкомпатибилизмом - утверждает что свобода воли несовместима с детерминизмом.
III Начало дискуссии о роли «науки о духе» в контексте психологии положила Страсбургская речь В.Виндельбанда. Основоположник критической философии Кант придавал статус научности лишь различным направлениям естествознания. С точки зрения кёнигсбергского мыслителя, сфера изучения социальных событий, культуры и жизни человека не может считаться наукой в строгом смысле слова, поскольку она ограничивается описанием социальных явлений, а не построением законов, объясняющих данные процессы. Закон должен соответствовать принципу всеобщности, т.е. обладать способностью упорядочивать опыт посредством универсальной чистой формы, а не проистекать из опыта. В.Виндельбанд в своей книге «История и наука» (1904) разделяет естественно-научную и гуманитарную ориентации (номотетическая и идеографическая (объяснение сложного целого)).
IV Термин «психология» был предложен Рудольфом Гоклениусом и стал общепринятым после публикаций Христиана Вольфа. В научном пространстве Германии большую роль играло учение Г.Лейбнца, которого систематизировал и популяризировал Вольф (1679-1754). Gottfried Wilhelm von Leibniz (1646-1716) кстати автор современной (компьютерной) двоичной системы исчисления - числа описываются с помощью двух символов - 1 и 0. Сама 8триграмма и 64гексаграмма известны еще из классических текстов Китайской Книги Перемен. Лейбниц также открыл дифференциальное и интегральное исчисление, участвовал в мероприятиях по улучшению работ горной промышленности, интересовался теорией денег и монетной системой, организовал академию наук в Берлине, к нему обращался Петр I с просьбой возглавить Российскую академию наук. Продолжая о двоичной системе: известным стал Шифр Бэкона, в 1605 году он описал систему сведения букв к последовательности двойных цифр. А вот Вольф был учителем М.В. Ломоносова. Его отъезд из Пруссии был связан с обвинением в атеизме, правда после он уже навсегда, по приглашению короля, возвращается в Пруссию в должности ректора университета. Логику Вольф разделял на теоретическую (формы мышления) и практическую (критерии истины). В познании он различал три ступени: понятие, суждение и умозаключение. В рамках темы, обсуждая историю и время, "научность" предмета, а именно, что обуславливает его категорию? По степени формирование очертаний обособленной науки, науке о душе - психологии, в погони за введенным термином, я предполагаю, были как раз такие планы, обьяснить значение души и роль человека, его природу и раскрыть загадку, то что за собой из века в век оставляло право церковь, вот в принципе почему (всвязи с идеей мироздания и словесностью (на языке у крестьянина)). "Услышим" что писал Гегель о предмете психология: дух как ум - теоретический дух, познание, воля - практический дух и нравственность - свободный дух. Человеческое сознание, считал Гегель, обнаруживается не только в слове, но и в самых разнообразных проявлениях творческой активности. Очень интересным и верным, на мой взгляд, являются наблюдения Гегеля касательно человека: индивидуальность (органическое природное начало в человеке), индивидуальность (которая формируется социальной средой) и личность (которой человек становится в результате своей жизни).
V С введением в обиход нового термина «Экспериментальная психология» как ответ на анатомические «открытия», совпадения, с другими «возможностями» организма, побудило к физиологической наклонности, для регулирования «развития» психология, однако не разделила два предмета или две науки, напротив только скомпрометировало образование «споров», воззрений, в которых, на мой взгляд, нет места. Так Г. Т. Фехнер разделил психофизику на два типа: внешняя - решает вопрос о соотношении между психическим и физическим (духовным и материальным), внутренняя - вопрос о соотношении психического и физиологического (между душой и телом). С введением в употребление самой привязки физико- в отношении «пси» души, сформировалась такая же параллель в иной научной сфере - астрономии. Здесь мы видим, что в ряде ситуаций экспериментального свойства - изучения, как со временем в изучении реакции на воздействие, которая никогда не происходит немедленно. Астрономы установили, что всегда есть некое запаздывание ответа на сигнал. Психология заговорила математическим языком - сперва об ощущениях, затем о времени реакции. Фехнер открыл закон возрастания силы раздражителя в геометрической прогрессии соответствующий росту величины ощущения в арифметической прогрессии - основной психофизический закон. Интенсивность ощущений возрастает пропорционально логарифму внешнего раздражения. Это сыграло огромную роль для подтверждения и правомерности плодотворности использования в психологии математических приемов обработки опытных данных.
VI Платон рассуждая о душе: три части - это выделение, страсть и разум. Вожделеющая и страстная душа должны подчиняться разумной, которая одна может делать поведение нравственным. Колесница запряженная двумя конями: черный конь - это вожделеющая душа, она не слышит приказов и нуждается в постоянной узде, этот конь стремится перевернуть колесницу; белый конь - это страстная душа, хотя и старается идти своей дорогой, но не всегда слушается возницу и нуждается в постоянном присмотре. Разумная часть души - возница, что ищет правильный путь и направляет по нему колесницу, управляя конем. Логика Платона берет свое начало от самого человека, с его Эго, обращаясь к нему, как зерно, которое таким образом он помещает в благородную почву, по воле самого человека, для его разума и в вере в его разум, есть основа сего аргумента и его положительный, благой смысл. ВОЛЯ. Добродетели являются первоначальными достоинствами души, для того чтобы развивать их, душа должна трудиться. Нравственное становление человека напрямую соотносится с развитием его разума - сверхчувственной части души, опирающейся в познании мира и самого себя не на ощущение, а на мышление. ОСОЗНАННОСТЬ. По мнению Аристотеля, высшими добродетелями доставляющими самое благородное и совершенное удовольствие, являются те, в которых раскрывается разум (осознанность). Тут же на ум приходит Густав Теодор Феннер, который в 1851 г. выступает идеей создания новой эксперементально-математической наукой психофизикой. Он, придерживаясь параллелизма соотносит «две стороны - «светлая» (духовная) и «теневая» (материальная)», в математическом уравнении он видит смысл выразить существующее функциональное отношение между ними. В «Элементы физики» он определяет психофизику как науку о всеобщей связи физического и духовного мира.
VII «Основы физиологической психологии» (1874) «жизненные процессы сознания, которые, находясь на полпути между внешним и внутренним опытом, требуют одновременного применения обоих методов наблюдения, внешнего и внутреннего» - это так называемая «научная психология» что звучит по мне так комично, смысл в том что процессы имеют как физиологическую так и психологическую составляющую, хотяб речь идет о разных характеристиках объекта (субъекта), но сравнение происходит, так как предмет обсуждение - сознание человека (а не его палец): опыт отношения субъекта к представленным объектам: «Человек сам - не как он представляется извне, но как он дан непосредственно себе самому». Точка воззрения (восприятие) - через ассоциативные и апперцептивные сочетания ощущений, представлений и простейших чувствований. Вундт, тем самым обосновывает принципиальное отличие сознания человека от всего внешнего и материального. Уникальной психологию делает непосредственно опыт Человека и она , таким образом, он считает имеет право на свое Еще и независимое право на существование. В действительности, как мне кажется, помимо всего когда апеллируют и к чему соотносят теперь уже новые открытия из этой сферы, просто отдельные ветви, теория же научной мысли, которую подчеркивает Вильгельм Вундт (немецкий психолог, физиолог, философ, логик, языковед, основатель экспериментальной психологии), продолжает эту самую «Борьбу» которая еще раньше чем от Мартина Лютера или хотяб с его времен набирала обороты или получила свой градус, то что разделяет «политику» Германии, а именно ее Философия или воззрения на мировую историю и ее культуры. Вундт в своем первом труде «К теории чувственного восприятия» выдвигает идею создания экспериментальной психологии, план который изложил в «Лекции о душе человека и животных» (1863). Таким образом, психологическая лаборатория при Лейпцигском университете организованная им становится международным центром по подготовке психологов-экспериментаторов.
VIII Теодюль Рибо в своих работах по анализу и психологии своего времени писал "метафизический талант обратно пропорционален таланту психологическому, что отныне - за исключением нескольких гениев, которые могут встретится - психолог должен отказаться от метафизики, а метафизик от психологии". Воистину, это утверждение не просто цитата - это само утверждение научности предмета. Человеку, который освоил некоторые методы, свойственно приписывать себе всяческие несвойственные ему способности, как и некоторому человеку которому "разрешили" рассуждать, оказывается совершенно естественным на базе впечатлений, из личного опыта или потребности в роли эксперта - ставить диагнозы. Но "развитие" психологии и аргумент психологии, все это процессы дополнения социальных сфер жизнедеятельности масс обособленных в потребности или нуждой влиять на определенные социальные события. Отсюда можно заметить, что хотя все мы одинаковы и зависим от природныз (семейных черт) и от государства (матрица), в остальном мы крайне различны в своих историях и переживаниях, все хотим быть любимы теми кто нам нравится и другие одни и те же "хочу", "боюсь" и разные истории болезней, все это аргумент к диалектике, к индивидуальному разговору, сравните это с исповедью или беседой с психологом, "сколько людей столько и мнений" - это как раз об этом! Неоспоримо одно, это есть, этим пользуются, это применяется и неважно - особый способ взаимодействия с индивидом, знание относительно природы человека, желание человека (эго); кто вы и какого о себе мнения, психология существует для многих в совершенно разных формах, поскольку таково свойство любой науки - мы все это пользуем, как электричество, но мало кто из нас в состоянии соорудить электростанцию или хотя бы разобраться в проводах электросчетчика. Проблема психологии в том, что сам человек как масса есть и причина и следствие...
IX Итак, кто-то по аналогии.., также "разделил" психологию на "новую" и "старую" в веке XIX. В образ предмета "психология" стали извергать все материалы которые могли бы быть сопоставлены первоначально церковной "кухне"; так Вайц выступил с идеей о необходимости изучать душевную жизнь первобытных народов - и вообще проследить историческое развитие психической жизни ("Антропологи" первобытных народов" 1859), он предпринял попытку собрать о жизни разных народов в отношении их культуры, семейной жизни, характера и нравов, политической жизни и религии. Ларус и Штейнталь - основатели этнической психологии, ими оговаривалось: так как дух народа есть реальная сила и создает такие образования, как Язык, значит возможен вид объяснительной психологии. Штейнталь объяснял отношение грамматики, логики и психологической сущности языка. Он выделял коллективный дух как условие связи общества , его элементами считались: язык, мифы, народное творчество, письменность, религия, практическая жизнь, нравы, семейная жизнь, их взаимодействие. На становление этнической психологии повлияли идеи немецкого писателя Иоганна Гердера (1744-1803), который большую роль придал общественной жизни, человеческой культуре, созданной, историческим процессом, которые определяют развитие человека.
X The point is -что Такое психология на самом деле, для..? Отказ немецкой "школы" от рассмотрения психологии на уровне животных , как "рефлексии" на мой взгляд самый верный, так как мышление формирует речь, а речь характеризует вид, индивид отличается тем даже, что есть "контекст" и не только социум, человек (в прочем как и любое другое существо) со зависим в частности в том случае кто и в какой роли перед ним выступает, может также "отражать" как и подражать, принимать или отрицать "влияние" (внушение (признает это собеседник и каковы его качества). Физика тела это 2 часть психологии всвязи с совокупностью всего организма в целом и не только мозга - но это банально, человек есть живой организм без нужды это подчеркивать, первое и основное это качество ума (духа) и его деятельности в этом самом (на сколько здоровом теле) через свойства личности речь преимущественно и другие способы изъяснения, итак 1-е - это речь с помощью которой и что в таком случае усматривает психология что "познает" и таков же и ее инструмент,не единственный однако. Внутренняя активность , ум , мораль, не сводятся к физиологии и часто напрямую противоположны ей. "Правильно думают те - говорил Аристотель своим ученикам - кому представляется, что душа, не может существовать без тела и не является телом". Переживает, мыслит, учится не душа, а целостный организм.
XI Судя об истории, "развитии" и даже эволюции Человека, мы оговариваем цивилизацию как модель общества, стандарты в которой нами устанавливаются или посредством нас (в зависимости от категории власти), а наши «оценки» вытекают или ограничиваются почти всегда неизбежно теми самыми границами, которые устанавливаются как «эталон», как «истина» становясь реальностью. Но объяснив однажды, что человек это в совокупности своего множества (массы или общества), есть набор алгоритмов и/или разные "слои" со своими ограничениями, "возможностями" в иной среде каждый из которых, мы возвращаемся к возможности осуществления такого "программирования" или "сотворения мира". Так еще Платоном и Аристотелем была внесена идея об ассоциациях в понимании психического, они стремились объяснить динамику образов-представлений и ввели механизм ассоциаций. Аристотель выделял за каждым из разрядов ассоциаций (смежности, сходства, контраст) различные движения пневмы в кровеносных сосудах. И вот почему, идея Декарта, как пример того что Дух лишь для образованного есть Ум, для любого другого есть то что ему присуще... Декарт изучал идею Августина, которая об интроспекции была им переработана: он преобразовал религиозную рефлексию в сугубо светскую, направленную на познание объективных истин. Cogito ergo sum - поскольку мышление - единственный атрибут души, она мыслит всегда, всегда знает о своем психическом содержании, зримом изнутри; бессознательной психики не существует. Это самое "внутреннее" зрение получило название - интроспекция, а декартову концепцию сознания - интроспективной.
XII На мой взгляд, именно Дуализм подчеркнутый Декартом и есть то самое "Отче наш", тот контроль над разумом, над человеком, который таким образом становится для одного орудием, а для другого делает его жертвой - власть. А вот истина и реальное Духовное в отношении человека, то что транслируют азиатские учения, то о чем писал Спиноза - Единство, неделимость человеческой природы с природой, есть Дзен или подобие даже текстов санскрита. Душа и тело есть свойство одной природы, Спиноза учил, что имеется единая, вечная субстанция - Природа. которая является единственной реальностью. Я уже писала о том, что если "отключить" большинство или длительность людских сумбурных разговоров которые сами по себе есть отображение уже полученной информации и являются следствием, приобретенной нужды говорить которая также не есть необходимость, то обостряются восприятия человека как высокого Существа, поскольку он растрачивает свое Пси как раз на это самое "общение", которое по сути не есть ни полезное для него, а искусственно созданное и затратное средство установленное созданной массой или ради нее среди Человека отдельного, могущего, видящего, умеющего, воспитанного. Спиноза: душа и тело есть свойства одной и той же субстанции - природы, однако он как Платон не описывает их границы, человека и сотворенного человеком и природы, а они разумеется есть, поскольку есть тело. При этом он утверждал, что тело и душа независимы друг от друга и "ни тело не может определить душу к мышлению, ни душа не может определить тело ни к движению, ни к покою, ни к чему либо другому". Однако есть ли вообще смысл "искажать" Платона, достаточно больше вводных о цивилизации (государство) и природе (мифа) опять же "из Греции), а мы опять оказываемся в христианской действительности с ее "кухней". Целостность человека не только связывает его духовную и телесную сущности, но и служит основой познания окружающего мира. Именно "интуитивное" знание является ведущим, поскольку позволяет познавать не отдельные свойства предметов, но общие понятия. Познавая себя - человек познает мир, так как законы души и тела одни и те же. Порядок и связь идей таковы же, каковы порядок и связь вещей, так как идея и вещь есть разные стороны одной и той же субстанции - Природы. Это адекватное познание рассматривает вещи не в отдельности, а в их необходимой связи, открывая законы мира, субстанции.
XIII Тем самым мы видим как со времен Спинозы (1632-1677) мудрость Индии, "перекочевала" в Европейскую философию, что однако никак не совмещает ее с религией и даже отчасти запрещает саму себя, под отдельным культом или отдельной Культурой, или для отдельных... Единство по Лейбницу, как и у Спинозы, лежит в духовном начале. Он представлял мир в виде грандиозного механизма (помните Да Винчи? - в первую очередь достижения) первичными элементами которого служат неделимые и замкнутые в себе центры жизненных сил, названные им монадами ("монос" гр. единство). В его труде "Монадология" (1714) он приписывал монадам особые нематериальные свойства, психическую активность, качества как способность воспринимать все, что происходит во Вселенной и самоотделяться! Полностью считаю логичным, а следовательно верным эту теорию которая доказывает несостоятельность для психологии Философской истины Декарта о возможности, Лейбниц пишет "убеждение в том, что в душе имеются лишь такие восприятия, которые она осознает (как когда согласно текста и лишь.. человек "внемлет")является источником величайших заблуждений". В душе непрерывно происходит незаметная деятельность "малых перцепций", или неосознаваемых восприятий. В тех же случаях, когда они осознаются, это становится возможным благодаря особому психическому акту - апперцепции, включая внимание и память. Это так, потому как естественно наличие логической цепочки, ассоциативного мышления, все что зримо (даже) не очевидно для всего зрения, которое выделяет само только определеную последовательность (внимание), также и в мышлении и ощущении, если наше восприятие не нацелено на то что оно не осознает, оно не в состоянии это распознать, потому как отталкивается от "важного" (во внимании). Также с подсознательным и ассоциациями, мы не меняем естественно или самостоятельно (автономно) цепочку не зная даже о ее наличие или сути самой такой системы, поскольку даже не владеем знанием о ее наличие, однако это так.
XIV Родоначальник французского материализма Жюльен Офре де Ламетри (1709-1751) полагал, что человек - это сложная, вертикально ползущая просвещенная машина, "живое олицетворение беспрерывного движения", более высокий уровень развития человека обусловлен его Организацией, а также воспитанием и образованием. Он считал, что единственной причиной всех наших представлений являются впечатления от внешних тел. Из них вырастают восприятия, суждения, в общем, все интеллектуальные способности, представляющие собой "модификации своеобразного мозгового экрана, на котором как от волшебного фонаря отражаются запечатлевшиеся в глазу предметы". Он также выделил Потребность как своеобразие - сторона души и ее жизни и подчеркнул их особую роль в поведении Человека. Существа лишенные потребностей, лишены также и ума. Чем больше потребностей, тем больше ума (растения). Эти идеи вполне отвечали новой буржуазной морали. В свою очередь Беркли и Юм, отвечая закону механики И.Ньютона, призывали к установлению единого закона разума "все объясняется первичными ощущениями и законами ассоциации" (Д.Гартли (1705-1757)). По образцу картины Ньютона, Гартли представляет психический мир человека как продукт работы организма "вибраторной машины", вибрации внешнего эфира посредством вибрации нервов вызывают соответствующие вибрации мозгового вещества, которые переходят в вибрации мышц. Как мне кажется, здесь (в школе материализма) в основе всего был заложен поиск путей материализации идеи, путем восполнения процесса необозримого (в организме человека) воспроизводя его "по образу" в действительности обозримой человеком, то есть если механизм состоялся и приведен в действия значить закон - доказан. Некая своя особая философия, которая не подразумевает наличие нереализуемого таким образом в действительности, то есть если не удастся "скопировать" значить это недействительно в природе вселенной как противоположное логике. Смежность во времени или в пространстве и частота повторений их сочетаний - главное условие ассоциаций (чем то согласитесь, в описании напоминает туже мандалу). Общие понятия возникают , когда от прочной ассоциации, которая остается в различных условиях неизменной, отпадает все случайное и несущественное. Совокупность этих постоянных связей удерживается как целое, благодаря слову, которое выступает как фактор обобщения. Анализ ассоциаций и данная концепция привели к обсуждению возможности порядка ассоциаций и механизме "внушения", показывали иные возможности путем установления иной последовательности для порядка ощущений (восприятие). "Порядок и связь таковы, каковы порядок и связь ощущений" Дж. Милль. "Когда одно какое-нибудь состояние произведено другим, связывающий их закон я называю законом духа. Когда же непосредственно причиной духовного состояния является какое-либо состояние тела, мы будем иметь закон тела, относящийся к области физических наук" (Милль Система логики). На мой взгляд , так как любое явление внутри тела уже подразумевает его как минимум наличие если не активность то жизнедеятельность, процессы, мышление же является непрекращающимся процессом помимо сна (бессознательное) достаточно трудным, без тренировки, к своему осознанному тогда временному прекращению; и именно на основании логики. Посему говоря о "единстве" с Природой, согласно Спинозе, именно это "хаотичность" (однако не для механизма) а для привычки отдельного воззрения, наблюдения, а именно цикличность процессов, по аналогии с природой, есть та самая динамика в Природе, что есть ее Логика и тот ритм, который нетренированный ум (восприятие) человека не в состоянии Измерить, поскольку все тела проходят только Свой жизненный срок или не проходят но подразумевается, однако Дух чтобы вместить в себя дабы узнать его в себе, должен быть способен или "в состоянии" (в теле) принять. Именно эта, Разделяя с Человеком, Природа дает восполнение той большой в социальном мире человека дистанции с ней, с Природой, которую он однако в состоянии, со временем, распознать, восприняв (разделив). И таким образом Милль точно также приходит к выводу, о котором написала я: "...не существует самостоятельных законов - "законов духа"... психология есть просто ветвь физиологии, высшая и наиболее трудная для изучения" ( The tongue/ the Language). Именно этим и обусловлен "международный язык" и первенство отдельных рас (цивилизации/информации) в современном "общем" мире - информационном (мыслить - значить существовать), кто где живет - это отдельный вопрос; так "мета-физика", "физика", "физиология", наименование, которые как рас и выделяют предметное от демагогии любой формы.... Однако, нет ничего более предметного чем речь с ее цифрами и наименованиями, но поскольку и она не есть природа, то вопрос как наименований, так и законов отражается в другой модальности.
XV Все решает ЛОГИКА. Локк связывает развитие нравственности с опытом познания, опытом логического мышления. Наше знание - есть идея, от начала и до конца. Идея - это либо результат непосредственной сенсорной реакции на физические свойства реальных объектов, либо результат соединения посредством самого ума простых идей в единой конструкции. Благодаря операции логической демонстрации эти сложные идеи могут начать фигурировать в теориях морали и могут принять форму аксиоматических истин, не отличающихся от истин математики. РЕФЛЕКСИЯ. Для того чтобы восприятие произошло, разум должен быть направлен на объект и это не пассивный процесс, а скорее, активное взаимодействие между наблюдателем и познаваемым миром. Например сегодня, мы получаем информацию через видио, когда ранее нам больше требовалось двигаться, вращать головой, анализировать других (реальных людей или актеров), а не пассивно принимать изображение, мы видоизменились, по-другому быть не может, мы стали менее любопытными (искренне) к другим людям, стали ассоциировать их с ролью их для нас, в нашей жизни, привыкая к другому критерию оценки информации и способу (привычки) ее получать. Сегодня, в сравнении с недавним прошлым, мы изменили последовательность в своей оценке, способе строить связи и умозаключать, через кибернетику, соответственно и логика в социальной среде подвергается тому же видоизменению, как и закон и его практика.
XVI Сократ обозначил путь, коей ведет к просветлению - истине: в беседе человек должен сам определить, найти существо добродетели путем выделения ее случайных непостоянных признаков из своего опыта. Только та истина, которая обреталась в диалоге, свидетельствовала о ясности и твердости нравственного сознания. Истина по своей природе детище диалектической мысли, только постоянное вопрошание и ответы могут вести к ней. Этот метод, на мой взгляд и был взят за основу классического приема у психолога. Так деятельность Сократа, которая получила название "диалектика" - нахождение истины с помощью беседы, в том состоит, чтобы с помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ и тем самым привести его от неопределенных представлений к логически ясному знанию обсуждаемых предметов.
XVII ПРОСТРАНСТВО. Сущность неразделима от своей причиной. Среда и ее условия оказывают «давление» (которое мы именуем влиянием) на индивида. Спенсер подчеркивал связь организма со средой. Он рассматривал психическое в его отношении со средой. Социальная эволюция - часть эволюции вообще, поэтому законы и механизмы приспособления человека к социальной среде только усложняются благодаря появлению новых факторов - видоизменению языка, материального производства, нравственных и эстетических категорий и т.д.. «Отстаивая эмпирический подход к пониманию психики, ассоцианизм защищает идею опытного происхождения индивидуального сознания и безграничной воспитуемости человека» Дан А.Н. Я хочу подчеркнуть, что понятие человек - существо социальное - есть следующая его категория требующая эквивалентного определения Homo sapiens. Если социум (цивилизация) это матрица, то ячейки системы несомненно приобретают форму которую так или иначе приобретает человеческий организм в ней, согласно ее условиям. По сути матрица внешне, без изучения индивида, трудно распознаваема в большинстве случаев, но чисто визуально часто доступна, так как мышление человека не обязательно что сдерживает его в условиях его непосредственной жизнедеятельности или только отчасти. Психическое по Спенсеру, как и жизнь в целом является приспособлением внутренних отношений к внешним, к внешней среде, причем специализация этого приспособления возрастает в процессе эволюции за счет нарастания ассоциативных связей вследствие их повторений в опыте многочисленных поколений, что объясняет возникновение генетической психологии. Но не стоит опять «уходить» в inner от обсуждения материального - цивилизации, в пользу блуждающей «веры», перерождение и т.д. Так inner в работах Спенсера сближает психологию с учением о биологической эволюции, что ценно в нашем случае, для утверждения анализа развития и его роли: повсюду во Вселенной развитие идет от рассеянного к сплоченному, интегрированному, характеризуется концентрацией, от однородного к разнородному, дифференциал, от неопределенного к определенному, индивидуальному. Так жизнь в целом - является приспособлением внутренних отношений к внешним, к внешней среде. В сущности «разногласий» в области теории, между представителями, в том числе разных национальных «школ», а следовательно научных институтов , а следовательно «цивилизаций» в серии с цепочкой исторических завоеваний, установлений новых порядков, мне видится способности и также наличие, «захватывая» предмет требующий в внимания и потребность в трактовках и также «следовательно» его «упускать», как будто «природа» и «социум» являются различным пространством в среде, а следовательно изучении человека. Потому считаю что в отдельных институтах, которые однако прославляли своих ученных, практика и гласность разнились возможно исходя даже из одних и тех же «открытых» научных трактатов или «трудов» когда бы они не были умелым переводом, давно известных истин (открытий). Дабы мотивировать человека, тем более привилегированного или также дать ему такую власть «над миром», через собственное представление (ощущение), его представляли как совершенную часть природы, его ценности обосновывали его огромные познавательные возможности.
XVIII Гельвеций считал , что изначально существует всеобщее равенство людей. Индивидуальные различия являются лишь результатом разного социального положения и воспитания, внешнего толчка. Отсюда его концепция случая: гениями или глупьцами людей делают обстоятельства, в которых они случайно оказываются. Поскольку мы, люди представляем собой многообразие, а матрицы слишком различны, это крайне верно, потому как лишь некая небольшая биологическая или даже умственная разница, обусловленная выбором (хаотикой) самого индивида, не делает его отличным от других, это лишь обьясняет тот самый случай о котором идет речь. Конечно отдельный индивид в большей степени способен адаптировать себя бод обнаружения дополнительных благ чувственных или материальных, таким образом сам создает случаи, а не отталкивается от них, чтобы утвердить иной организм или характер, а пользуется иной категорией постоянства, развивая иную логическую спираль.
XIX ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Еще одной важной особенностью социальной матрицы, как физического поля для индивида, является фактор массовости. Цитируя Фрейда: "создается впечатление состояния, где отдельное эмоциональное побуждение и личный интеллектуальный акт индивида слишком слабы, чтобы проявиться отдельно, и должны непременно дожидаться поддержки подобным повторением со стороны других. Вспомним, сколько этих феноменов зависимости входит в нормальную конституцию человеческого общества, как мало в нем оригинальности и личного мужества и насколько каждый отдельный индивид находится во власти установок массовой души, проявляющихся в расовых особенностях, сословных предрассудках, общественном мнении и т.п.". Сегодня популярный термин "коллективное мышление", под собой как раз подразумевает такой некий объемный формат той же "массовой души", возможно в мнение грандиозном масштабе. Дух и матрица, материальное и условное, поскольку не подлежит счету (из за его отсутствия в виде действия) и не включает анализа, все время ускользает из четких определений и следовательно достоверности, однако это физическое поле, настолько материально, насколько возможно совершенно не подвержено влиянию на него прямого руководства и сплочается случайными актами по мере жизнедеятельности граждан действующих по однажды принятым установкам , по памяти и от случая к случаю влияния "внешних сил", но такая позиция в корне не верная, необходима осознанность и причинно следственная связь как отступ к каждому параграфу любого фактора который является причиной осуществления дел и взаимодействия в/с государством.
XX И вот тут, мы возвращаемся к Френсису Бэкону (1561-1626). Английский психолог, философ, политик, основатель опытной, эмпирической психологии. Точнее выразить формулировку так, что было принято решение поделить теорию, что так необходимо для практики, выделив ее в некие "легенды из Греции" и утвердить новое, назвав его доказуемым (подразумевая Материализованное) и доказать свое величие, ради авторства (догадки), однако переименовав нечто, незнакомое, оно вполне может сгодиться за "новинку" (теория "крестовых походов"). В своих книгах "Опыты", "Новый Органон", Бэкон выступал апологетом опытного, экспериментального знания, служащего покорению природы и усовершенствованию человека. Цитируя Аристотеля, он утверждал что существующее согласно природе нельзя изменить посредствам привычки, и даже человеческая природа изменяема по средствам тренировки, поощрений и наказаний. Аристотель говоря о камне, еще не о яблоке, писал, что брошенный тысячу раз в воздух "не научится подниматься", поскольку для психологии существует огромная разница: фиксированные законы простой материи и законы охватывающие человеческое поведение. Соответственно в силу того, что добродетель и порок являются исключительно или преимущественно привычками, добродетельных граждан можно создать посредством подходящего правления. Он отмечал Макиавелли, затем что тот описывал что люди делают, а не то что они Должны делать. Поэтому мера суждений, как и ее категории, то есть "нравственность" как амплитуда, есть тот самый инструмент "взирания" и "характер" "уполномоченных" (самопровозглашенных), хотя их и разделяет институт как таковой - церковь, остается в руках на усмотрение, тех кто ведает или ведет...
XXI В средневековье, в Европе, традиционно, не существовало небогословской, внецерковной науки. Наукой о Душе было - богословие. Появление христианства требовало своего развития, в связи с чем и доказательства своей уникальности, всвязи чем отобразилась нетерпимость к греческой мифологии, а вмести с ней и к психологии и философии и их концепциям. Все это было «померено» для народа под печатью язычества. Большинство известных школ, как Сад Эпикура, были закрытыми, они хранили в себе знания об античной культуре. Но ислам был намного более терпим к древности и инаковерию, в связи с чем школы свободно развивались, так со временем европейцы сами стали возвращать античные знания на свою территорию, в том числе обратно переводя их с арабского. Христианство само представляло институт психологии - внушения и подчинения, он обращался не к умам, а к чувствам (то что описывалось выше как…). Согласно раннего христианства все знания начинаются с веры, а платонизм отличает рационализм.Для платоника разум - свет, для христианина свет пути - это вера. Принимать истину на веру в платонизме сугубо неправильно, а христианин наоборот, отрицал бы все если этого требует вера. Павел в 13й главе 1 послания к коринфянам, описывая любовь, не дает ей определения, но нагнетает глаголы - любовь делает то-то и не делает то-то, любовь - это реальность, которая проявляется в каком-то действии. К VIвеку возникла необходимость канонизировать постулаты, чтобы предупредить распространение ереси, несущей раскол церкви и тут церковь вновь обращается к античным знаниям, разумеется в своем формате и лишь отдельно. Теория римского ученного Августина Аврелия (354-430) ознаменовала переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению. Считая душу орудием, которое правит телом, Августин утверждал, что ее основу образует воля, а не разум - voluntas волюнтаризм. Индивидуальная воля зависит от божественной и действует в двух направлениях: управляет движением души и обращает ее к себе самой. Здесь мы можем видеть как «установки» словообразования от корня «бог» прочно входят в лексику описывающую природу человека и т.д. Богословы сами утверждали свою материю, ткали эти слоги, гласные буквы и согласные, вводили метафоры, чтобы строить саму логическую цепочку для будущих внемлющих, учеников, народа, для людей, выстраивая для них свои представления о мире. Свобода воли средневековья обсуждала тему Бога сотворившего человека (таким образом) и закон (приписав ему исход), но в то же время сохранил для него возможность следовать своим собственным законам, поскольку даже божественный закон не ограничивает человеческую волю (то есть повиноваться церкви или правителю еще не означает неприметного следования указу). Он же доказывал (запугивал, наставлял), что человек без Бога не может, самостоятельно, без помощи Бога, прийти к нравственности (вербовка), к высшему счастью (обман (определяет счастья законы церковные (или слова главы)) и постижению Благодати (неизбежность учения (внушение (сектанство)). Они (наставники) утверждали таким образом, чтобы допустить под «истиной» угодный им продукт знания, «даже сомневающийся обладает истиной, в которой он не сомневается», все их «просвещение», было настолько же разумным насколько и являлось словоблудием, что совершенно препятствовала разуму находить механизм мышления, рациональность, которая так необходима, чтобы постичь логику, вместо которой вменяли слово «Бог» и другие привнесенные значения, при этом склоняя и кладовая многие термины на манер и приписывали им угодные «от бога» качества, опят же для своей стой разной цели, в зависимости о том о чем должна вестись речь, все для суда на умом, разрешить путем утверждения, обьяснить «правду», «истину». От Августина советовалось, говоря о том, что для обретения истины необходимо выходить за пределы души - истина в самосознании. Однако повсюду Бог и истина затем чтобы спросить у того «кто мудрее», так как именно сознание - тот предмет, который церковь вымещает. «Душа» как предмет была необходимо для дискуссии, чтобы сначала подарить Человеку идею о Душе, о Боге, с тем чтобы забрать у него то личное, что теоретически вы не в силах у него забрать, потому как это в принципе для индивида это не есть реальность, но поскольку человек существо внемлющее и мыслящее, ему можно прописать такое состояние, в которое вы его можете возвращать или «доставать» из него, но на время. К концу VI в. исчезли остатки римской Цивилизации, при которой все состоятельные члены общества умели читать и писать, а ученые обращались ко всем членам общины. Роль церкви возрастает, монастыри становятся оплотом науки, единственными грамотными людьми как правило, были монахи, высшая знать часто не умела писать. К XII веку положение начало меняться, появляются университеты, светская власть подчиняет себе власть церковную, тогда и зародилась Схоластика, города нуждались в более разумном управлении, умение логически мылить опять «входит в моду»: доказывать и строить речь. Ибн-Сины (Авиценны (980-1037)) арабский мыслитель оказывал большое влияние на европейскую культуру, с ним возродилось учение Аристотеля. Ибн-Сины разработал теорию двух истин: истина знания и истина веры не совпадают между собой и не противоречат друг другу, как две параллельные прямые. Расширение прав науки вынуждали церковь развивать свои новые и принятые в обиходе теперь научные нормы, философию, так Фома Аквинский(1225-1274) призывал к одной истине «нисходящей свыше».
XXII "Психология масс и анализ человеческого "я"" З.Фрейд: "Праотец орды еще не был бессмертным, каким он позже стал через обожествление. Когда он умирал, его надлежало заменить; его место заменял вероятно, один из младших сыновей, бывший до той поры массовым индивидом, как и всякий другой. Должна, следовательно, существовать возможность для превращение психологии масс в психологию индивидуальную. Должно быть найдено условие, при котором это превращение совершается легко, как это возможно у пчел, в случае надобности выращивающих из личинки вместо рабочей пчелы королеву". "На примере войска и церкви мы видели, что этим средством является иллюзия, будто вождь любит каждого равным и справедливым образом. Это-то и есть идеалистическая переработка условий первобытной орды, где все сыновья знали, что их одинаково преследует отец, и одинаково его боялись. Уже следующая форма человеческого общества, тотемистический клан, имеет предпосылкой это преобразование, на котором построены все социальные обязанности. Неистощимая сила семьи как естественного массобразования основано на том, что эта необходимая предпосылка равной любви отца в ее случае действительно может быть оправдана. Но мы ожидаем еще большего от сведения массы к первобытной орде. В массообразовании это должно нам также объяснить еще то непонятное, таинственное, что скрывается за загадочными словами гипноз и внушение... Гипноз правда, можно вызывать и другими способами, что вводит в заблуждение и дало повод к неудовлетворенному физиологическими теориями; гипноз, например, может быть вызван фиксацией на блестящем предмете или монотонном шуме".
NATURE & EGO
XXIII Поскольку неточные и эфемерные данные опыта легко вводят человека в заблуждение, то в сознании человека должны быть врожденные идеи, только они могут дать человеку истинное знание. Только при исследовании Вселенной посредством разума выявляется небольшое множество фундаментальных неопровержимых принципов, и из них можно рациональным образом можно делать выводы о более детальных фактах и об устройстве природы. Демокрит писал: что моральные принципы не даются от рождения, но являются результатом воспитания, поэтому люди становятся хорошими благодаря упражнению, а не природе.
Воспитание и его три дара: хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать.
Демокрит ставит нравственное достоинство человека в самую тесную зависимость от его интеллектуального усовершенствования. Правильное состояние гармонического движения душевных атомов возможно только путем мысленного познавания. Нравственное достоинство человека определяется не только его поступками, но прежде всего его настроением. Поступающий несправедливо поистине несчастнее, нежели справедливо страдающий. (Заметьте здесь разницу в понятии «греха» и нравственности как вещи самой в себе). Также он выделяет две ступени в познание: чувственную и разум.
От философов Древне Греции, мы усваиваем иной способ мысли, начало и истоки, в отличии от религиозных христианских постулатов, происходят из иного источника - ума, рассудительности, а не веры, не чувства, с помощью ума мы характеризуем наши чувства, описываем их, поскольку в конечном счете речь идет об истине и о познании, а передать это возможно по средствам слова. Просвещение в Древней Греции, талант рассуждать, есть дар, тогда как в Христианстве дар - это приводить цитаты, восхвалять других. Ментальность, ум - l'esprit. Сократ считал, что поступки человека определяются степенью его осведомленности. Зло люди творят не по собственной воле, а по неведению. В такой иерархии, ключевой атрибут - образование - просвещение, осведомленность (так человек из-за недовольство и незнания лишен смысла мыслить правильно, поскольку к этому его не склонили, не подвергли знанию, не научили мыслить верным способом, любить сию суть и его, человека преимущества как права (возможности), так и природу (награду). Чтобы устранить эту неосведомленность, нужно постичь, что такое добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Но для того чтобы понимать это выражение правильно, необходимо также иметь непосредственное представление о трудах Сократа, о диалогах Платона и не приводить всякую чушь к примеру, если и когда речь идет об эталонах, культуре, философии - культуре ума! Чувство мира и идеи Платона, принадлежат другой категории мысли, отличной от житейской рассудительности, соответственно добродетель и мысль о том, сами по себе никак не производят великого материального блага, однако окрашивают речь изяществом и светом прозрения.
Аристотель: "все люди от природы стремятся к знанию, доказательство тому, влечение к чувствительным восприятиям: ведь независимо от того, есть от них польза или нет, их ценят ради их самих, и больше всех зрительные восприятия, ибо видение, можно сказать, мы предпочитаем всем остальным восприятиям, не только ради того, чтобы действовать, но и тогда, когда мы собираемся что-либо делать. И причина этого в том, что зрение больше всех других чувств содействует нашему познанию и обнаруживает много различных вещей".
Платон рассуждая о душе: три части - это выделение, страсть и разум. Вожделеющая и страстная душа должны подчиняться разумной, которая одна может делать поведение нравственным. Колесница запряженная двумя конями: черный конь - это вожделеющая душа, она не слышит приказов и нуждается в постоянной узде, этот конь стремится перевернуть колесницу; белый конь - это страстная душа, хотя и старается идти своей дорогой, но не всегда слушается возницу и нуждается в постоянном присмотре. Разумная часть души - возница, что ищет правильный путь и направляет по нему колесницу, управляя конем. Также заметно что и библия «вкусила» по-своему это учение, однако и далее это особенно заметно, Логика Платона берет свое начало от самого человека, с его Эго, обращаясь к нему, как зерно, которое таким образом он помещает в благородную почву, по воле самого человека, для его разума и в вере в его разум, есть основа сего аргумента и его положительный, благой смысл. ВОЛЯ. Добродетели являются первоначальными достоинствами души, для того чтобы развивать их, душа должна трудиться. Нравственное становление человека напрямую соотносится с развитием его разума - сверхчувственной части души, опирающейся в познании мира и самого себя не на ощущение, а на мышление. ОСОЗНАННОСТЬ. По мнению Аристотеля, высшими добродетелями доставляющими самое благородное и совершенное удовольствие, являются те, в которых раскрывается разум (осознанность).
Штейнталь объясняя отношение грамматики, логики и психологической сущности языка, выделял коллективный дух как условие связи общества , его элементами считались в том числе язык, мифы, народное творчество, письменность. В "новом масштабе", возвращаясь к первым строком этой статьи, Ярошевский М.Г. назвал это «творческий диалог с прошлым», тенденции и перспективы психологии как знания и роль ее как науки. Это важно так как обозначает грани этого своеобразного звездчатого ромбододекаэдра, поскольку решает вопрос психологии и вопросы других Констант в настоящем и будущем. Переосмысление представлений о мире и человеке в нем (годы I-II мировых войн, ХХ в), далее интернет и глобализация 00-е (адаптация). Это и механизмы, с их предпосылками, движущие силы развития жизни и отдельно от масс, знания, степени и глубины социального развития, и такие социально исторические и культурные условия. Нормы и эталоны в развитии представлений (наименования) нормы научного познания и коммуникации, которые разворачивались между ученными мужами различных наук, в определенную эпоху, через столетия, годы и в отношении одних стран и между иными сообществами. Образовывая новые дискуссии по-новому осмыслялись явления и факты, термины и понятия, выделялись новые предметы и категории, ставились вопросы которые могли решится только через годы, десятилетия. Что также означает и редукции: сведения закономерностей одних культур (знаний), наук, вопросов, пристрастней и утратой проекции противоположных развивающимся тем самым.
Подобно этому Новому времени нашей истории, в Др.Греции, обстоятельства требовали предприимчивости, энергии и инициативы: аккумуляция положительного знания - математического, астрономического, географического, медицинского. Причина тому: радикальные общественные изменения: развитие товарно-денежных отношений, расширение экономических связей, установление морской гегемонии. Все это требовало согласно критического склада ума - самостоятельного логического обоснования этих воззрений. В VIв до н.э., «Психе» древние греки называли «душу», отсюда психология - наука о душе; связь жизни с ее физической и органической основой сказались на русских понятиях: «душа или дух», «дышать» и «возДух».
В христианстве, которое как мы это видим, в своем «образовательном центре», постоянно обращается за знанием к Греции, но постоянно меняет его форму, так христианство устанавливает персоналистскую традицию, в которой обобщение вводных путем особой логики приводит к расширению знаний, если и когда человеку дадут такую возможность, и далее если он сможет себя проявить то при такой возможности предположительно ему будут выделены на то возможности (мысля логически) так как он сам не покидает этой христианской традиции. Н.А. Бердяев писал: «Христианство освободило человека от власти космической бесконечности, в которую он был погружен в древнем мире, от власти духов и демонов природы. Оно поставило его на ноги, укрепило его в зависимость от Бога, а не природы». Однако понятия и «бог» и «природы» различаются в ширине мысли. Безусловно христианство дает вводную на почитание фигуры, в главе к кому ты приходишь «в подчинение», согласно логики и языка и традиции. Однако вера она не есть сама по себе власть, но может быть знанием, и она должна быть для всех иначе это не единство, все что от «веры» принимают на себя отдельные религии, принадлежит только механизму и те пользуют таким образом его, строя свою политическую или научную структуру, в любом случае исходя из знаний психологического свойства.
Общее Мифологическое мировозрение присущее прошлому всего народа и отдельным религиям до и сегодня. Например синтоизм - традиционная религия Японии, основана на анимистических верованиях древних японцев. В родовом обществе древней Греции господствовало мифологическое представление о душе, каждая конкретная чувственно воспринимаемая вещь наделялась сверхъестественным двойником - душой - такой взгляд называется АНИМИЗМОМ (лат. anima - душа). Так, данная основа присуще всем некогда цивилизациям, как традиция и та "вера", что народ "видит", "предчувствует", говорит о "духах", это нечто единое между всеми народами и в той или иной степени, "традиционно" или "среди людей", имело место быть и есть и посей день, также взаимосвязано с силами природы. Это, наверное, есть то общее, что я бы приобщила к общим сведениям в работах Вунда определенных как "психология народов". Он обратил наше внимание на методы для исследования продуктов коллективной жизни - язык, мифы, обычаи и традиции, социальные устои, правовые законы, мораль. Несмотря на то что христианство повествует о своих правах и одобряет тех кто в свою очередь признает христианство, так как это дань, однако традиции которые сам народ "вмещает" под этот формат религии, в целом не всегда с ней соотносятся. Вунд понимал разум как продукт долгой истории развития вида, как высшей деятельности коллективной жизни и придавал значение сравнительно-историческому и историко-психологическому методам.
Мифическое мировоззрение характеризует эмоциональность, образность воспринимаемого мира, склонность оживотворять, одухотворять, одушевлять его отдельные части, нерасчленимым единством, рационального, эмоционального и действительного его компонентов. Человек на основе данного понимания мира старался воздействовать на духи в ситуации болезни. Эти обряды можно отнести к психологическим. Учения, возникшие на Востоке (Китай, Индия), привели к появлению техник и способов саморегуляции тела, психических состояний, к построению первых концепций познания как неразрывной связи органа познания с объектом познания, концепций правильного восприятия и др.
Тем самым стоит обратить внимание на работы таких ученных как Дюркгейма и Хальбвакса, утверждавших, что коллективная память является неотъемлемой компонентой общественного сознания и оказывает существенное влияние на мировоззрение коллективов и отдельных людей и их представлений о прошлом и настоящем, Бараша разработавшего собственную интерпретацию понятия коллективной памяти. Философ предлагает трактовать формирующиеся в общественном сознании символы в качестве средств структурирования пространственно-временных и концептуальных значений с помощью языка, что позволяет обмениваться опытом в публичной сфере. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в сфере общественной жизни образуется система знаний интеллигибельного характера, распространяющихся в определенные эпохи.
С точки зрения Вильгельма Виндельбанда и его последова-
теля Генриха Риккерта, если понятия формируются на основании представлений о ценностях, то тогда становится возможным создание подлинно научной методологии, посредством которой исследователь отказывается от вынесения предвзятых суждений в поддержку или против ценностей, на которых зиждились верования прошлых эпох, и изучает их объективное значение в данном культурном контексте. Научность исторической концепции заключается в возможности для любого исследователя проверить ее объективность, т.е. констатировать ее «всеобщую значимость» (Allgemeingültigkeit). Таким образом, идеал историографии, например истории папства, как ее представил Леопольд фон Ранке, должен заключаться не в восхвалении пап или их осуждении, а в осуществлении универсально значимого анализа истории папства, независимо от какой-либо полемики между сектами и группировками.
Тем временем, в России, общественные настроения привели к обсуждению двух течений: либерально-буржуазное западничество и либерально-дворянское славяноофильство, всвязи с необходимостью анализа путей развития ставились вопросы осмысления прошлого, понимание истоков традиций, происхождения различных качеств русского человека, "народную душу". Г.С.Сковорода (1722-1794) считал, что должен изучать свои природные склонности и делать это с помощью самосознания через наблюдение и опыт в разных аспектах - познание себя "как человека одинокого, от всех отличного", как человека "похожего на других людей", живущих на земле, как человека действующего и творящего. "В поиске своего призвания, соответствующего природным склонностям" В.А.Кольцова. Первая книга в России появляется в 1796г. "Наука о душе" И.Михайлов (в духе английского эмпиризма Локка). Рубинштейн писал "именно с Ломоносовым особенно тесно связаны оригинальные пути становления русской психологической мысли". Идея:для познания психических свойств пригодны те же методы, какими изучаются все другие явления природы. В структуре психического он выделяет умственные процессы и умственные качества человека, которые возникают из соотношения умственных процессов и страстей (крайне верно на мой взгляд). В страстях, действиях проявлялось жизненное качество человеческой личности, руководимое разумом. Важную роль он отводил речи и речевого общения, рассматривал приемы повышения психо-эмоционального воздействия в ходе занятий риторикой.